Дилер на распутьеБелорусский авторынок к концу года может столкнуться с дефицитом новых автомобилей, предполагают эксперты компании «Атлант-М Фарцойгхандель» (национального импортера Volkswagen). По их информации, местные дилеры ряда популярных марок не спешат заказывать очередные партии машин, опасаясь проблем с их реализацией, — ведь и многие «старые» к началу июля еще не нашли сбыта. Общее падение продаж, по данным автомобильной ассоциации «БАА», на начало июля составило 25% к уровню соответствующего периода 2008 г. Разумеется, сегодня любые прогнозы условны. Как отметил директор компании, председатель правления ассоциации Сергей Михневич в ходе недавней пресс-конференции, ситуация меняется буквально каждый месяц. Причем в течение всей первой половины 2009 г. положение дел на рынке зависело не столько от маркетинговой активности основных игроков, сколько от мощного влияния внешних административных и экономических факторов. Так, в зимние месяцы объемы продаж против всех ожиданий даже выросли на 10%. В первую очередь это коснулось иномарок, цены на которые формировались в EUR. Однако со II квартала кросс-курс EUR/USD принял привычное значение порядка 1,4. Обороты автодилеров вновь стали сокращаться. В этот период начала меняться и структура клиентской базы в сторону индивидуальных потребителей, их удельный вес, по статистике импортера Volkswagen, в первом полугодии вырос с 60% до 78%. Интерес к обновлению автопарка сохраняют также хозяйственные субъекты частной и смешанной форм собственности. Зато покупательская активность государственных предприятий и органов госуправления приблизилась к нулевым отметкам. Начальник отдела маркетинга компании Александр Демидович объясняет это тем, что в данном секторе введен «негласный запрет» на приобретение новых машин. Компенсировать уход столь крупной и состоятельной группы потребителей можно было разными способами. Но продавцы не придумали ничего лучшего, чем массовое снижение цен на предлагаемую технику — иногда даже ниже уровня ее себестоимости. Такая тактика вылилась в своеобразную «войну скидок», последствия которой для отрасли могут быть весьма печальными. Когда со скидками реализовывались машины 2008 г. выпуска, это еще было как-то оправдано: нужно было срочно пополнить оборотные средства, освободить складские площадки, погасить обязательства перед кредиторами и т. д. Однако и сегодня находятся дилеры, которые готовы отдать автомобиль 2009 г. выпуска, к примеру, за 14 тыс. USD, в то время как его реальная стоимость составляет 19-20 тыс. USD. За эту цену он и будет продаваться уже в III-IV кварталах. Ведь ни у производителей, ни тем более у их местных агентов уже нет ресурсов для финансовых маневров. Очевидно, что вынужденный возврат к прежним ценам не приведет к докризисному уровню спроса. Как итог, мы рискуем столкнуться с обвалом объемов продаж. Такой обвал уже произошел на рынках России и Украины, которые потеряли 50% и 70% соответственно. На таком фоне Беларусь (-25%) выглядит относительно благополучно. Как считают эксперты, свою роль здесь сыграл рост предложений в сфере банковского автокредитования. «Банкам проценты по депозитам надо отбивать, а автокредиты являются наименее рискованными, здесь меньший процент невозвратов, — говорит С. Михневич. — Конечно, сейчас банки стали более избирательными при оценке заемщика. Но взять кредит под 14% годовых вполне реально». При этом, по словам специалиста, взаимоотношения самих автодилеров с банками-партнерами складываются очень непросто: «Все мы закредитованы и наши продажи сегодня направлены на то, чтобы покрыть обязательства по кредитам. Мы работаем сегодня не на инвестора, а на банки». Наиболее комфортно чувствуют себя компании, располагающие достаточными собственными капиталами для ведения дела. Хотя и это не гарантирует их от ряда неприятностей. Для расчета с зарубежными автоконцернами требуется валюта, трудности с приобретением которой начали сказываться с ноября 2008 г. Особенно острые проблемы возникли в конце мая — начале июня т.г., когда в течение полутора недель иностранные дензнаки на бирже импортерам вообще не продавались. В эти дни дилеры собирались обратиться в Совмин с предложением о включении в группу товаров критического импорта хотя бы запасных частей к уже поставленным автомобилям (в этом случае был бы задействован льготный режим покупки валюты). Но в конечном итоге ситуация была урегулирована на более высоком уровне. «Мы очень рады тому, что Беларусь получила второй транш от МВФ. Как минимум 2-3 месяца мы теперь можем спокойно работать», — отмечает С.Михневич. Что будет с рынком по истечении этой очередной отсрочки? Эксперты предполагают, что его объемы сократятся в 2009 г. на 40%. При этом каждый оператор волен выбрать свой сценарий падения. Во-первых, некоторые компании сознательно сократят заказы новых авто у производителей — профинансируют только тот объем поставок, который (по их расчетам) смогут переварить потенциальные потребители. Но в этом случае придется действовать наугад. И не исключено, что уже к ноябрю-декабрю предложение некоторых моделей будет отставать от спроса. Во-вторых, возможен вариант, при котором дилер в прямом и переносном смысле пойдет ва-банк и импортирует значительные партии техники за счет заемных ресурсов. Это тоже сопряжено с немалым риском, ведь процентные ставки по кредитам существенно увеличат стоимость машин. Что для покупателей, избалованных зимними и весенними скидками, станет крайне неприятным сюрпризом. Впрочем, есть еще один вероятный сценарий: Беларусь введет заградительные таможенные пошлины на автомобили по договоренности с другими членами ЕврАзЭС. Геополитические интересы государства от этого, возможно, только выиграют, но наши автодилеры окажутся в весьма неоднозначном положении. Дело в том, что в соседней России в дополнение к собственным автобрендам налажена сборка машин около десятка ведущих мировых марок. Таким образом, россияне могут вполне безболезненно отказаться от прямого импорта иномарок. Белорусский легковой автопром пока представлен только одним предприятием — ЗАО «Юнисон», которое в январе-мае выпустило 86 машин Samand. Этих мощностей абсолютно недостаточно, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка, объем которого даже в период рецессии оценивается в 15-16 тыс. новых машин в год. По этой причине отечественные продавцы и покупатели автотехники столь единодушно голосуют против удорожания импорта. Владислав ПЛАТУН Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Три сценария падения |
|