Надежды автодилеров на восстановление продаж автомобилей в апреле не оправдались. Дефицит валюты никуда не исчез, и рынок новых автомобилей продолжает оставаться парализованным. Эксперты между тем прогнозируют, что на фоне проблем ввоза и реализации техники обострится проблема сервисного обслуживания.
Валюты нет
По данным Белстат, в январе-феврале импорт легковых автомобилей вырос на 79% по отношению к такому же периоду прошлого года и составил в количественном выражении 38,4 тысячи. При этом новых автомобилей, по оценкам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, дилерами было ввезено всего около 2 тысяч.
При средней цене автомобиля в 20 тысяч долларов (без таможни) автодилерам необходимо около 20 млн. долларов в месяц, чтобы обеспечить ввоз техники в требуемом объеме. Еще несколько миллионов долларов необходимо для закупки автозапчастей.
«Но купить валюту в таких объемах и по приемлемому курсу невозможно», — констатирует Михневич.
По его словам, мелкие партии валюты некоторым автодилерам удавалось приобретать по курсу 4200-4300 рублей. Сейчас для большинства компаний курс ниже 5 тысяч рублей за доллар недоступен. Многие дилеры, считая такой курс (плюс 60% к официальному) спекулятивным, не спешат покупать валюту. И если в январе-феврале и начале марта дилеры зафиксировали рост продаж новых автомобилей по сравнению с прошлым годом, то со второй половины марта продажи были приостановлены до лучших времен.
Сервис дорожает
Какая-то ясность по поводу дальнейших перспектив работы должна появиться на следующей неделе. По инициативе Нацбанка и правительства на Белорусской валютно-фондовой бирже должна заработать альтернативная торговая сессия, по итогам которой валютные курсы будут формироваться на основе спроса и предложения.
Но автодилеры пока сдержанно оценивают свои шансы изыскать необходимые объемы валюты для нормального функционирования бизнеса.
«Если ориентироваться на межбанк, то там сегодня сложилось небольшое предложение валюты. Мне кажется, и на этой альтернативной площадке оно будет аналогично небольшим. Что-то пока не видно большого желания продавать валюту у тех, у кого она есть», — отмечет бренд-менеджер международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров.
Если валютный рынок в ближайшее время останется в подвешенном состоянии, то объемы недополученной автодилерами выручки могут вырасти не только в связи с заморозкой продаж, но и из-за невозможности полноценно осуществлять сервисное обслуживание, являющееся сегодня для многих компаний основным источником дохода.
«Если в течение ближайшего времени у дилеров не появится возможность приобретать валюту, то некоторые компании будут попросту закрывать свои станции техобслуживания», — прогнозирует Сергей Михневич.
Однако пока эксперт не считает ситуацию критической. Михневич подчеркивает, что покупка запчастей требует небольших, по сравнению с ввозом автомобилей, валютных инвестиций. И та валюта, которая приобреталась, как правило, шла на оплату поставленных с рассрочкой платежа запчастей.
Однако ряд крупных игроков уже столкнулись с некоторыми проблемами. За счет разных вариантов покупки валюты они осуществляют оплату поставленных запасных частей для ремонта, прежде всего, в рамках гарантийного обслуживания и по страховке.
По словам Ильи Прохорова, крупные автодилеры будут и дальше изыскивать возможности для покупки запчастей, но это неизменно приведет к дальнейшему росту стоимости сервисного обслуживания.
«Дилерам приходится повышать стоимость нормочаса, привязывая ее к коммерческому курсу рубля, который сложился на межбанке. Для многих клиентов повышение цен является если не шоковым, то неприятным. И если нам придется покупать валюту по 5-6 тысяч рублей, то цены продолжат расти», — констатирует Прохоров.
Trade-in погоды не сделает
Валютный дефицит ударит и по еще одной, совершенно новой статье доходов автобизнеса — системе trade-in (продажа нового автомобиля взамен старого с доплатой), на которую дилеры делали определенную ставку, рассчитывая таким образом оживить свои продажи за счет повышения спроса. По оценкам белорусских автодилеров, около 30% клиентов хотели бы обменять ранее приобретенную машину на новую.
Осуществлять продажи в рамках новой системы дилеры могут уже с мая. Однако при отсутствии полноценной возможности ввозить новые автомобили trade-in не заработает.
«В ближайшие месяцы система только начнет раскачиваться. Пока можно прогнозировать небольшие объемы продаж. К тому же, автодилеры будут максимально сдержанны в плане инвестирования в развитие системы. Как только сможем ввозить новые автомобили, все изменится», — убежден Сергей Михневич.