На вопрос, можно ли найти эффективное противоядие преступному желанию сесть за руль в пьяном виде, однозначного ответа нет. Вроде штрафы в Беларуси за вождение навеселе огромные, однако изо дня в день находятся люди, которые садятся за руль, приняв на грудь.
Только за минувшие выходные в Беларуси задержали 150 нетрезвых водителей, в том числе в Минске — 26.
Какие могут быть последствия пьяного вождения, легко представить, заглянув в сводки происшествий.
Так, вечером 21 января в Минске водитель в подпитии въехал на остановку общественного транспорта и сбил пять человек. Машина двигалась по проспекту Независимости со стороны ул. Калиновского в направлении МКАД. Нетрезвый водитель не справился с управлением, выехал за пределы проезжей части на остановку общественного транспорта и совершил наезд на людей. Как показала экспертиза, в крови водителя было 2.6 промилле алкоголя. К счастью, обошлось без жертв. После обследования в больнице остался только один пострадавший.
Алкоголь вызывает измененное состояние сознания, расфокусировку зрения и потерю самоконтроля. «Экспериментально установлено, что всего лишь 10 мл алкоголя через некоторое время вызывают изменение в показателях внимания и способности сосредотачиваться», — отмечает психолог Надежда Цыркун. Установлено, что при содержании 0,05% алкоголя в крови вероятность ДТП увеличивается в пять раз, а при 1% — в 25 раз.
Что государство и общество может противопоставить желанию сесть за руль в пьяном виде?
Штрафы у нас уже совсем немаленькие. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения — от 15 до 35 базовых величин с лишением права управления автомобилем сроком на три года. В случае если то же правонарушение совершает человек, не имеющий права управления транспортным средством — штраф в размере от 25 до 45 базовых величин.
Однако, как показывает практика, штрафы не решают проблемы, поэтому, считает генеральный прокурор Беларуси Григорий Василевич, ответственность за управление автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения необходимо ужесточать. «Я занимался этой проблемой и стремился как-то воздействовать на суды, которые к ответственности привлекали по минимуму», — сказал генпрокурор.
В 2010 году с пьяных водителей в виде штрафом было взыскано 22 млрд. рублей (для сравнения, в 2007-м, когда размеры штрафов были значительно увеличены — 890 млн. рублей), однако число тех, кто садится пьяным за руль, в последние годы не сокращается.
Дополнительной мерой воздействия на любителей ездить пьяными за рулем может стать конфискация автомобиля. С такой инициативой еще в 2008 году выступило Министерство внутренних дел. Поддерживает введение такой меры и Генеральная прокуратура.
Отвечая сегодня на вопросы журналистов об этой инициативе, Григорий Василевич сказал, что по-прежнему придерживается мнения о необходимости «в административном порядке усилить ответственность за вождение в нетрезвом виде вплоть до конфискации автомобиля».
Психолог Надежда Цыркун говорит, что «не было бы лишним определить употребление алкоголя за рулем как уголовное преступление — человек должен отвечать за свои проступки».
Наряду с ужесточением ответственности, психолог считает не менее важным более ответственно подходить к вопросу медицинского допуска к вождению автомобилей.
«В первую очередь, наверное, надо говорить о том, нет ли алкоголиков среди тех, кто садится за руль пьяным. Если есть, значит, необходимо подумать, как наладить и использовать информацию о зависимости от алкоголя при выдаче прав или когда они уже есть у человека. Человек, зависимый от алкоголя, не может ему противостоять. И, соответственно, всегда есть угроза, что он сядет за руль пьяным», — говорит Надежда Цыркун.