С 3 октября в случае фото- или видеофиксации превышения скорости дорожного движения наказывать будут владельцев транспортных средств. Фотоснимок и видеозапись в качестве документального подтверждения совершенного нарушения вводятся указом президента № 454 «О мерах, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения с использованием специальных технических средств».
Фиксации превышения скорости движения автомобиля специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, давно практикуется в Европе. В России уже два года водители транспортных средств, превысивших скорость, находят в почтовом ящике постановления о взыскании штрафа за допущенное правонарушение.
А теперь такая технически-правовая новация появится и в Беларуси.
По некоторым оценкам, в нашей стране до 50% автомобилей принадлежат одним людям, а управляют ими другие. И поэтому можно прогнозировать, что фактические владельцы машин будут обращаться в ГАИ, чтобы доказать: за рулем в момент совершения правонарушения их не было.
В некоторых случаях видеофиксация поможет установить истину, если возможно увеличить изображение и распознать лицо. Поэтому первый вопрос, который возникает: сколько будет храниться запись.
«Пока сроки не установлены, но в течение трех месяцев будут внесены необходимые изменения в нормативные акты и тогда можно будет точно ответить на этот вопрос. Пока же, полагаю, запись будут храниться не меньше месяца, потому что именно в этот срок владелец автомобиля имеет право обжаловать постановление о взыскании штрафа, — разъяснил начальник отдела дорожно-патрульной службы УГАИ МВД Беларуси Александр Цегельник. — В течение 6 месяцев данное постановление может опротестовать прокурор. По истечении года с момента совершения административного правонарушения гражданин не может быть привлечен к ответственности. Поэтому, полагаю, год — оптимальный срок хранения видеозаписи».
В соответствии с действующим законодательством, сведения о лицах, совершивших административное правонарушение, вносятся в единую базу учета правонарушений и преступлений.
Как разъяснил Александр Цегельник, сразу же после составления постановления о взыскании штрафа за правонарушение, зафиксированное техническими средствами, информация о привлекаемом лице появится в базе учета. Однако, как уже отмечалось, указом президента № 454 предусматривается право владельца автомобиля обжаловать постановление, если в момент совершения правонарушения он не управлял автомобилем. С заявлениями об обжаловании постановления следует обращаться в отдел ГАИ по месту регистрации гражданина.
В момент обжалования в базе учета появится отметка об утратившем силу постановлении в отношении владельца машины.
В заявлении об обжаловании постановления владелец машины указывает данные лица, управлявшего автомобилем в момент совершения правонарушения. Если этот человек в добровольном порядке признает, что в момент совершения нарушения автомобилем управлял именно он, то в отношении него выписывается постановление об уплате штрафа. Если же водитель-нарушитель «идет в отказ», то по заявлению владельца машины будет проводиться расследование.
Иногда с помощью видеозаписи невозможно идентифицировать лицо водителя, превысившего скорость, тогда в ход пойдут опросы свидетелей, документальные доказательства, к примеру, отметки в паспорте о загранпоездке. После проведения расследования в базе данных появятся сведения об установленном правонарушителе.
«Не скрою, что кроме стационарных видеокамер у нас будут работать и мобильные, место дислокации которых мы будем менять, — сообщил Александр Цегельник. — Таким образом будем бороться с нарушителями скоростного режима, что является очень серьезным правонарушением».
За восемь месяцев нынешнего года в Беларуси совершено 3656 дорожно-транспортных нарушений. Погибло 645 человек, получили травмы 4004 человека. По вине пьяных водителей совершено 501 ДТП, по причине превышения скорости — 587 ДТП.
«Полагаю, что нововведение будет способствовать повышению дисциплины водителей и культуры вождения. Автовладельцы хорошо подумают, доверять ли свой автомобиль недисциплинированному водителю», — считает Александр Цегельник.