Указ был подписан в начале февраля, со дня на день должен быть опубликован и вступит в силу 1 марта, — написано в электронной газете «Ежедневник».
В пресс-службе президента получить официальное подтверждение этой информации БелаПАН не удалось. Там посоветовали дождаться соответствующего сообщения с комментариями на официальном сайте Лукашенко.
О том, что указ о введении утилизационного сбора в отношении автомобилей готовится к подписанию, говорили еще минувшей осенью. Предполагалось, что сбор будет введен 1 января. Представители общественных организаций — Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) и Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) — предупреждали власти о возможных негативных последствиях такого указа и настаивали на его публичном обсуждении. Как выяснилось, добиться этого им так и не удалось.
По сообщению БелаПАН, член совета БНПА Сергей Варивода, ни их ассоциация, ни БАА в обсуждении официального проекта указа не участвовали, а потому комментировать его могут лишь вслепую. Между тем, считает Варивода, при разработке такого указа должны были учитываться не только интересы производителей, но и возможные макроэкономические последствия — такие, например, как отток капитала и снижение налоговых поступлений.
10 декабря прошлого года представители БНПА и БАА провели пресс-конференцию, на которой было заявлено: введение утилизационного сбора в негативных вариантах механизма его взимания может привести к полному обвалу авторынка. В этом случае утилизационный сбор не будет зачитываться при уплате в России и его придется платить в Беларуси, пояснил председатель правления БАА Сергей Михневич. Кроме того, добавил он, несмотря на введение утилизационного сбора, таможенные пошлины в Беларуси не будут снижены.
«То есть, при самых негативных вариантах этого механизма рынок может не то что не вырасти — он может обвалиться. И он обвалится скорее не из-за того, что в страну будет завозиться меньше автомобилей, — просто до трети этого рынка уйдет на продажи в России. То есть наши граждане сами будут покупать эти машины в Российской Федерации», — пояснил Михневич.
Автодилеры прогнозируют: с учетом годовых продаж в Беларуси на уровне 30 тысяч новых автомобилей и средней стоимости такого автомобиля около 25 тысяч долларов, на российский рынок уйдет объем продаж в 10 тысяч автомобилей, или порядка 250 млн. долларов.