В 2012 году объем продаж новых легковых и коммерческих автомобилей в Беларуси (с учетом российских и импортных брендов) увеличился на 26,9% и составил 20 648 автомобилей (16 275 — в 2011 году). Такие данные БелаПАН сообщили в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).
Как отмечают эксперты БАА, 2012 год оказался очередным испытанием для автомобильного ритейла. В связи с изменением формы взимания НДС стоимость новых автомобилей в начале 2012 года единомоментно увеличилась на 17-18%. В течение первого полугодия на рынке происходила унификация цен с дилерскими сетями стран Таможенного союза, с Российской Федерацией в частности. В итоге произошло изменение потребительских предпочтений и полный передел рынка.
Так, продажи российских брендов приросли на 138%, в то время как продажи импортных брендов выросли всего на 6%.
По оценкам экспертов БАА, наибольшее влияние на рынок оказали изменение формы взимания НДС, долгий процесс согласования новых цен с производителями автомобилей и унификация прайс-листов с рынками стран Таможенного союза, дорогие кредитные ресурсы, негласный запрет на покупку импортных автомобилей для юрлиц государственной формы собственности, а также серый ввоз автомобилей из России.
Продажи легковых автомобилей в Беларуси в 2012 году восстановились до уровня 15 986 (+19% по сравнению с 2011 годом), но так и не достигли прогнозируемых показателей (17 500).
Как отмечают эксперты БАА, рост произошел преимущественно за счет увеличения продаж российских брендов. Тройка лидеров осталась прежней: Volkswagen, Lada, Renault. Но порядок брендов на подиуме изменился. Абсолютным лидером в сегменте легковых автомобилей стал российский ВАЗ (рост продаж на 112%). В общей сложности продажи российских брендов увеличились на 123%. Продажи импортных автомобилей выросли всего на 5%.
Характерная особенность 2012 года — изменение предпочтений белорусов. Если ранее наиболее популярными классами являлись SUV, С и D, то в прошлом году «выстрелили» бюджетные автомобили — доля класса B достигла 39,5%. Драйверами роста стали автомобили ВАЗ и иномарки, собираемые в Российской Федерации. Аналитики предсказывают дальнейший рост емкости этого класса.
По данным БАА, изменение формы взимания НДС и последовавшее за этим увеличение стоимости автомобилей привело к резкому изменению структуры потребительской аудитории. Количество покупателей новых автомобилей среди физических лиц сократилось с 74,6% до 46,7%.
Продажи коммерческих автомобилей в отчетный период увеличились на 64,2% (4662 автомобиля в 2012 году против 2839 автомобилей в 2011 году).
По оценкам аналитиков БАА, в сегменте коммерческих автомобилей прослеживаются аналогичные тренды. В первую очередь — высокая ценовая зависимость, результатом чего стал существенный рост продаж автомобилей ГАЗ и УАЗ.
«Изменение формы взимания НДС фактически вычеркнуло физических лиц из числа покупателей коммерческих автомобилей. Доля физлиц и ранее была невысока, а в 2012 году сократилась до 3%», — констатируют эксперты автомобильного рынка.