21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Правила детского движения

26.08.2009 12:08 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Правила детского движения

Как обезопасить ребенка на дороге?


Наверняка кто–то из них мечтал о карьере спортсмена. А может,  художника? Или ученого? Планировали когда–нибудь поступить в престижный вуз, а пока копили деньги на скейт или ролики. Но, увы, их чаяниям и надеждам уже не суждено сбыться. Никогда с шумной гурьбой одноклассников они больше не вбегут в класс с перемены, не порадуют родителей отличной оценкой за домашнее задание, не станут блестящими учеными и успешными футболистами. Потому что жизнь 65 юных граждан нашей страны в прошлом году оборвалась на дороге. Двух классов недосчитались в школах... И это полностью вина взрослых, которые не смогли научить, защитить, вовремя притормозить. Такова цена роковых ошибок.


Можно ли было предупредить большинство трагедий? Несомненно. Хотя предугадать действия ребенка на дороге очень сложно, но статистика иногда дает подсказки, как можно изменить удручающую картину. Известно, например, что пик ДТП с участием детей приходится примерно на пять часов вечера. Аккурат, когда темнеет и ребятня возвращается из школы. Почему бы не сместить уроки так, чтобы ученики шли домой еще засветло? Думается, это не такая уж большая проблема.


Впрочем, есть и другой выход: в Европе еще полвека назад придумали систему стопменов. Добровольцев в ярких жилетах со световозвращающими вставками и надписью: «Внимание, дети» и знаком «Стоп» в руках, которые помогают школьникам переходить дорогу, можно увидеть и у нас.


— Задача стопменов — остановить поток машин на «зебре», когда ребятня с портфелями приближается к переходу. Что это очень эффективно, мы поняли на примере Слуцка и Солигорска, — рассказывает главный специалист отдела пропаганды УГАИ МВД Владимир Степанов. — Оказывается, путь детей в школу проходит через одни и те же участки дороги. Несколько лет назад мы заказали 100 комплектов специальных накидок и раздали волонтерам, которые выстроились возле «зебр». Многие водители поначалу очень удивлялись, но останавливались, потом привыкли. К сожалению, не везде система прижилась. В Минске попытки внедрить ее были, родители даже встретили идею с шумным одобрением, однако как только зашла речь о реальных действиях, вспомнили о большой загруженности на работе. Это эффективно, скорее, в компактных городах, где есть центральная улица с множеством нерегулируемых пешеходных переходов.


Действительно, поди отследи маршруты движения всех витебских или гродненских школьников. Придется выставлять целый взвод стопменов на каждом перекрестке! Нецелесообразно. А как быть во время каникул? К каждому ребенку ведь стопмена не приставишь. Хотя персональная опека над гиперактивными ребятишками в это время не помешала бы: с марта по август кривая аварийности с участием детей непрерывно растет. Неусидчивым подросткам нужно успеть и в компьютерный клуб, и в футбол погонять.


 

Связан рост ДТП летом и с увеличением перевозок — все–таки дачный сезон... Именно поэтому в Минской области, куда устремляются многие еще вечером в пятницу, ситуация на дорогах крайне сложная. Несмотря на усиленное дежурство ГАИ, в прошлом году здесь погибло больше всего детей — 16, а 118 получили ранения. Уберечь их жизни могли бы сами родители, если бы, во–первых, не решались на необдуманные обгоны, во–вторых, позаботились об обустройстве безопасного для ребенка места в машине, в–третьих, выбирали правильное время для поездки.

Что роль родителей велика, считают и в ГАИ. «Каждый второй ребенок, погибший в 2008–м, ехал в машине», — обращает внимание старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Александр Цегельник. Выходит, есть смысл задуматься о целой программе по безопасности, направленной на изменение поведения водителей, в машинах которых ездят дети? Задача более масштабная, чем просто научить мальчишек и девчонок правильно переходить через дорогу. Предстоит убедить родителей вести себя за рулем благоразумно. А перевоспитывать взрослых людей, которые сами знают, как растить своих чад, очень сложно...


Но и оставлять все как есть — тоже не выход. Что же делать? Ответ в том числе на этот вопрос специалисты в области безопасности дорожного движения будут искать во время выполнения одного из пилотных проектов минской программы «Минус 100». Он предполагает совершенно другой подход к анализу ситуации: планируется привлечь психологов, учителей, инспекторов ГАИ.


— Будет проведен скрупулезный анализ, который учтет даже самые незначительные на первый взгляд нюансы, опробуем лучшие образцы инженерных мер, новые методы обучения детей, публичные кампании, средства контроля, — уверяет председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование) на транспорте Юрий Важник. — А от самих детей, кстати, требуется не так уж много. На Западе вообще считают, что ребенка учить правилам дорожного движения нельзя. Малыши воспринимают информацию не системно, а по–своему, эпизодически, буквально. Взрослые говорят: мол, на «зебре» пешеход имеет преимущество. Но что если водитель не видит ребенка из–за стоящего автомобиля, столба, дерева? Или вдруг по улице несется пьяный лихач, который напрочь игнорирует знаки и сигналы светофора? В Англии действует специальное правило для детей: стой, смотри по сторонам, слушай и только потом переходи дорогу. Там действует национальная стратегия детской безопасности, учитываются любые последствия ДТП для ребенка. Даже если он просто испугался! Специалисты анализируют буквально каждый шаг. Меня поразило, что несколько часов школьной программы отведено под специальные занятия, как правильно ходить взрослому и ребенку по тротуару.


— С младых ногтей нужно учить безопасному поведению на дороге, а не зубрить пункты из ПДД, — соглашается Владимир Степанов. — В связи с этим встает вопрос о подготовке педагогов, которые смогут предложить совершенно иной уровень коммуникаций, понятный и интересный детям, подросткам. Это целая наука. Таких специалистов пока, увы, нет, но об их подготовке мы уже задумались.

Обучение безопасному поведению на дороге фактически и есть инвестиции в будущее. Ведь кто сейчас создает проблемы на дорогах? Нередко вчерашние школьники. Если бы им вовремя привили безопасный стиль поведения на дороге, глядишь, аварий было бы в разы меньше. Впрочем, это будущее, а пока эксперты по безопасности дорожного движения, сотрудники ГАИ, психологи предупреждают родителей: от вас зависит, какую модель поведения на дороге выберет ребенок.


...Удивительное дело: дети на дорогах более прилежные, чем взрослые. До определенного возраста они не ставят под сомнение необходимость переходить только через «зебру» и пристегиваться на заднем пассажирском сиденье. Потому что так сказали взрослые и это неоспоримый авторитет. Но что происходит потом? Они каждый день наблюдают, как зазубренное правило нарушается на дорогах. Сталкиваются с водителями–торопыгами, которые так спешат, что не могут даже притормозить на переходе. Видят пешеходов, резво прыгающих прямо перед капотами машин. Невольно подростки начинают копировать общепринятый стиль. А лет через пять–десять сами становятся такими же хамами за рулем, нетерпимыми к окружающим...


Кто разорвет замкнутый круг?


— Проблема детской безопасности чрезвычайно сложная, поскольку связана с системным изменением поведения человека, — подытоживает Юрий Важник. — Сами понимаете, задача в нашем случае многократно усложняется — придется влиять на поведение и ребенка, и взрослого. Нам предстоит хорошо разобраться в явлении и его механизмах, существенно изменить то, что мешает людям вести себя безопасно. Нельзя полагаться лишь на знание нескольких простых правил, которые участники движения должны соблюдать, а ГАИ это контролировать. Только комплексные многолетние действия дадут реальный эффект.


Совет в помощь


Конечно, наш список советов не может быть стопроцентной защитой на дороге. Но следование им все–таки поможет взрослым во многих случаях уберечь жизни детей.


Совет № 1


Одумайтесь! Нарушая ПДД вместе с детьми, совершаете тройную ошибку: рискуете сами, жизнью ребенка и прививаете навыки нарушителя. Дескать, если очень торопишься, сынок, то проигнорировать сигналы светофора или знаки можно. Тем самым заранее программируете чадо на нарушение, читай — ДТП.


Совет № 2


Обозначьте сразу все табу. Но главное правило — до шести–семи лет тебе на дороге одному делать нечего. Проезжая часть — запретная зона. Недаром психологи рекомендуют: сызмальства вырабатывайте правильные рефлексы. Выкатился мяч на дорогу? Малыш должен знать: бросаться за ним ни в коем случае нельзя, нужно просить помощи у взрослых. Детям постарше объясните, что край тротуара — граница, которую можно пересекать только после определенного алгоритма действий: остановился, посмотрел по сторонам и только потом ступай на «зебру».


Совет № 3


Научитесь правильно переходить дорогу с ребенком. Оказывается, многие этого не умеют. Вот вы, например, знали, что дети без взрослых стремятся пересечь дорогу гораздо быстрее, чуть ли не бегом? А вместе с родителями, наоборот, идут медленнее, сдерживая взрослого спутника. Поэтому малыша через «зебру» лучше перенести, а детей постарше — переводить за руку. Причем держать тоже нужно умеючи — за ладонь (не за локоть или капюшон!). Идите с одной скоростью и на одном уровне. Словом, так, чтобы автомобилисты заметили вас заранее.


— Взрослые часто теряют контроль над детьми, причем в критических ситуациях, когда нужно действовать четко и решительно. Ребенок вдруг начинает шалить, потому что чувствует себя в безопасности. Но это иллюзия, родители ведь не смогут остановить легковую машину, несущуюся на большой скорости, — подчеркивает Александр Цегельник. — Главное, чтобы действия родителей были предсказуемыми, а места для маневра водителю — достаточно.


Неприятный случай произошел в начале марта. В Лиде мама с двумя сынишками переходила дорогу через «зебру». Вдруг ей показалось, что приближающаяся машина не успевает остановиться. Она прикрикнула: мол, дети, скорее, но в ту же секунду передумала и остановилась. Увы, было поздно — старший мальчик вырвался и попал под машину, водитель которой уходил от столкновения с женщиной и вторым ребенком. Вина нарушителя за рулем очевидна. Однако и мать могла предупредить наезд на сына, мальчик не получил бы ушибов и легкой черепно–мозговой травмы. Достаточно было определиться в своих действиях и не метаться на дороге.

 

Совет № 4


Взрослые, будьте особенно внимательными во дворе. Уже за порогом подъезда начинается опасная, а не игровая зона. Один из двух смертельных наездов на детей в Минске в прошлом году произошел как раз возле многоэтажного дома. Четырехлетний малыш резко выбежал из–за стоящей машины под колеса «Мерседеса». Мальчик погиб...


— Очень важно, чтобы ребенок был заметен, — замечает Владимир Степанов. — Речь на сей раз не о фликерах, надеюсь, вы их уже купили. Дело в том, что из–за маленького роста детей не видно за обычными седанами, не говоря уже о фургонах и джипах! Детей нужно учить сначала выглядывать из–за препятствия, не важно — кусты это, столб или автомобиль, и только потом идти. Опять–таки вырабатывайте правильные рефлексы, пробуждайте у ребенка инстинкт самосохранения.


Совет № 5


Родители с колясками, не выходите резко на дорогу! Обычно как бывает: мамы сами себе невольно ограничивают обзор, толкая коляску навстречу опасности. С другой точки ситуация вам бы показалась гораздо опаснее и вы вряд ли бы решились переходить дорогу.


Сложность еще и в том, что отпрянуть с коляской, которая занимает на проезжей части немало места, за доли секунды очень сложно. У зазевавшегося водителя остается мало места для маневра. Увы, несколько ДТП случилось как раз из–за неосмотрительности автомобилистов. Конечно, последовало наказание. Только родителям пострадавших детей от этого не легче... Как предупредить критическую ситуацию? Во–первых, избегайте пешеходных переходов без светофоров, выбирайте безопасный маршрут. Во–вторых, наклейте световозвращающие вставки на коляску.


Совет № 6


С детьми–школьниками обязательно составьте наиболее безопасный маршрут на учебу и обратно домой. Заранее оговорите, как действовать в неординарных ситуациях, обозначьте опасные участки и спрогнозируйте все возможные сценарии. Кажется, не такой уж сложный урок...


Совет № 7


Запретите ребенку стоять во время движения в машине. Многие дети опираются на спинки двух передних сидений и смотрят на дорогу через переднее стекло. В то время как сами родители пристегнуты! Резкое торможение — и маленький пассажир вылетит через лобовое стекло. Однако и пристегивать ремнем безопасности, который обовьет тело ребенка, словно удав, тоже нельзя. В момент аварии спасительная для взрослого пассажира лента может задушить ребенка. Выход? Покупайте специальное детское кресло (сейчас, по данным ГАИ, лишь каждый второй ребенок ездит в соответствии с этой рекомендацией ПДД)! Нынче на рынке широкий выбор — на любой вкус и кошелек.


Совет № 8


Перед поездкой заблокируйте двери, чтобы ребенок случайно не открыл их во время движения. А еще специалисты советуют отключить подушки безопасности, которые размещены напротив детского сиденья. Они рассчитаны на взрослого пассажира, который в случае аварии отделается разбитым носом. А вот ребенка подушка безопасности может даже убить. Так же как и тяжелые, громоздкие предметы, которые лучше перевозить в багажнике. В момент аварии они разлетаются по салону со скоростью пушечного ядра. «Был случай, когда в машине перевозили огромные катушки металлической нити, — вспоминает Александр Цегельник. — Машина врезалась в стоящий на обочине автомобиль. Отец получил синяки, ушибы, а мальчика убила эта самая катушка...»


Совет № 9


Никогда не садитесь с ребенком в ненадежную машину. Нужно быть уверенным не только в мастерстве водителя, но и в техническом состоянии авто. Это залог безопасности.


— Обычно автомобильной аварии предшествует целая цепочка обстоятельств, прервать ее не так уж сложно, — подчеркивает Александр Цегельник. — На неоправданный риск — ехать на неподготовленной машине в сложных погодных условиях — решилась семья с двумя маленькими детьми из Могилевской области. Дело было в снегопад, а у «Ауди» — летняя резина! Легковой автомобиль на трассе занесло, машина потеряла управление и выехала на встречную — аккурат под МАЗ. В жуткой аварии погибли четыре человека, выжила только мать детишек. Страшно представить ее горе...


Совет № 10


Нацепите наклейку «Ребенок в машине»! Хоть по ПДД размещение ее не регламентировано, но инспектора ГАИ штрафовать не будут. Раз водитель осознает ответственность за жизнь маленького пассажира, так за что же наказывать? В потоке такой автомобиль обращает на себя внимание и дисциплинирует самого водителя.


Совет № 11


Раз уж подарили чаду скейт или ролики, то не забудьте о налокотниках, наколенниках, шлеме. И строго–настрого запретите кататься по гладкому, но чрезвычайно опасному асфальту на дороге. Затормозить, особенно неопытному скейтеру или роллеру, перед машиной очень непросто. А скорости юные экстремалы развивают большие...


Совет № 12


Научите безопасно кататься ребенка на велосипеде. Пусть он знает, что лучше это делать на тротуаре, но очень осторожно, не пугая и не создавая помех прохожим. Надо попасть на противоположную сторону дороги? Нечего лениться! Подросток должен спешиться и перевести велосипед по «зебре» на другую сторону. Многие, увы, пренебрегают ПДД. Резко выезжают на проезжую часть, этот маневр бывает слишком неожиданным для водителей. Нарушителей частенько сбивают...


Ну и не забудьте о фликерах, а еще лучше купите жилет со световозвращающими вставками и шлем, который выручит во время падения.


— Одного моего приятеля сбили на логойской трассе, — говорит опытная минская велосипедистка Вера Чудникова. — Велосипед был искорежен, но знакомый получил только легкое сотрясение. Получается, шлем спас человеку жизнь.


Совет № 13


А это обращение адресовано, скорее, водителям. Только увидев ребенка, приближающегося к переходу, плавно снижайте скорость и будьте готовы в любой момент затормозить. И ни в коем случае не подгоняйте его гудком клаксона, морганием фар. Ваши сигналы дети могут неверно понять или того хуже — испугаться. Был же случай, когда велосипедиста, взрослого мужчину, водитель МАЗа решил предупредить об обгоне и нажал на клаксон. От неожиданности велосипедист вильнул рулем, упал прямо под колеса и погиб на месте...


Совет № 14


Не совет, но вопрос: уверены, что сын–подросток сейчас не катается на вашем автомобиле? Да, да, не ослышались. Недоросли иногда украдкой берут ключи от машин и гоняют по дорогам. Что из этого выходит? Вопрос, скорее, риторический. В прошлом году двое несовершеннолетних погибли именно за рулем, еще 37 таких же «водителей» получили ранения. Достаточно вспомнить аварию на площади Бангалор в Минске: двое погибших и изломанная судьба самого виновника...


Совет № 15


Родители, покупая скутер, должны знать, что при кажущейся простоте управления мотороллер развивает неплохую скорость. А любые ямка и неровность дороги — уже опасность. Примите во внимание и то, что это юркое транспортное средство иногда непросто заметить в плотном потоке. Поэтому шлем и жилет со световозвращающими вставками обязательны!


— В последние годы неподготовленные скутеристы создавали много проблем на дороге, причем жертвами аварий чаще становились именно они. Сколько ДТП случилось только в прошлом году! — рассказывает Владимир Степанов. — Скутеры даже сталкивались друг с другом. Но сейчас нам удалось найти взаимопонимание. Уже не мы идем к скутеристам, а сами ребята обращаются в ГАИ с предложениями. Одна из инициатив — например, возможность сдать на водительское удостоверение категории «А» экстерном. Акция проходила по всей стране. Она продолжится и в этом году. Но ребята должны знать: их ожидает практический и теоретический экзамен, спрашивать будем строго.


Кстати


Особая тема — перевозки школьников в провинции. Сотрудники ГАИ после проверок автобусов схватились за голову: многие не оборудованы должным образом, не было знака «Перевозка детей», жизнь учеников доверяли неквалифицированным водителям... Запланировано разработать технический норматив для детских автобусов — они будут яркого цвета и даже оборудованы спецсигналами. Действительно, такой транспорт должен быть заметен издалека.

 

Автор публикации: Александр ТУМАР

Дата публикации: 18.03.2009

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как обезопасить ребенка на дороге?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика