ФАВНЫ И ЧАРОДЕИ
Фавны и чародеи
Минск отметил Международный день музыки Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20081006.40/360196281 1 октября Государственный академический симфонический оркестр представил слушателям программу, посвященную Международному дню музыки. Оркестром дирижировал Фабьен Теериксен (Франция), а в программе фигурировали французы Франсис Пуленк, Клод Дебюсси и Поль Дюка. СПРАВКА «БелГазеты». Международный день музыки учрежден 1 октября 1975г. по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения праздника считается Дмитрий Шостакович. Международный день музыки отмечается ежегодно во всем мире концертными программами с участием лучших артистов и коллективов. В этот день звучат только лучшие сочинения из сокровищницы мировой музыки. ПРЕМЬЕРНЫЙ ПУЛЕНК Stabat Mater Пуленка - едва ли не лучшее, что может быть включено в программу к Международному дню музыки. Нечто грандиозное, религиозной тематики, с хором, с симфоническим оркестром, тотальное в своей откровенной мелодической ясности. И как итог - перегруженное деталями, скучное и трудное для воспроизведения и восприятия, своего рода часовое упражнение во внимании, усидчивости и искусстве слушания музыки. Для музыкантов - соответствено, в исполнении. В Минске Stabat Mater звучала в первый раз, и следует признать, что к премьере коллективы симфонического оркестра и академической хоровой капеллы подготовились. Были выбраны неслучайный дирижер и неслучайный день, как следствие этого - неслучайная публика. Фабьен Теериксен - профессионал высокой пробы, даже учитывая особенности его послужного списка, по большей части включающего в себя страны третьего мира и благотворительные акции там. Это специалист, которых готовит столичная французская школа: он свободно работает двумя руками, его дирижирование далеко от чисто формальной функции присутствия дирижера перед уткнувшимся в ноты оркестром. Даже пластика его движений, чувственная и даже хорео-графическая, выдавала крайнюю заинтересованность результатом произведения магических пассов перед загадочными белорусскими музыкантами. Быть хорошим дирижером Теериксена обязывает уже одна только регулярная преподавательская деятельность, и нарекания технического характера наш взыскательный меломан вряд ли мог ему предъявить. Другое дело, что из таких дирижеров редко выходят дирижеры блестящие и гениальные - чаще просто безукоризненные профессионалы, делающие то, что делали поколения таких же дирижеров, т.е. управляющие оркестрами и способствующие воспроизведению различного рода музыки. По завершению последней, 12-й части гранд-мотета наш французский гость отдельно отметил класс сопрано хоровой капеллы. Под грохочущие аплодисменты зала, освободившегося наконец от затянувшегося знакомства с премьерой, Фабьен Теериксен поднял еще нескольких музыкантов симфонического оркестра и поблагодарил их за труд. ФАВНЫ И ЧАРОДЕИ Можно сколько угодно говорить о том, насколько Stabat Mater Пуленка увлекательное и проблемное музыкальное произведение, но вторая часть праздничного концерта, куда более легкая, показала обратное. Исполняемая с частотой безотказного шлягера, но неизменно прелестная «Прелюдия к отдыху фавна» Дебюсси вызвала куда более искреннюю и оживленную реакцию зала. Даже сам Теериксен, разгорячившись, по завершении произведения по-дирижерски легко сбросил ноты себе под ноги - к большому удивлению ведущей концерта, вынужденной их обходить, но так и не решившейся поднять. И правда, у нас в Беларуси не принято сбрасывать ноты на пол, даже если это «Прелюдия к отдыху фавна». Как известно, у нас ноты добываются большим трудом музыкантов, энтузиастов и печатной промышленности, а иногда бедный и заигранный репертуар концертов объясняется элементарным отсутствием других нот по сравнению с репертуаром произведений. Это известная проблема, и решается она в каждом случае отдельно. Зал, также разгоряченный музыкальными фантазиями Клода Дебюсси и Стефана Малларме, фавнов, нимф и наяд, оказался хорошо подготовлен к произведению, завершающему программу праздника, - к скерцо «Ученик чародея» Поля Дюка. Чувствовалось, что это самое любимое произведение Теериксена из сегодняшней программы. Такое, которое можно любить просто и по-человечески, в отличие от высокой любви Stabat Mater. К сожалению, ведущая концерта не посчитала возможным рассказывать что-то об исполняемых произведениях, поэтому предупрежден и вооружен был тот, кто заранее ознакомился с текстом одноименной баллады Гёте и мог со знанием дела следить за интригой разворачивающихся событий между учеником мага и вырвавшимися из-под его контроля стихиями. «Ученик чародея» - призведение, принесшее Полю Дюка всемирную славу и регулярно исполняемое симфоническими оркестрами сегодня; у нас оно пока звучит редко. Интерпретация Дюка скорее переигрывает в желании видеть в этой нетипично «нестрашной» для Гёте балладе только провинциальную шутку, зато прекрасно отражает «скрип» завершающей балладу дедовской морали Гёте и потом поет хвалу его поэтическому гению. Возможно, именно эта прекрасная безделица, а не Stabat Mater и не «Прелюдия к отдыху фавна» наиболее точно отражала демократичный характер учрежденного ЮНЕСКО праздника. КАТМАНДУ ГУЛЯЕТ В этом году далеко не все филармонии и концерт-холлы мира отнеслись к Международному дню музыки столь же добросовестно, как Минск. В этот день молчали, например, концерт-холлы Шанхая, Копенгагена, Дублина, филармонии Варшавы, Ливерпуля и Люксембурга. В хельсинкском концерт-холле «Финляндия» 1 октября прошел концерт симфонического оркестра финского радио, в нью-йоркском «Карнеги-Холле» хор и оркестр собора св.Игнатия Лойоллы исполнили «Хоральную симфонию» Бетховена и «Чичестерские псалмы» Бернстайна. Наиболее же ответственно проявили себя в Международный день музыки Москва и Катманду (Непал). В Московской госфилармонии прошел праздничный гала-концерт к 100-летию со дня рождения Давида Ойстраха, а Катманду сутки гулял на фестивале с джазовой, блюзовой и рок-программой, посвященном Международному дню музыки. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
1 октября Государственный академический симфонический оркестр представил слушателям программу, посвященную Международному дню музыки. Оркестром дирижи
|
|