ПРОЧЕСТЬ ЗА 15 СЕКУНД
Прочесть за 15 секунд
«Многие из нас просто плохо работают с текстом» Ася КАЛИТИНА http://www.belgazeta.by/20080915.37/070183251 Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад: 250-300 слов в минуту. Но истории известны также факты феноменально быстрого и рационального чтения, достигающего тысячи и более слов в минуту. Так читали, например, Чернышевский, Горький и Марк Твен. Но способность рационально читать - удел не только выдающихся личностей, убежден руководитель Центра быстрого чтения и развития личности Андрей НЕБЫЛИЦЫН. В беседе с корреспондентом «БелГазеты» он приоткрыл секреты быстрого чтения. - Практика показывает, что любой человек со средними способностями может овладеть искусством быстрого и рационального чтения. Почему же некоторые люди, в т.ч. те, у которых за плечами не один институт, читают медленно? - В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации. Так, у некоторых в процессе чтения может происходить возвратное движение глаз к уже прочитанному (мы называет это регрессией), у многих из нас узкое поле зрения: за одну фиксацию мы улавливаем меньше, чем нам позволяет природа. Некоторые, читая, проговаривают текст про себя, бормочут его себе под нос. - Как правило, люди, обладающие подобными «недостатками чтения», не концентрируют внимание на тексте? - Нет, не обязательно. Бывает, быстро читать нам мешает отсутствие внимания. Но чаще всего многие из нас просто плохо работают с текстом: детей с малолетства не учат этому. Вспомните, как школьников учат читать: сначала по слогам, потом пословно, а затем они начинают воспринимать весь объем информации. Но как работать с этим объемом, им никто не объясняет. И получается, что люди, имеющие не одно высшее образование, прочитывая текст, отвечают на два-три вопроса из десяти. Быстрое чтение означает прежде всего быстрое усвоение информации. Но когда мы говорим о скорости усвоения информации, мы в первую очередь имеем в виду качество: насколько хорошо человек улавливает суть, усваивает ее. Только после налаживания этого процесса можно будет говорить об увеличении скорости чтения. На первом месте качественная работа с текстом, которая у большинства людей нарушена. - И как же правильно работать с текстом? - Если коротко, то текст необходимо разбить на несколько частей: на точную информацию, на описание, на важную информацию и т.д. И все это мы отмечаем: прочитали текст - запомнили, еще прочитали - опять запомнили. Необходимо мысленно воспроизвести это в голове. Это самое простое упражнение. Еще стоит помнить, что, кроме информативной, есть еще и смысловая часть текста: автор всегда хочет донести до нас определенную мысль. Но, как показывает практика, примерно 50% читающих не вникают в главную мысль текста. - А главная мысль очевидна? - Да, она всегда очевидна: в большинстве случаев автор не ходит вокруг да около, а говорит прямо. Но очень часто люди не доходят до главной мысли текста потому, что объем информации уводит наши мысли куда-то в сторону. Многие теряются и не видят главного. - Работа с текстом предполагает практические занятия? - Наши занятия очень насыщенны, но отрабатывать то, что слушатель получил на наших лекциях, необходимо самостоятельно дома. - Одна из причин медленного чтения, названная вами, - узкое поле зрения. Можно ли искусственно расширить его? - Конечно! Наше поле зрения равно 15 градусам: участок текста, который четко воспринимается глазами при одной фиксации взгляда. Медленно читающий человек воспринимает еще меньше: его поле зрения сужается до 5-7 градусов, и он с одного раза видит два-три слова. Это сила привычки, не более того. А ведь природой задано периферическое зрение 35 градусов, значит, мы можем расширить наше поле зрения более чем в 2 раза. Необходима только тренировка: нужно работать с мышцами, развивать их. Тогда за одну фиксацию мы сможем улавливать гораздо больше слов. Например, быстро читающий человек за одну фиксацию воспринимает 33-85 слов. - Как скоро физические упражнения на поле зрения дают результат? - Упражнения на поле зрения необходимо выполнять не менее трех месяцев, точно так же, как и упражнения на внимание. Ни один результат не приходит мгновенно. - Какие еще недостатки медленного чтения можно устранить в ходе занятий? - Курс быстрого чтения предполагает занятия по избавлению от артикуляции, т.е. проговаривания текста. Речь человека составляет 150 слов в минуту. И естественно, если человек проговаривает про себя текст, он читает с такой же скоростью: 150 слов в минуту. Кстати, порой люди считают, что у них нет артикуляции, но читают медленно. И я предполагаю, что, возможно, у такого человека есть внутренняя артикуляция: движение голосовых связок, которое он не в состоянии контролировать. Тогда максимальная скорость чтения будет равна 250-300 слов в минуту, и это новый барьер, выше которого он не прыгнет, если не избавится от артикуляции. Наша задача - избавиться от артикуляции полностью, чтобы человек научился читать действительно бегло. Лекция на эту тему занимает в нашем курсе одно занятие. - Какие результаты показывают ваши ученики? - Результат всегда индивидуален, он зависит и от способностей, и от прилежания. В среднем мои ученики тратят 15-20 секунд на страницу книги, воспринимая 3-4 тыс. знаков в минуту и полностью усваивая прочитанный материал. Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но ученые предполагают, что в ближайшие несколько лет объем информации возрастет в 10 раз. Поэтому умение управлять информационным потоком, молниеносно выделять самое важное и необходимое в данный момент имеет большое значение для тех, кто не желает стоять на месте, а хочет развиваться и расти. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад: 250-300 слов в минуту. Но истории из |
|