Отчасти и прежде всего
Отчасти и прежде всего
Правда о Беларуси, рассказанная ее президентом На прошлой неделе состоялась традиционная (шестая по счету) специальная пресс-конференция президента Беларуси для представителей российских СМИ. Вполне традиционно Александр Лукашенко акцентировал внимание публики на экономике, определив за ней статус "печки", от которой пляшут "и политика, и культура, и другие направления". Константин СКУРАТОВИЧ Как заметил президент, основное назначение таких мероприятий он видит в том, чтобы донести до собравшихся правду о Беларуси. Начал Лукашенко с констатации того обстоятельства, что "в этом году взаимный белорусско-российский товарооборот перешагнет 30 миллиардов долларов. И это очень большие объемы. И если посмотреть на эту цифру и ответить на вопрос: а что же она означает? Видимо, все-таки рост цен на товары и услуги — это так, отчасти. Прежде всего это показатель наращивания физических объемов торгово-экономического сотрудничества. И в первую очередь — результат развития прямых связей между субъектами хозяйствования наших государств". Президенту позволительно рассуждать "в общем и целом". Как утверждает Минстат РБ, в первом полугодии 2008 года "возросшие цены обеспечили 61,9% прироста стоимостного объема экспорта в Россию и 74,6% прироста импорта из России". Таким образом, все обстоит с точностью до наоборот. Именно динамика цен в основном и влияла на увеличение стоимостных показателей, надо полагать, взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, а физические объемы — отчасти. И если Россия в очередной раз поднимет цены на газ, объемы возрастут еще больше. Но станет ли это показателем углубления взаимовыгодного сотрудничества? И с этим ничего не поделаешь. Коль речь идет о рынке, то именно цены решающим образом влияют на физические объемы торговли. И чем меньше на этом рынке идеологии, тем больше шансов для реализации интересов. Ценовой фактор определяет и торговлю Беларуси "с остальным миром". Но тут — с положительным для нас знаком: "Темп роста средних цен экспорта в страны вне СНГ (161,5%) значительно превысил темп роста средних цен импорта (112,8%). При этом физический объем экспорта увеличился на 4,3%, импорта — на 17,9%. Увеличение стоимостных объемов экспорта и импорта в страны вне СНГ на 93,7% обусловлено повышением цен на экспортированные и на 45,8% — на импортированные товары". То есть в торговле со "странами вне СНГ" динамика цен (конъюнктура) очень благоприятствует наращиванию экспорта, позволяет, не опасаясь угрозы дисбаланса, наращивать импорт, а в торговле с Россией — все наоборот. Благодаря росту цен "критический" для нашей промышленности импорт в стоимостном выражении настолько стремительно обгоняет экспорт, что невольно возникает вопрос: в чем тут наша выгода? Отсюда и принципиальное различие позиций партнеров-союзников. Россия может позволить себе покупать любой из товаров, производимых в Беларуси в количествах, стремящихся к бесконечности, по рыночным, но выгодным для себя ценам. Но не делает этого, предпочитая приобретать большинство товаров у более солидных производителей. Беларусь же стремится убедить россиян покупать как можно больше своих товаров, желательно по ценам выше рыночных, а продавать ресурсы по ценам ниже рыночных. В этом и заключается сермяжная правда, которую в своем искреннем контакте с журналистами обошел Александр Лукашенко. Ссылка президента на успешное сотрудничество государственного объединения "Беларуськалий" и частного российского "Уралкалия", создавших для представления на внешнем рынке своих интересов спецэкспортера "Белорусская калийная компания" — "Крупнейший в мире поставщик калийных удобрений! Продукция не успевает на склад попасть, настолько она востребованна. И прибыли приличные" — особого восторга тоже не вызывает. Во-первых, рукотворные горы отвальных пород вокруг Солигорска тоже немаленькие. Во-вторых, прибыли растут, опять же, благодаря не освоению новых технологий, а конъюнктуре. По данным Минстата, в первом полугодии цена тонны калийных удобрений, продаваемых на внешнем рынке, увеличилась в 2,5 раза и достигла без малого 700 USD. Сомневаюсь, что так уж много денег из увеличившейся прибыли пойдет на рекультивацию окрестностей Солигорска. И если уж комментировать это достижение, то уместно вспомнить Маркса, утверждавшего, что при 300% прибыли нет таких преступлений, на которые не пошел бы капитал. В стремлении к наживе Маркс не видел особой разницы между капиталами частным и государственным. А государственный — более необуздан, поскольку его аппетиты может сдерживать только сам держатель, в исключительном ведении которого находится вся государственная власть. И не только Маркс считал госаппарат собственностью чиновников, скрываемой под сенью мифа о народных интересах. Вполне можно быть уверенным: до той поры, пока добыча соли будет оставаться таким выгодным делом, ни одна из ответственных госструктур экологическими проблемами всерьез не обеспокоится. При таком интересе не устояли бы ни болота (легкие Европы), ни деревья в Минске, о которых говорил Лукашенко в ответе на вопрос о своем видении экологической проблематики. Но это к слову. А вообще А. Лукашенко стремился показать себя перед российскими журналистами рачительным хозяином несметного добра, которого журналисты напрасно критикуют за неуступчивость, за нежелание продавать белорусскую собственность российским компаниям: "Тут я готов возразить. Если государственное предприятие, созданное усилиями всего народа, прекрасно работает, приносит хорошую прибыль, зачем его продавать? Как я вот только что привел пример "Беларуськалия". Таких производственных объединений у нас очень много". На это возражение тоже хотелось бы возразить. Ибо на самом деле таких компаний у нас не очень много и количество их с каждым годом убывает. Данное обстоятельство как в зеркале отражается в растущем дисбалансе внешней торговли. Во-вторых, осуществление приватизации есть не что иное, как выход на рынок капиталов (инвестиций) и потому характер предложений, как и на любом другом рынке, должен соответствовать характеру спроса. Предлагать надо то, что могут купить, о цене — договариваться. О том, к чему приводит нежелание считаться с реалиями на инвестиционном рынке, свидетельствует пример российского автопрома. Уж сколько копий было сломано, сколько денег закачано в предприятия отрасли, чтобы уберечь их для российской державы и народа, а рынок взял свое. И народ российский всеми своими социальными слоями давно уже предпочитает иномарки отечественным "иноходцам". И вообще, это вопрос не такой уж принципиальный, как многим представляется. Например, в Венгрии быстро на конкурсных условиях продали государственные предприятия иностранным капиталистам. Принципиально иностранным, поскольку у отечественных "инвесторов" деньги могли появиться только от внедрения "серых" схем ползучей приватизации директорами этих предприятий и бывшими партответработниками. Если бы этого не случилось, правительство Венгрии давно забросило бы политику и, подобно белорусскому, занялось конкретными делами. Допустим, поиском покупателей для автобусов "Икарус" в Венесуэле. В других странах на деле, а не только на словах обеспечили частному капиталу — отечественному и зарубежному — равные права при стабильно улучающихся условиях хозяйствования. Сегодня они уже выходят на рынок капитала как самостоятельные и серьезные игроки. В этом ряду можно назвать КНР, для которой, как некогда обличительно писал Ленин, вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобрел решающее значение. Когда вспоминаешь, что некогда китайская экспансия начиналась с пуховиков да полотенец, слеза набегает. Мучительно больно становится за прожитые годы. В начале которых стояли ЭВМ, станки с числовым программным управлением, автоматические линии и обрабатывающие центры, а ныне остались разве что калийные удобрения да продукты нефтеперегонки. Может быть, и еще что-то осталось, что имело бы спрос "вне СНГ", но вот так, с ходу, не вспоминается. Не спорю, номенклатура есть, и она предлагается. Те же тракторы, грузовики, а теперь еще и автобусы с троллейбусами. Но телевизоры — только с импортной начинкой, бытовая техника — из китайских комплектов отечественной сборки. И все это по прибыльности в производстве и реализации даже не приближается к "добыче калия". Что говорить, если в отечественных универмагах отечественные же товары, экспонируемые отдельно и специально, мягко говоря, не определяют ни моду, ни вкусы, ни стандарты, ни технологии. Их специально выпячивают, а они будто бы этого и не хотят. А кому же хочется выглядеть на балу Золушкой, осознающей невозможность превратиться хотя бы на миг в принцессу? Разве что злым и уродливым мачехиным дочкам... Люди — не куклы, у них своя психология. С этой точки зрения и предлагаю оценить последние инициативы правительства, направленные на ограничение импорта. Ведь осуществились бы они — елку под Новый год не во что будет нарядить. Слава Богу, что у нас инициативы, от кого бы они ни исходили, по традиции с трудом и не до конца осуществляются. Хотя и не всегда уже и наказываются. Новейшая критическая оценка замминистра экономики проекта по налаживанию в Беларуси производства "народного" легкового автомобиля "Саманд", в которой сквозит неудовольствие подбором партнеров-инвесторов для такого важного и престижного дела, позволяет следующий пассаж президента классифицировать по жанру "черного юмора": "Для прихода в страну солидных инвесторов дверь открыта. Создавайте новые производства, владейте ими, честно работайте, получайте прибыль, платите налоги. У нас частный бизнес приветствуется". Как говорится, сам себя не похвалишь — весь день ходишь как оплеванный. Теми "солидными инвесторами", которые во всем мире создают новые производства, владеют ими, честно работают, получают прибыль, платят налоги, но в белорусские предприятия вкладываться не хотят. В структуре инвестиций в основной капитал по источникам происхождения принадлежащие иностранным капиталистам денежки (прямые иностранные инвестиции) составили за 7 месяцев всего 1,3%. Мы к ним со всей душой, а они нас и видеть не хотят! Цифры, говорящие сами за себя. После них заявления разного рода международных экспертов, высоко оценивающих инвестиционный климат в Беларуси, очень часто приводимые в официальных белорусских СМИ, ничего, кроме удивления, вызвать не могут. Завершая преамбулу, Лукашенко счел нужным внести ясность по поводу социальной ориентации экономики. Самокритично отказавшись от авторства, он указал на прямую преемственность этого сегмента белорусской модели с практиками западных государств, которые давно уже озаботились стабильностью и благополучием в обществе. То есть и тут Запад виноват. Хотелось бы заметить, что марксизм тоже был придуман на Западе, но никогда там не доминировал. А уж в том виде, до которого его довели большевики, вообще не существовал. И нельзя сказать, что социальная немецкая экономика, как она задумывалась и реализовывалась Людвигом Эрхардом, чем-либо, кроме декларированных целей и внешних форм, похожа на свой белорусский клон. Прежде всего в таком бесспорном и основополагающем вопросе, как социальное партнерство. Как это и положено по жанру, во вступительной части Лукашенко обозначил круг актуальных, по его мнению, проблем и изложил подходы к их решению. А вопросы российских журналистов и ответы на них в основном были интересны для иллюстрации давно подмеченного факта, что иной интеллигент (а российских журналистов мы, безусловно, считаем людьми интеллигентными) порой ничем не отличается от карпа, прикормленного в рыбхозном пруду. Все ему нипочем, никого не слушает. Понимаем, что иной на такие слова может и обидеться. Не стоит. Из истории известно, что на эту удочку попадались не только карпы, но и рыба покрупнее. Например, мэтр английской сатиры и юмора драматург Бернард Шоу. Снаряжая его в путешествие по Советской России, друзья настойчиво советовали ему прихватить с собой мясные консервы. Он же наотрез отказался и не прогадал. Подавали не только бифштексы с кровью, но и икорку к водочке. А он за это оставался принципиальным сторонником дела мира и социального прогресса и верным другом СССР. Потому полагаем, что и на сей раз традиция не будет нарушена. Специально приглашенные журналисты в своих специально подобранных изданиях донесут до своих читателей президентскую правду о Беларуси. Специально приготовленную и упакованную. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На прошлой неделе состоялась традиционная (шестая по счету) специальная пресс-конференция президента Беларуси для представителей российских СМИ. Впо |
|