Не от хорошей жизни делаются скидки на автомобили
17 марта 2009 Экономика и бизнес
Радио TUT.BY В гостях у Радио TUT.BY председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации, директор компании "Атлант-М Фарцойгхандель", официального импортера автомобилей Volkswagen, Сергей Михневич Полный вариант беседу слушайте тут
Как выглядит ситуация на автомобильном рынке Беларуси после первого серьезного удара кризиса? По статистике неполного первого квартала этого года, мы можем говорить о том, что кризис действительно отразился на нашем бизнесе, и речь идет не только о новых автомобилях, но и о подержанных. Уже второй или третий месяц на рынке новых и подержанных автомобилей мы наблюдаем спад. Стагнация, которая наблюдалась еще в январе, сейчас действительно уже превращается в спад. Мы видим, что спад на рынке новых автомобилей в феврале уже достиг 15%, и в марте мы наверняка достигнем прогнозов о падении до 25-30%. Тем не менее время покажет. Ситуация имеет свое развитие, однако оптимизма к какому-то оживлению рынка мы пока не видим. Если прогнозы о падении рынка до 25-30% могут оправдаться уже в марте, чего же ждать к концу года? Ситуация касается не только Беларуси, так как мы не сильно отличаемся от других рынков, у нас те же тенденции, может быть с небольшой временной задержкой. Мы исходим из того, что пока ведущие производители не распродадут склады 2008 года, эта ситуация будет присутствовать. Отчасти падение спроса у наших потенциальных клиентов связано еще и с тем, что все заняли выжидательную позицию в надежде, что цены на автомобили будут еще ниже. Соответственно, идет некий психологический торг между клиентами, автомобильными производителями и дилерами, среди которых одни выжидают, другие стараются продать машины уже с какими-то акциями. Эта, условно говоря, война уже сегодня налицо, и мы не видим перспектив улучшения ситуации, пока склады не будут распроданы. Существует проблема превышения спроса на валюту. На прошлой неделе спрос был в 3,2 больше, чем предложение. Как выходить из этой ситуации? В том, что мы все являемся заложниками общеэкономических условий в республике, никто не сомневается. Валютный фактор еще более усложняет ситуацию и делает ее более непредсказуемой. Это дополнительная переменная в общем сложном уравнении с многочисленными переменными, которая в результате может повлиять как в сторону ухудшения ситуации, так и ее стабилизации. Ситуация на валютном рынке оказывает меньшее воздействие. Наибольшее негативное воздействие на автомобильный бизнес оказывает банковская сфера. И сворачивание автокредитования в конце прошлого года стало свидетельством, толчком к нарастанию кризисных явлений в нашем секторе экономики, когда наши клиенты не в состоянии по более высоким процентам обслуживать кредиты. Неуверенность в завтрашнем дне останавливает их в принятии решения взять кредит, и все это, естественно, останавливает их в приобретении автомобиля. При каких условиях ситуация на авторынке могла бы улучшиться, а при каких - ухудшиться еще больше? Мы, представляя автомобильную ассоциацию и руководство импортеров и дилеров, естественно, опасаемся дополнительных административных мер регулирования, в частности валютного, который может приостановить импорт автомобилей в нашу страну. Когда отрицательный торговый баланс страны нарастает, мы не можем на 100% быть уверены в том, что не случится каких-то дополнительных ограничительных мер, которые и без того усложнили деятельность импортеров - а с прошлого года уже невозможно предоплачивать товар. Мы рассчитываем на то, что ситуация в стране будет стабилизироваться. Мы надеемся, что государственная программа либерализации будет реализована по факту. Сегодня, когда у населения падает покупательский спрос, мы испытываем трудности. Но именно малый и средний бизнес, в состав которого входят также и автомобильные дилеры, является потенциалом роста всей нашей экономики. Надеемся, что он будет поддержан программой либерализации, позволит нам пережить эти сложные времена и потом развиваться динамично. Также нас беспокоит введение таможенных пошлин, и если это произойдет, то ударит в первую очередь по карману наших граждан, и, соответственно, еще больше сократится спрос на наши автомобили. Если наша страна преодолеет кризисные влияния извне, если наши предприятия будут работать, граждане будут получать заработную плату и ситуация будет улучшаться, то у нас будет оптимизм к тому, что спрос на авто оживится. Автокредитование вроде бы возвращается. Влияет ли оно так же существенно, как в прошлом году, на объемы продаж? Да, несомненно. Мы считаем, что сворачивание автокредитования в прошлом году толкнуло рынок к падению, и оживление в этой сфере - несомненно положительный момент. Вообще, во всех странах сегодня проблема доверия и оживления финансового сектора является основной в преодолении кризиса в целом. Если наши банки уже начинают доверять нашим клиентам и выдавать кредиты, это вселяет некий оптимизм. Можно ли говорить о том, что в связи с тем, что в феврале были вновь открыты некоторые программы автокредитования, объемы продаж по сравнению с январем увеличились? Наверное, еще рано говорить о том, что наши продажи каким-то образом увеличились либо автокредитование уже существенно повлияло на это, так как во многом реализация января - это выполнение заказов прошлого года, и нельзя сравнивать февраль с январем. В любом случае, в феврале продажи меньше, чем в январе. Мы надеемся, что автокредитование покажет себя на фоне марта и апреля, традиционного автомобильного сезона. Сложно предположить, что будет, но этот фактор если и не поможет увеличить объемы, то позволит их как-то удержать. На самом деле, мы не строим планов роста продаж в ближайшее время: мы считаем, что будет здорово, если бы они хотя бы удержались на этом уровне либо очень сильно не упали. Как повлиял на развитие теперешней ситуации тот акционный беспредел, который длился в конце прошлого года? Я бы разделил ситуацию конца прошлого года и нынешнюю ситуацию. Дело в том, что в конце прошлого года акции дилеров были направлены на распродажу машин, уже находящихся в Беларуси. Тогда ситуация ухудшалась тем, что машины были во многом завезены за чужие средства: привлекались банковские кредиты, аккредитивы и так далее. И по этим кредитам надо было рассчитываться, а сроки заканчивались либо банки требовали возврата своих денег. Соответственно, дилеры были вынуждены ускорять продажу тех машин, которые были в Минске. Ситуация первого квартала этого года отличается. Остался небольшой выбор легковых машин, и в основном все дилеры работают со складами автомобилей 2008 года производства. Теперь акции будут зависеть от того, какое количество автомобилей 2008 года скопилось на складах производителей и какие акции производители совместно с импортерами и дилерами будут готовы предложить для того, чтобы эти машины распродать. Значит ли это, что если дилер какой-то автомобильной марки объявляет грандиозные скидки, то ситуация у самого производителя не лучшая и склады лопаются? Вы должны понимать, что если на машины дается скидка 25-30% при реализации, то это не от хорошей жизни. Это значит, что конкретные убытки несет как производитель, так и, вероятно, импортеры с дилерами, для того, чтобы избавиться от этих автомобилей. Как это сказывается на качестве? Я не думаю, что это как-то скажется на качестве. Это просто удачный момент для потребителя, потому что таких цен, которые предлагались в последнее время, в будущем ожидать не приходится. Машины 2009 года производства автодилеры не позволят продавать в убыток. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
17 марта 2009 Экономика и бизнес Радио TUT.BY В гостях у Радио TUT.BY председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации, директор компании "Атлант-М Фарцойгхандель", официального импортера автомобилей Volkswagen, Сергей МихневичПолный вариант беседу слушайте тут Как выглядит ситуация на автомобильном рынке Беларуси после... |
|