Территория горецкого ОАО «Према» сегодня мало напоминает о том, что еще лет двадцать назад это предприятие было процветающим. Бывший машиностроительный завод, работавший на «оборонку» и напрямую подчинявшийся Москве, обеспечивал работой 1.200 жителей города и района. Трудиться здесь было престижно. Средняя зарплата — в полтысячи советских рублей — по тем временам немалая... Сейчас даже невооруженным глазом видно: корпуса производственных помещений ветшают. Им давно не помешал бы ремонт. В одном из цехов из–за хронически текущей крыши образовалась огромная и, похоже, непросыхающая лужа на полу. Не спасает даже подвешенная под кровлей пленка... На станках — следы от стершейся краски...
— Вот здесь, — распахивает передо мной дверь главный инженер ОАО Александр Галочкин, работающий на предприятии с августа 1968 года, — наш штамповочный участок. Самый «молодой» из станков куплен еще в 80–х годах прошлого века. Оборудование и морально, и физически устарело. Но приобрести что–то новое нам не по карману.
Линии для литья из пластмассы, недавно приобретенные предприятием, на общем фоне парка «древних» станков — капля в море.
С 1994 года «Према», перешедшая в ведение Минпрома, была хронически убыточна. Однако в 2006–м появилась перспектива: предприятие начало выпускать отопители кабин для МАЗа — практически вся продукция шла на его конвейер. Казалось, ставка была сделана верная. Но ситуация в мировой экономике подкорректировала планы: в последние месяцы заказов от Минского автомобильного завода немного. В результате ОАО, закончившее прошлый год пусть с небольшой, но прибылью, первое полугодие 2009–го завершило с убытками в 200 миллионов рублей...
Это не может не беспокоить представителей местной власти, возлагающей на «Прему» большие надежды. Они связаны как с занятостью жителей Горок, так и с финансовым состоянием районной казны.
— Наш район на 55 процентов дотируется из бюджета, — объясняет председатель Горецкого райисполкома Михаил Аникеев. — Если бы «Према» заработала на полную мощность, она могла бы стать тем предприятием (вместе с ОАО «Молочные горки» и создаваемым у нас заводом соков), налоговые отчисления которого формировали бы местную казну. Думаю, что тогда район зарабатывал бы на жизнь самостоятельно. Да еще создавались бы рабочие места. По нашим расчетам, на заводе можно занять еще около 800 человек.
Занятость — еще одна насущная проблема райцентра. Уровень безработицы в Горках выше среднего по Могилевской области: 1,8 процента против одного. Не случайно предприятию, внесенному в программу развития малых городов, райисполком по мере сил помогает.
— Несколько лет назад предприятие поддержали финансами из районного бюджета, в этом году уменьшили ставку налога на недвижимость на 50 процентов и земельный налог, — продолжает Михаил Аникеев. — Но этого мало. Есть инвестиционный проект, предусматривающий освоение новых видов изделий, техническое перевооружение и наращивание объемов производства. В его реализации, рассчитанной на 2007 — 2010 годы, «Преме» должен помочь собственник: Минпром. Но пока надежды не оправдываются...
Понятно, что найти лишние деньги сегодня — задача не из легких. Минпром в первую очередь озабочен проблемами больших предприятий, на которых работают десятки тысяч человек. В такой ситуации до нужд ли небольшого провинциального заводика? Тем не менее в ОАО «Према» считают по–другому:
— Немало электротехнической продукции, которой комплектуется автомобильная техника, производимая в Беларуси, закупается за рубежом, — эмоционально высказывается директор ОАО «Према» Владимир Рудашко. — Ежегодно тратятся миллионы долларов. Все это — например, мотор–редукторы стеклоочистителей и стеклоподъемников, безколлекторные двигатели постоянного тока малой мощности — может производиться в Горках. Это — реальное импортозамещение. Да, на обновление производства, приобретение станков и оборудования нам нужно порядка 10 — 12 миллиардов рублей. Понимаю, что сумма очень внушительная. Но, с другой стороны, МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», «Амкодор» ежегодно тратят примерно такие же деньги на закупку комплектующих. Может, правильнее было бы один раз инвестировать в собственное производство, чтобы потом валюта оставалась в стране?
Какой путь будет выбран для возрождения градообразующего предприятия в Горках? Время покажет. Но работники предприятия, с которыми мне довелось поговорить, искренне верят в лучшее. Александр Галочкин во время нашей «экскурсии» по цехам вспомнил, как в 90–х годах прошлого века завод на протяжении нескольких лет вообще не выпускал никакой продукции. Высококвалифицированные токари, штамповщики, слесари сидели без зарплаты... Но не разбежались, веря в то, что профессионалы еще понадобятся родному предприятию. Так и вышло. Получится и теперь?
Компетентно
Заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский:
— Мы понимаем, что «Преме» трудно. Поэтому оказываем предприятию, насколько это возможно, помощь. Самое главное для него — это полученные не без содействия Минпрома заказы МАЗа, за счет которых, по сути, открытое акционерное общество и живет. То, что количество заявок от Минского автомобильного завода уменьшилось, — объективная реальность, спровоцированная ситуацией в мировой экономике. Тем не менее надо смотреть в будущее. Поэтому как собственник Минпром намерен вложить деньги в горецкое предприятие. Так что от реализации инвестиционного проекта мы не отказываемся и в перспективе надеемся на его успешность.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.