Режиссер Эльдар Рязанов в МИНСКЕ: «Ирония» вернулась на экраны, и я понял - алкоголизм победил…»Любимый не одним поколением телезрителей кинорежиссер Эльдар Рязанов впервые провел в белорусской столице творческий вечер. Кумир миллионов вышел на сцену под ремикс музыки из «Служебного романа». Полторы тысячи зрителей стоя встречали аплодисментами любимого кинорежиссера. В третьем ряду партера вместе со всеми рукоплескала любимому жена Эмма Валерьяновна. — Дорогие друзья, жизнь прожита большая, поэтому мне сейчас начинать творческий вечер очень трудно. Несколько недель назад мне исполнился 81 год, это очень много. Начинал я на «Мосфильме» в 1955 году. Получается, что в строю уже 53 года. За это время я сделал 26 картин. И, если я начну рассказывать о каждой, то наш вечер превратится в утренник. Но, если собрать все мои картины вместе, то почти после каждой из них я должен был заглаживать свои идеологические ошибки. И, если раньше была цензура идеологическая, то сейчас – толстого кошелька. Многое сейчас мне не понятно. «Ночной дозор», к примеру, не совпадает с моими установками… Но сейчас я расскажу о том, как в советское время мне приходилось бороться за каждое свое детище. «Человек ниоткуда» Этот фильм я закончил снимать в 1961 году. Это был мой третий фильм после «Карнавальной ночи» и «Девушки без адреса». Первая роль Сергея Юрского и Анатолия Папанова и вторая роль Юрия Яковлева. Мы решили сделать такую эксцентрическую комедию, когда снежный человек (Сергей Юрский) пытается стать настоящим человеком. Но картина крайне не понравилась начальству. Может быть потому, что Сергей Юрский, для того, чтобы стать человеком решил стать начальником. А оказалось, что вначале нужно стать хорошим человеком, а потом, хоть начальником. И вот однажды на XXI съезде КПСС главный идеолог того времени Михаил Андреич Суслов нас «долбанул» со страшной силой. Он увидел на плакате с анонсом фильма Сергея Юрского в меховых шортах и сказал: «Снять! Это человек не оттуда!» И картину сняли. Несмотря на то, что он даже не посмотрел фильм. И я понял, что держава на меня обиделась, так сказать «нахмурилась». И я решил реабилитироваться. И снял фильм, который потом назвали… «Гусарская баллада» В нем замечательно сыграли Лариса Голубкина и Юрий Яковлев. Был 1962 год и, казалось, что уж с этой картиной все будет хорошо. Но фильм кладут на полку. За что? И узнаю это, когда встречаю министра культуры Фурцеву, которая мне говорит: «Как вы совершили такую ужасную ошибку? Вы же оскорбили честь великого полководца Кутузова, которого в вашем фильме играет Игорь Ильинский. Как только он появляется в кадре, зрители начинают хохотать!» «Но это же комедия!» — пытался я объяснить ситуацию. Но — бесполезно. И тут раздается звонок из газеты «Известия», которой тогда руководил зять Хрущева Аджубей. И приглашает картину «Гусарская баллада» на просмотр в «Известия» (тогда это было принято). Мы пришли, собралось множество журналистов, в том числе сам Аджубей с восьмилетним сыном (внуком Хрущева). Погасили свет и начали смотреть. И в какой-то момент в полной тишине раздался детский крик: «Не хочу я это смотреть, не буду!!» Аджубей встал и ушел вместе с ребенком. После просмотра я был в полном отчаянии: я ненавидел страну, в которой живу, и в таком состоянии пешком шел домой и матерился. Но дальше произошло чудо. В газете «Неделя» (которая была приложением газеты «Известия») появилась небольшая статья, где было расписано, какая замечательная картина «Гусарская баллада» и самое главное, как замечательно Ильинский сыграл великого народного полководца Кутузова! И этого оказалось достаточно. Через два дня 7 сентября состоялась премьера фильма, и до конца года ее посмотрели 48 миллионов зрителей! «Берегись автомобиля!» Изначально сценарий картины писался под Юрия Никулина. Но выяснилось, что он надолго уезжает на гастроли. Я отправился в министерство культуры просить, чтобы Никулина освободили от гастролей, но наткнулся на новое препятствие. Тогдашний министр Алексей Романов решил почитать сценарий фильма. «Сценарий очень плохой!» — сказал он мне через несколько дней. Почему? «Потому что кино обладает заразительностью, зрители копируют своих кумиров! Так вот, после вашей картины советские люди начнут воровать друг у друга машины!» И картину закрыли. Тогда по мотивам сценария мы решили опубликовать повесть. На это ушло целых три года. Книгу опубликовали, и всем понравилось. И только после этого мне разрешили снимать кино. Но вместо Никулина я пригласил Смоктуновского. Мы начали снимать, время, как всегда, поджимало… И вдруг меня снова вызывают к министру Алексею Романову. «Это правда, что вы на главную роль взяли Смоктуновского? Как вы могли, он же только что сыграл Ленина!» — возмутился министр. «Да, но он же будет играть в другом гриме…» — только и смог сказать я. «Это не важно, вы не имеете права снимать его в этой роли, он несет на себя отпечаток мирового вождя!» «Что ж по-вашему, он теперь и водки выпить не может, и к девочке пойти?» «Не может!» В итоге каждый остался при своем, а когда я направился к выходу, то услышал в спину: «Да, не разборчивый у нас Смоктуновский!..» На следующий день министр отправился в отпуск, а я отправился снимать картину. «Ирония судьбы или с легким паром!» После этой картины мне тоже досталось! Оказалось, что фильм пропагандирует пьянство. И когда Горбачев ввел сухой закон и боролся с алкоголизмом, фильм запретили, и несколько лет его ни разу не показывали. До тех пор, пока не поняли, что эта борьба бессмысленная и бесполезная. И картина вновь вышла на экраны. После этого случая, я для себя решил, что это тот самый случай, когда алкоголизм победил коммунизм! К продолжению фильма «Ирония судьбы…» отношусь неважно. Не понимаю, как эта дуреха Лиза Боярская любит Хабенского, когда есть такой замечательный Сережа Безруков?.. У меня к этой картине много вопросов, но единственное, что я сказал после просмотра: «Режиссер этой картины – отважный человек!» А дальше думайте, как хотите… Женя Лукашин: - Рязанов сказал лететь в Ленинград!«Карнавальная ночь-2» В декабре 2006 года исполнялось 50 лет фильму «Карнавальная ночь». И Константин Эрнст в середине сентября предложил сделать к юбилею римейк картины. Но поставил условие: фильм должен выйти на экраны 1 января. И мы за два с половиной месяца сделали то, что обычно делается год-полтора. Я помню, как я жил в это время: ложился в полночь, просыпался в полчетвертого, потому что понимал, что не знаю, как я сегодня буду снимать. Поэтому до семи часов утра я придумывал очередную сцену. Потом я делал зарядку и обливался ледяной водой. А затем ехал на съемку, работал и приезжал домой около полуночи, чтобы снова поспать три часа… Но нам удалось собрать замечательную команду артистов (Алена Бабенко, Сергей Маковецкий, Инна Чурикова, Сережа Безруков) и вложиться в сроки. К фильму написали замечательную песню на мои стихи и искали исполнителя. В итоге предложили спеть мне. Я был в шоке: «Только по приговору народного суда и под прицелом автоматчиков! (просто у меня нет ни слуха, ни голоса, ни музыкальной памяти)» Я понимаю, что даже зайца можно научить зажигать спички, но, мне кажется, что это все-таки легче, чем научить меня петь (улыбается). Но в итоге меня уговорили и я, с моей женой Эммой, два дилетанта, нахально поем песню на мои стихи (улыбается)... А теперь давайте прощаться. Я каждую свою съемку заканчивал словами: «Спасибо большое всем, разойдемся, пока не начался мордобой!» Поздравления Эльдара Рязанова из фильма «Карнавальная ночь-2»: — Дорогие, любимые, мои! Если вдуматься, то счастье – это отсутствие несчастий. Я желаю, чтобы в будущем году беды и напасти обошли вас стороной! Я бесконечно признателен вам за то, что все эти годы вы были вместе со мной! Спасибо! КСТАТИ После возвращения в Москву Эльдар Рязанов был планово прооперирован. По утверждению врачей, состояние здоровья кинорежиссера удовлетворительное, и уже в больничной палате он снова продолжил работу. В наступающем году «Комсомолка» желает любимому кинорежиссеру здоровья и всех благ! Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сразу после поездки в Минск Рязанов лег в больницу
|
|