Запасы продукции угрожают благополучию Белорусской экономики
11 февраля 2009 Экономика и бизнес
Александр АЛЕСИН, Белорусы и рынок Запасы продукции, накопленные на ведущих предприятиях страны, являются подлинной угрозой благополучию ее экономики. Появление в ряде независимых изданий сообщений о переходе Минского автозавода (одного из символов экономического могущества Беларуси) со 2 февраля на трехдневную рабочую неделю (наряду с субботой и воскресеньем выходными объявлены также понедельник и пятница) стало подлинным громом среди ясного неба для многих граждан нашей страны и вызвало у них вполне понятное недоверие. Однако уже через день информацию о введении на одном из ведущих предприятий отечественной индустрии сокращенного графика производства подтвердил и исполняющий обязанности генерального директора РУП "МАЗ" Николай Давыденко. По его словам, предприятие работает в соответствии с общемировыми тенденциями и делает все для того, чтобы не допустить затоваривания складов, с одной стороны, и избежать сокращения численности персонала — с другой. В дальнейшем решение о количестве рабочих дней будет приниматься в зависимости от динамики ситуации. При этом Н. Давыденко заявил, что снижения тарифных ставок и окладов работников руководством МАЗа на данный момент не планируется, но выплата премиальной части заработной платы, естественно, зависит от конечных результатов труда. Когда не спрятать достижений Особую пикантность ситуации придает то, что еще две недели назад БЕЛТА сообщило, что в 2008 г. Минский автомобильный завод изготовил 23.763 (включая машинокомплекты) грузовых автомобиля против 23.429 в 2007 г. Среднесуточный выпуск сборки автомобилей, машинокомплектов и шасси за 2008 г. достиг 97,5 ед. В 2007 г. этот показатель находился на отметке 95,6 ед., в 2006 г. — 87,4. А темп роста производства товарной продукции в сопоставимых ценах в целом составил 114,6%. В прошлом году МАЗ изготовил также 9.287 ед. прицепной техники. По сравнению с 2007 г. производство этой продукции увеличилось более чем на 18%. Выпущено 1.813 ед. пассажирской автотехники (1.769 автобусов и 44 машинокомплекта троллейбусов), что составило 102,5% к уровню предыдущего года. Выпуск автокранов возрос до 708 шт., прицепов к легковым автомобилям — до 3.440 шт. И до недавних пор на прославленном заводе останавливаться на достигнутом не собирались. Как заявил незадолго до новогодних праздников в интервью БЕЛТА финансовый директор ПО "БелавтоМАЗ" Олег Юшко, на 2009 г. планируется рост основных производственных показателей завода по сравнению с 2008 г. А на перспективу, насколько можно судить по инвестпроектам, представленным на Белорусском инвестиционном форуме в Лондоне, планы строились вообще грандиозные. Помимо строительства автобусного завода, РУП "Минский автомобильный завод" представило там проекты создания нового производства семейства автомобилей уровня Euro-3 и Euro-4 и модернизации действующего производства с наращиванием мощностей для выпуска 50 тыс. грузовиков в год. Еще один проект — организация нового производства автомобильных кранов с объемом выпуска 1 тыс. ед. в год. Многовато будет Между тем уже осенью прошлого года после резкого обострения финансово-экономического кризиса в Российской Федерации (основном рынке сбыта для большинства предприятий нашей промышленности) в экспертном сообществе все чаще стали высказываться сомнения в правильности курса на наращивание валовых показателей выпуска продукции безотносительно к результатам ее продаж. Итог такой политики предугадать нетрудно: сверхнормативные объемы материально-технических ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции; замедление движения и дефицит оборотных средств, нарастающие убытки и, наконец, паралич производства. Опасения эти усилились после того, как в июле 2008 г. поставки седельных тягачей в РФ опустились относительно уровня июня до отметки 71,76%, а грузовых автомобилей — до 87,96%. В дальнейшем развитие этой негативной тенденции продолжилось. Расчеты показывают, что если в период с января по июнь в РФ ежемесячно в среднем отправлялся 561 тягач, то с июля по ноябрь — только 440, или на 21,5% меньше, чем в с среднем за первые 6 месяцев. Причем в ноябре 2008 г. зафиксирован полный "облом" в экспорте "траков" в РФ: их было поставлено аж 171. Показатели для грузовых автомобилей: 799 — в первом полугодии и 610 — во втором (-24,7%), 230 — в ноябре. То, что опасения критиков правительственной стратегии были справедливыми, подтвердили и данные официальной статистики. В соответствии с ними на 1 января 2009 г. на складах автомобильных предприятий страны скопилось 2.045 грузовых автомобилей (включая седельные тягачи), что в 3,9 раза превышает величину запасов готовой продукции на 1 января 2008 г. (до 95% этих запасов пришлось на долю МАЗа). Причем, как полагают эксперты автомобильного рынка, примерно такое же количество грузовиков осело, говоря научным языком, в "каналах реализации", то есть покинуло территорию заводов, но так и не нашло покупателей. Общая стоимость непроданных грузовых машин оценивается примерно в 400 млн. USD и составляет около 23% от объема их товарного выпуска в денежном выражении (причем значительную часть этих средств ввиду дефляции вернуть уже не удастся). Если же принять во внимание оценки аналитиков, в соответствии с которыми в 2009 г. продажи белорусских грузовиков могут упасть на 40% (до 15.000 шт.), то окажется, что более 1/4 этого количества уже имеется в наличии и персонал некоторых наших автогигантов может отдыхать целый квартал. И, судя по последним событиям, похоже, что эта своеобразная отпускная кампания уже стартовала. Меньше — лучше Здесь невольно напрашивается вопрос: как обстоят дела у основного конкурента МАЗа в России — Камского автозавода? Ведь оба предприятия занимают одни и те же товарные ниши, причем рыночная доля автогиганта из Набережных Челнов более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель минчан. Понятное дело, что сокращение спроса на большегрузы не обошло и его. К началу осени сбыт продукции КамАЗа упал более чем на 20% (а ближе к концу прошлого года — на все 60-70%). Но так как российский завод является акционерным обществом (пусть даже его контрольный пакет принадлежит госконцерну "Ростехнологии"), его руководство в ответ на ухудшение конъюнктуры незамедлительно приняло меры к минимизации неизбежных в такой ситуации потерь за счет оптимизации всех заводских расходов. Как за счет сокращения затрат на закупки металла, материалов и комплектующих изделий, так и путем снижения уровней незавершенного производства, остатков готовой продукции и товаров, отгруженных, но неоплаченных. Следствием этого стал выпуск автомобилей исключительно под заказ. Первым шагом в реализации антикризисных мер стал переход с 4 октября 2008 г. всех производственных подразделений ОАО "КамАЗ" с шестидневной на четырехдневную (32-часовую) рабочую неделю. Но сбыт продолжал падать, и, чтобы не омертвлять столь дефицитные средства, сначала с 24 ноября по 7 декабря 2008 г., затем с 23 декабря 2008 г. по 19 января 2009 г. конвейер Камского автозавода останавливался, а работники отправлялись в отпуск с частичной оплатой. Предполагается, что нынешний простой (начался 29 я По словам директора департамента экономики компании Олега Хомкова, за 2008 г. КамАЗу удалось продать лишь около 47,5 тыс. автомобилей при плане 62 тыс., то есть минус 23% от плана. На 2009 г., и это достаточно оптимистичная цифра, планируется реализовать около 35 тыс. автомобилей, что на 26,5% меньше, чем в 2008 г. Предполагается, что результатом мер, принятых менеджментом компании для локализации последствий финансового кризиса, станет снижение убытков до вполне приемлемой величины 1,5 млрд. RUB (37,5 млн. USD). По некоторым прикидкам, убытки Минского автозавода могут оказаться на порядок больше. И то при условии, если ему удастся реализовать большую часть накопленной продукции. А сделать это будет весьма трудно, так как при длительном хранении продукции происходит не только ухудшение ее качества, но и изменение структуры потребительского спроса. Сначала создаем — потом преодолеваем Для того чтобы преодолеть возникшие не без его чуткого руководства трудности, правительство Беларуси в последнее время пытается улучшить условия для сбыта отечественной продукции в России. По словам Сергея Сидорского, подписанный недавно совместный План действий правительств РБ и РФ по минимизации последствий мирового финансового кризиса обеспечивает сохранение для белорусских производителей российского рынка. Более того, как сообщил на днях заместитель госсекретаря Союзного государства Василий Хрол, этот документ впервые предоставляет белорусским субъектам хозяйствования доступ к российской национальной системе государственной поддержки. Правда, основным критерием для получения такой поддержки является наличие тесных кооперационных связей с российскими партнерами. Для стимулирования внутреннего спроса, согласно выступлению С. Сидорского на заседании коллегии Министерства архитектуры и строительства, в Беларуси в 2009 г. будет выделено более 2 трлн. BYR (порядка 720 млн. USD). "Эти деньги пойдут на технику, краны, машины". Не такие уже большие деньги в свете того, что только на Минском автозаводе стоимость запасов составляет 370 млн. USD. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
11 февраля 2009 Экономика и бизнес Александр АЛЕСИН, Белорусы и рынок Запасы продукции, накопленные на ведущих предприятиях страны, являются подлинной угрозой благополучию ее экономики.Появление в ряде независимых изданий сообщений о переходе Минского автозавода (одного из символов экономического могущества...
|
|