И для дилеров есть место...Некоторые проблемные вопросы, которые были изложены в статье «Безответственный миллион», официально прокомментировало Министерство экономики. Оказалось, что в вопросах проведения конкурсных торгов в республике действует справедливое законодательство, которое нацелено на создание конкурентной среды. К сожалению, оно не всегда соблюдается. Основные положения, которые применяются при проведении закупок, были изложены в письме Министерства экономики в редакцию. В системе закупок конкурс, прежде всего открытый, является основной процедурой, которая обеспечивает принципы гласности и добросовестной конкуренции. Эти принципы реализуются через публикацию организацией, проводящей конкурс, в СМИ, сети Интернет соответствующего приглашения, а также через индивидуальную работу с потенциальными участниками торгов. При этом приглашения должны способствовать максимальному вовлечению заинтересованных компаний, в том числе и путем предоставления им достаточного времени для подготовки предложений. Для оперативных и простых закупок, как правило, предусмотрены иные, чем конкурсы, виды процедур закупок. Важность продолжительности периода для подготовки предложения подтверждается в статье 418 Гражданского кодекса «Организация и проведение торгов». Согласно этой норме извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения, если иное не предусмотрено законодательством. Законодательством Беларуси в области госзакупок и закупок, осуществляемых за счет собственных средств субъектов хозяйствования, для подготовки предложений на участие в конкурсе (открытом либо закрытом) также определен аналогичный срок. При этом допускается установление менее продолжительного срока, но только для проведения повторного конкурса либо при срочности закупки (при строительстве). Например, согласно пункту 75 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Беларуси, утвержденного Указом Президента от 25 августа 2006 года № 529, срок для подготовки и представления конкурсных предложений на открытый конкурс не может быть менее 30 календарных дней. Срок в 10—15 дней для подготовки тендерного предложения на поставку сложного оборудования (тем более если оно изготавливается по специальным спецификациям, фактически в единичном экземпляре), как было указано в статье «Безответственный миллион», следует считать не только недостаточным. Прежде всего это нарушение законодательства. Такой срок, безусловно, негативно скажется на составе и количестве участников и тем самым и на уровне конкуренции при проведении конкурса. Информация о закупках товаров (работ, услуг), проводимых на конкурсной основе в случаях, определенных главой государства или правительством, согласно вышеперечисленным нормативно-правовым актам размещается на сайте в сети Интернет ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом», издаваемом на базе указанного центра. Порядок такого размещения определен постановлением Совета Министров от 7 декабря 2006 года № 1632 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 529». При этом облисполкомами (Минским горисполкомом) могут самостоятельно определяться источники для публикации информации о закупках, что и реализовано на практике Брестским, Гродненским, Минским облисполкомами и Минским горисполкомом. Например, для этих целей Брестский облисполком определил газету «Заря» и официальный сайт КУИП «Редакция Брестской областной газеты «Заря»; Гродненский облисполком — газету «Гродзенская праўда» и сайт www.region.grodno.by; Минский облисполком и Минский горисполком — свои официальные сайты и журнал «Тендер». Кроме того, конкурсная система закупок предусматривает и возможность индивидуального приглашения потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые известны организации, проводящей конкурс. Но эта норма носит рекомендательный, а не обязательный характер. Надо отметить, что предшествующее проведению процедур закупок изучение конъюнктуры рынка, а также индивидуальная работа с потенциальными участниками этих процедур положительно сказываются на результативности закупок. Однако следует признать: такие подходы используются далеко не всегда и не всеми организациями, которые проводят конкурсы. Закупки за счет бюджетных средств относятся к категории государственных закупок и, как правило, осуществляются организациями — непосредственными получателями бюджетных средств, т.е. заказчиками. Согласно подпункту 1.7 пункта 1 положения «заказчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие средства из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредиты, льготируемые за счет средств бюджетов, для осуществления закупок и осуществляющие такие закупки, и бюджетная организация». Передача функций заказчика допускается только организаторам (уполномоченным организациям) — организациям, наделенным таким статусом по решению главы государства, а также решению государственного органа (организации) в случае централизованного осуществления закупок товаров организациями, подчиненными такому органу (организации). Организатором (уполномоченной организацией) может быть определена любая из организаций, подчиненных государственному органу (организации), принявшему решение о централизации закупок в отрасли (сфере деятельности). В настоящее время функции организаторов (уполномоченных организаций) выполняют ГО «Белресурсы», КУП «Тендерный центр Мингорисполкома», РУП «Белспортобеспечение», УП «Белмедтехника», УП «Фармация», ОАО «Белэнергоснабкомплект», УП «Белтопгазкомплект» и другие. Перечень организаторов и уполномоченных организаций размещен в разделе «Государственные закупки» на официальном сайте Министерства экономики. Вместе с тем, например, при строительстве возможен выбор подрядной организации на условиях сдачи объекта под ключ. В таком случае закупка оборудования осуществляется подрядной организацией. Контроль за соблюдением как заказчиками, так и организаторами (уполномоченными организациями) установленного порядка закупок на конкурсной основе осуществляется соответствующими контролирующими органами. Учитывая тот факт, что организатор определяется для целей выполнения части функций вместо заказчиков государственным органом (организацией) из числа подчиненных ему организаций, то прежде всего контроль за деятельностью организатора должен осуществляться со стороны ведомственных контрольно-ревизионных служб этих же органов (организаций). Это предусмотрено положениями Указа Президента от 25 августа 2006 года № 529 (подпункт 1.6 пункта 1). Также контроль за ходом проведения конкурса (иного вида процедуры закупок), в том числе в связи с обжалованием решений и действий (бездействия) заказчиков (организаторов, уполномоченных организаций), может осуществляться на любых стадиях проведения процедур до заключения договора на закупку. Непосредственно законодательство по вопросам закупок на конкурсной основе не содержит положений по ограничению доступа к конкурсам (иным видам процедур закупок) поставщиков товаров исходя из их организационно-правовой формы. Поэтому в торгах на равных условиях могут участвовать как производители, так и их дилеры и дистрибьюторы. Определять состав потенциальных участников торгов субъект хозяйствования вправе, но только в том случае, если решение провести конкурс — это собственное решение заказчиков, а не обязанность, установленная законодательством. Конкурсная система закупок, действующая в республике, обязательна в отношении государственных закупок товаров (работ, услуг), но при этом в ряде случаев такие закупки могут осуществляться без конкурсов. Что же касается закупок за счет собственных средств субъектов хозяйствования, то здесь применение процедур конкурсной системы закупок носит избирательный характер. Так, конкурсная система в этой области (согласно решению правительства) обязательна только в части закупок стоимостью свыше 50 тысяч базовых величин, осуществляемых организациями государственной формы собственности. Но при этом допускается установление отраслевых особенностей закупок отдельных видов товаров (работ, услуг). Хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам, вправе самостоятельно принимать решения о целесообразности применения процедур конкурсной системы в своей закупочной деятельности. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Некоторые проблемные вопросы, изложенные в статье «Безответственный миллион», прокомментировало Министерство экономики |
|