Китайцев ставят белорусам в пример
18 февраля 2009 Экономика и бизнес
Радио TUT.BY В гостях у Радио TUT.BY Павел Архипцев, начальник отдела маркетинга ЗАО "БелСвиссБанк" и Александр Чекан, заместитель генерального директора по маркетингу УП "Надёжные программы" (портал TUT.BY) На ваш взгляд, предприятия уже привыкли к тому, что маркетинговую стратегию необходимо менять? Заметны ли изменения на белорусском рынке? Чекан: Видны, причём с разных сторон: новые рекламодатели приходят в интернет. Доля рекламы в сети выросла. Но многие, конечно, сокращают свои бюджеты. Хотя объём рекламы, в целом, за год вырос. Архипцев: На макроэкономическом уровне экспорт снижается. Если промышленность не продаёт свою продукцию, то это плохо. Наш банк всегда находился в условиях жёсткой конкуренции. Поэтому стратегия маркетинговая не поменялась сильно. Мы даже получили лицензию на кредитование населения. Какую стратегию во время кризиса можно назвать наиболее верной? Чекан: Кризис - это прежде всего вызов компаниям. Компании увеличивают рекламную активность. Даже с прежними бюджетами в кризис можно поднять свои рейтинги, если вкладывать деньги в рекламу. Сейчас время действовать, поэтому и движения на рынке более заметны. У крупных компаний уже спланированы все мероприятия на будущий год. Маркетинговые стратегии определены у крупнейших игроков на рынке, и они уже реализуются. Архипцев: Люди идут в банк открывать счета: у нас во вторник даже очереди на открытие счёта образовались! Компании начали активно работать. Такой активности раньше не было. Компаниям рекомендовано, каким угодно образом повышать свои продажи. Спрос же сейчас падает. Притом цены на те же рекламные носители держатся. Необходимо снижать цены и создавать условия для рекламы белорусских производителей. Александр, рекламные площади на TUT.BY подорожали? Чекан: Начиная с осени, стоимость рекламы на TUT.BY только снизилась. Дело в том, что рублёвые цены не поменялись. Соответсвенно, цены стали только привлекательнее. На ваш взгляд, по кому больша всего бьёт кризис? Кто страдает больше всех? Чекан: Крупные государственные промышленные предприятия. Людей ещё осенью начали “уходить” на отдых. Но они и раньше не особо рекламировались. Те же бюджеты, которые промышленные гиганты тратят на тв-рекламу, если перенести её в интерент - вот вам и выход из кризиса. Мы знаем, что ряд крупнейших для тв рекламодателей, например, пересмотрели свои рекламные бюджеты в пользу интернета. И в этом году мы будем наблюдать активность. Павел, кто ещё, кроме госпредприятий, сильно пострадал от кризиса? Архипцев: Экспортёры пострадали, так как перестали покупать нашу продукцию на Западе, а импортёры - так как слишком дорого стало покупать. Дело в том, что каждый по-разному воспринимает кризис: кто-то напрягается, чтобы развиваться дальше. А кто-то пробует выжить. Самый главный совет тут - это деловая активность. И здесь именно интернет, в частности, TUT.BY, является хорошим инструментом для стимулированию продаж. Сегодня много говорят про нестандартные рекламные инструменты. Что можете к ним отнести? Архипцев: Нет готового рецепта. Есть рынок, есть целевая аудитория, самый дешёвый путь к которой и является самым хорошим инстументом. Чекан: Наблюдается рост интереса к тематическим страницам. То, что мы пытались донести много лет - наконец то дошло до наших читателей. Намного больше людей стало заходить не только на главную страницу портала, но и в узкоспециализированные разделы. Совет маркетолога: как помочь стране? Чекан: Больная тема, на самом деле. Я вот недавно пообщался с представителями разных стан и спрашивал одно и тоже: с чем у вас ассоциируется Беларусь. Все однозначно хотят к нам приехать - это первое. Но вот, например, они очень напрягаются по поводу визы. Поэтому я вижу решение некоторых проблем в отмене виз для граждан ЕС - это, как минимум, будет хорошим стимулом для развития въездного туризма. Я думаю, что это в силах государства. Было бы желание, как говориться. Тут нужно делать упор на малый бизнес: вспомнить можно хотя бы агрофермы белорусские. Те же объекты придорожного сервиса Архипцев: Все потихоньку это делают. Те люди, которые отвечают за инвестиции - привлекают их к нам. Мы же, на своём пользовательском уровне, можем поддержать рублём отечественного производителя. А отечественные предприятия должны понимать всю ответсвенность за качесво продукции. На уровне государства готовится закон, который будет поощрять людей, занимающихся продажами - это отличный ход! Маркетинговые стратегии соседних стран или компаний можно привести как пример выхода их кризиса? Чекан: Да вот например туристические объекты могут создаваться на пустом месте, и примеров этому тонны. Архипцев: Надо учиться у китайцев: они на выставках с рулеткой измеряют ноутбук, а потом через шесть месяцев выпускают такой же, но под своим брендом. Вот это отличная схема, которая показывает реакцию производителей (и прежде всего, скорость реакции) на запросы потребителей. Ведь именно потребитель диктует условия на рынке - это надо очень хорошо понимать. Хотелось бы услышать от специалистов мнение или даже совет: как пережить кризис, как поменять стратегию, если она ещё не изменена? Чекан: Прежде всего нужно очень внимательно наблюдать за происходящим на рынке. Не планировать на большие отрезки времени. Подстраиваться, подстраиваться и не cдаваться. Архипцев: Всегда поддерживать догосрочные планы. Так как и после кризиса будет жизнь. И надо уже сейчас задумываться о том, что делать потом. И любому маркетологу надо смотреть на то, как измняются потребности ваших клиентов. Пересмотреть свою работу, выбрать наиболее оптимальные способы продвижения своего товара. Я не говорю дешёвые, заметьте. Тут как раз та ситуация, когда дешёвое может получиться более дорогим в итоге. Вы ожидете в будущем ухудшения ситуации на рынке? Чекан: Мы надеемся и даже уверены, что всё будет хорошо - это про интернет-рынок и рекламу в Сети. Может быть, реклама не достигнет пошлогодних темпов роста. Но расти будет точно. Что касается макроэкономического уровня - то, мне кажется, оптимистов здесь осталось мало. Мы рассматриваем разные сценарии. Главное решение тут - быстро реагировать на изменения спроса со стороны клиентов. Это касается прежде всего цен. Ухудшается ли ситуация в банковской сфере? Архипцев: Надо верить в хорошое. Мы вот, например, начали налаживать тесные контакты с клиентами: даже звоним им и интересуемся их мнением относительно всего спектра предоставляемых услуг. И делается это прежде всего для того, что бы знать, как меняются их предпочтения. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
18 февраля 2009 Экономика и бизнес Радио TUT.BY В гостях у Радио TUT.BY Павел Архипцев, начальник отдела маркетинга ЗАО "БелСвиссБанк" и Александр Чекан, заместитель генерального директора по маркетингу УП "Надёжные программы" (портал TUT.BY) На ваш взгляд, предприятия уже привыкли к тому, что маркетинговую стратегию... |
|