АВТОМОБИЛИСТЫ - ЗА «БЕЛАРУСЬКАЛИЙ»
Автомобилисты - за «Беларуськалий»
Снизить акцизы на бензин или ввести пошлину на хлоркалий? Ольга МИКША http://www.belgazeta.by/20080825.34/020381511 Вероятно, правительство почувствовало, что цены на моторное топливо для отечественных автомобилистов вплотную подошли к психологическому и финансовому пику, поскольку рассматривает вариант снижения в 2009г. акцизов на нефтепродукты. Чтобы бюджет не опустел, взамен планируется ввести гигантскую экспортную пошлину на продукцию «Беларуськалия» - 317 евро за тонну. Эффективность нефтепереработки - залог наполняемости белорусского бюджета. Поэтому одно из обсуждаемых предложений по повышению рентабельности «нефтянки» состоит в снижении ставок акцизов на нефтепродукты. Как сообщил «Интерфаксу» источник в правительстве, сторонники этого предложения аргументируют свою позицию необходимостью сдерживания роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в условиях долгосрочной тенденции повышения мировых цен на нефть. Сейчас доля акциза в цене реализации моторного топлива на внутреннем рынке составляет около 60%. «За счет снижения ставки акциза можно было бы сохранить текущие цены на внутреннем рынке при росте рентабельности розничных поставок для производителей, - полагает анонимный эксперт. - Кроме того, такой шаг способствовал бы ограничению уровня инфляции». Противники такого подхода указывают на усилившийся «теневой» вывоз нефтепродуктов как самими белорусами, так и транзитерами. Кроме того, снижение ставки акцизов не обязательно означает сохранение внутренних цен на бензин на действующем уровне, т.к. динамика цен на нефть на мировом рынке трудно поддается прогнозированию. Поэтому в качестве базового варианта акцизной политики рассматривается индексация акцизов на прогнозный уровень инфляции. Если сейчас (с 1 июля 2008г.) ставка акциза на бензин марки АИ-95 составляет Br1036 тыс. за т, марки А-92 - Br913,85 тыс., то в следующем году цены на топливо поднимутся как минимум на 9-11% - только за счет акцизов. Если учесть, что только за прошедшее лето бензин подорожал более чем на 15%, а солярка - на 32%, казалось бы, рост небольшой. Но автолюбителям радоваться рано: в прошлом году они уже были свидетелями более чем двукратного снижения акцизов с одновременным повышением отпускной цены на бензин - опять же с целью поддержки нефтепереработки. Как показал дальнейший опыт, потом все вернулось на круги своя: и доля акцизов в цене литра топлива, и динамика роста цен. Однако в прошлом году позиции другого флагмана отечественной экономики - «Беларуськалия» - еще не были так финансово убедительны, как сейчас. Выручка объединения по итогам I полугодия составила почти $1,5 млрд., по году ожидается свыше $3 млрд. против $1 млрд. в прошлом году. Рентабельность зашкаливает за 210% против 67% в 2007г. Несмотря на то, что предприятие платит повышенный налог на прибыль, делает значительные отчисления в Фонд нацразвития и финансирует собственную инвестпрограмму, пройти мимо таких сверхприбылей оказалось невозможно. Примерно с весны в правительстве обсуждается введение экспортной пошлины на калийные удобрения, и пока не удается прийти к согласию лишь по ее размеру. По информации «БелГазеты», изначально предлагалось установить пошлину в размере 37 евро за т, что примерно соответствовало бы российской пошлине в 5% от законтрактованной цены поставки. Затем последовали победные заявления со стороны продавца калийных удобрений об интенсивном росте рынка и заключении контрактов по $1 тыс. за т. На этом фоне первоначально предложенный размер пошлины, вероятно, показался мизерным. Как сообщил на прошлой неделе «Прайм-ТАСС», сейчас готовится решение о взимании пошлины в 317 евро с тонны экспортируемых удобрений до конца 2008г. Таким образом, бюджет рассчитывает дополнительно получить Br1,4 трлн. Однако эксперты полагают, что 317 евро - явный перебор. Дело в том, что заключение контрактов на поставку белорусского хлоркалия по $1 тыс./т не носит массового характера, напротив, по такой цене осуществляются единичные контракты. Большую часть объемов БКК законтрактовала по более низким ценам. Например, поставки в Индию и Китай до конца т.г. будут осуществляться немногим более чем по $600/т. По оценке курирующего «нефтянку» вице-премьера Владимира Семашко, в целом по итогам полугодия средняя экспортная цена составила $405,2 за т. Если отсюда вычесть налоги и транспортные расходы, становится понятно, что брать 317 евро не с чего. Кроме того, правительство не учитывает нестабильную обстановку на продовольственном рынке, который прямо влияет на спрос на калийные удобрения. «Цену с $1 тыс. тоже нужно постепенно повышать, иначе цены начнут падать - такова специфика калийного рынка, - пояснил «БелГазете» эксперт, пожелавший остаться неназванным. - Ситуация сложная. Например, потребители в Юго-Восточной Азии к дальнейшему повышению абсолютно не готовы». В связи с этим белорусские автомобилисты, которые не являются прямыми потребителями хлоркалия, но еженедельно заправляют свои машины продуктами отечественной нефтепереработки, весьма заинтересованы во взвешенном решении правительства относительно источников наполнения бюджета. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вероятно, правительство почувствовало, что цены на моторное топливо для отечественных автомобилистов вплотную подошли к психологическому и финансовому
|
|