В России для бизнеса — среда, в Беларуси — тяжелый понедельник?
Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) провел сравнительный анализ деловой среды Беларуси и России. Практически по всем пунктам сравнение оказалось не в пользу нашей страны: работать белорусскому бизнесу значительно сложнее.
В частности, уровень налоговой нагрузки привлекательнее в России. Ее средняя величина равна там, по данным экспертов БСПН, примерно 35%. В Беларуси объем собранных в бюджет с предприятий финансовых средств в 2008 году составил 50,9%, из которых 36,3% — налоговые платежи. В 2007-м объем бюджетных изъятий равнялся 49,4%, в 2005 и 2006 годах — 48,4%. По оценкам экспертов БСПН, в Беларуси также 3,4% составляют неналоговые платежи: отчисления в инновационные фонды, сборы с пользователей, арендная плата за землю и т.д. В России же подобных отчислений нет. Взносы на государственное социальное страхование. В Беларуси обязательные отчисления в Фонд соцзащиты населения составляют 34% от фонда оплаты труда предприятия плюс 1% в пенсионный фонд от заработной платы работника. В России ставки единого социального налога для налогоплательщиков дифференцированы в зависимости от доходов каждого физического лица и составляют от 8% до 26%. Белорусские предприятия вынуждены также делиться с государством и большей частью своих доходов. В Беларуси ставка налога на прибыль равна 24%, в России — 20% и 10%. Правда, сейчас правительство страны рассматривает вопрос о снижении ставки налога на прибыль до 20%, наряду с отменой еще ряда налогов, а взамен предлагает увеличить НДС до 20% или 22% с нынешних 18%. Впрочем, эти предложения министр финансов Андрей Харковец назвал еще сырыми. Правда, в конце мая первый вице-премьер страны Владимир Семашко говорил о налоговой реформе с 1 июня как о свершившемся факте. Не в пользу Беларуси и сравнение в области ценообразования. В России оно свободное, за исключением цен на товары и услуги естественных монополий и социально-значимые товары. О том, насколько в Беларуси зарегулировано ценообразование, говорится в последнее время немало. Критика в адрес правительство звучит как от авторитетных международные организаций (МВФ, ЕБРР), так и от бизнес-сообщества. Но правительство пока «держится». В отличие от России, в нашей стране действуют и ограничения по составу затрат при ценообразовании. При этом эксперты БСПН считают, что такая мера не позволяет сдерживать цены. Наоборот, это приводит к негативному эффекту для предприятий. Расходы, которые нельзя включить в цену, не покрываются выручкой, что ухудшает финансовое положение предприятий из-за отсутствия источника компенсации таких расходов. Также это провоцирует предприятия на нарушения законодательства, поскольку расчеты себестоимости чересчур сложные. Менее привлекательно Беларусь выглядит и в вопросах лицензирования. В России чуть более 80 лицензируемых видов, при этом перечень является исчерпывающим. В Беларуси число лицензируемых видов и подвидов составляет около 400. В частности, в России не требуется лицензия на такие виды, которые применяются у нас: деятельность по переработке древесины, образовательная деятельность, оказание юридических услуг, переработка, консервирование рыбы и морепродуктов, распространение правовой информации, розничная торговля и общественное питание, туристическая, а также издательская деятельность. Например, на бытовое обслуживание, розничную торговлю и общественное питание действует только уведомительный принцип регистрации, тогда как в Беларуси для того нужна как регистрация, так и лицензия. Впрочем, новый проект указа по лицензированию, который уже полгода готовит правительство и Администрация президента, планирует исключить лицензирование розничной торговли и ряд других видов. Как обещают разработчики, это сократит число выдаваемых лицензий наполовину. Оплата труда. В Беларуси к тарифной сетке жестко привязаны все наниматели независимо от формы собственности. Установлен лимит по расходам на оплату труда (премий, надбавок и т.д.) при отнесении на себестоимость. Для оплаты труда руководителей предприятий действуют коэффициенты. В России лимиты отсутствуют, нет также жесткой привязки к тарифной сетке. Оплата устанавливается в соответствии с механизмом, прописанном в коллективном договоре предприятия. В отличие от России, в Беларуси у малого и среднего бизнеса ограничен доступ к имуществу. В частности, действуют высокие ставки аренды, которые привязаны к евро (в РФ ставки дифференцированы и установлены в рублях); при продлении аренды обязательное проведение аукциона (в РФ аренда помещений конкурса и аукциона); также сложная процедура выделения участка под создание бизнеса с инфраструктурой. Впрочем, в Беларуси предлагается отказаться от привязки платежей к евро и в качестве расчетной единицы выбрать базовую величину. Однако по подсчетам экспертов, это не приведет к снижению стоимости аренды для бизнеса. Стоит отметить, что согласно рейтингу Всемирного банка «Doing Business» Беларусь является более привлекательной страной для ведения бизнеса, чем Россия. В последнем отчете ВБ, опубликованном в сентябре 2008 года, наша страна расположилась на 85-м место, тогда как Россия только на 120-м. При этом в этом году белорусское правительство ставит задачу войти в первую тридцатку стран с привлекательным деловым климатом по версии Всемирного банка. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им.
|
|