БТС В РЕБРО
БТС в ребро
Расклад недели Сергей ЖБАНОВ http://www.belgazeta.by/20081208.49/040070421 28 ноября Минэкономики Беларуси приняло постановление, повышающее тариф на транспортировку нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам почти на 53% (с $0,89 до $1,36 за прокачку 1 т на 100 км). А 1 декабря глава российского правительства Владимир Путин подписал распоряжение о проектировании и строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Строительство БТС-2 будет финансироваться в основном за счет долгосрочных рублевых облигаций, выпускаемых компанией «Транснефть». Впрочем, не только. В инвестиционную программу «Транснефти» уже дополнительно включены RUR2 млрд., направляемые на проведение проектных работ по БТС-2. Следует обратить внимание на то, что, принимая данное решение, компания одновременно сократила финансирование строительства первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» на RUR14 млрд., а также проекта «Бургас-Александропулис», финансирование которого урезали в 3 раза. Тем самым четко расставлены экономические, а возможно, и геополитические приоритеты. Пусть аналитики рассказывают истории об экономической неэффективности проекта БТС-2, но у российского премьера слова пока не расходятся с делом. Он последовательно проводит линию на сокращение транзита по нефтепроводу «Дружба» вкупе со снижением объемов поставок энергоносителей и перевалок товаров через порты стран Балтии. Путина давно раздражает «транзитный шантаж» со стороны постсоветских республик, и он готов реализовать любой трубопроводный проект, в перспективе избавляющий Россию от накладных расходов подобного рода. СПРАВКА «БелГазеты». Идея строительства БТС-2 в обход территории Беларуси возникла в январе 2007г., после того как власти страны попытались обложить транзитной пошлиной прокачку российской нефти по трубам «Дружбы». В ответ Россия временно прекратила использование этого магистрального нефтепровода. Пуск БТС-2 запланирован на 2012г. Стоимость проекта оценивается в RUR120-130 млрд., что эквивалентно $4,3-4,6 млрд. Очевидно, что нефтепровод с проектной мощностью в 50 млн. т будет заполнен прежде всего за счет «Дружбы», а поставки нефти из Казахстана рассматриваются в данном случае как дополнительный источник сырья. Таким образом, транзитный поток российской нефти, текущий по территории Беларуси, может сократиться с 80-90 млн. т сырья до 30 млн. т, включающих 22 млн. т нефти, требующихся экономике республики. Удар по доходам Беларуси от транзита после запуска БТС-2 будет нанесен мощнейший. И вариантов белорусского ответа на брошенный Путиным вызов немного, а эффективных, откровенно говоря, вообще нет. Только свежее предложение из Беларуси о продаже национальной трубопроводной транзитной сети может нейтрализовать экономические последствия ввода в эксплуатацию БТС-2. Причем его условия должны быть настолько соблазнительными, чтобы российское правительство ни в коем случае не смогло бы от него отказаться. Однако план акционирования и приватизации госсобственности на 2008-10гг., в который вошли нефтепровод «Гомельтранснефть Дружба» и Новополоцкое РУП по транспорту нефти «Дружба», на Москву большого впечатления не произвел, поскольку условия предложены стандартные, а инвестиции в ремонт проржавевшей «Дружбы» потребуются крупные, что в свое время и признал посол России в Беларуси Александр Суриков. К тому же никакой специальной оферты в адрес «Транснефти» из Беларуси не поступало. Упустили момент. Вот и получили в итоге БТС-2 со всеми вытекающими последствиями. После начала строительства альтернативного трубопровода Россия вообще может утратить интерес к теме акционирования «Дружбы». Реакция на подобные предложения будет очень вялая. Вроде той, какую Москва уже демонстрирует, когда заходит речь о строительстве второй нитки газопровода «Ямал-Европа». Зачем он нужен, пока не реализован начатый проект Nord Stream ? Между тем Беларуси придется принять еще одно важное решение в связи с началом реализации проекта БТС-2. До сих пор, не желая дразнить Россию, мы отказывались от роли страны-транзитера в польско-украинском проекте строительства нефтепровода по маршруту Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Теперь, казалось бы, можно было и согласиться в расчете на сохранение хоть каких-то перспектив по транзиту нефти. Но беда в том, что если России удастся наполнить БТС-2 и казахской нефтью, то тему альтернативного европейского нефтепровода через территорию Польши и Украины можно считать отложенной в долгий ящик. По крайней мере до окончательной победы над мировым экономическим кризисом, ослабившим не только западные кредитные потоки в страны Восточной Европы, но и интерес к нефти. Теперь Украине, странам Балтии (не исключено, что и Беларуси) придется выработать принципиально новую стратегическую концепцию национального развития, основанную на чем угодно, только не на эксплуатации транзита российских энергоносителей и минерального сырья. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
28 ноября Минэкономики Беларуси приняло постановление, повышающее тариф на транспортировку нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам почти на 53%
|
|