Беларусь входит в десятку стран европейского региона, где чаще всего люди гибнут в результате ДТП. Такие данные приводит Всемирная организация здравоохранения. Решение проблемы, в числе прочего, лежит в плоскости ужесточения ответственности водителей за правонарушения на дороге.
Возраст от 24 до 28 лет — самый опасный на дороге
Проведенный Госавтоинспекцией анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что самый опасный по риску совершения ДТП возрастной период — от 24 до 28 лет. По вине водителей в этом возрасте в 2013 году было совершено 691 ДТП, в которых 137 человек погибли и 824 получили травмы.
По вине водителей в возрасте 29-33 лет произошло 570 ДТП (83 по вине женщин), в которых 110 человек получили смертельные травмы, 653 — ранения.
Водителями до 23 лет совершено 527 ДТП, в которых 75 человек погибли, 643 получили ранения.
Анализ аварий показывает, что наибольшее количество ДТП совершается по вине водителей со стажем вождения от двух до трех лет — 224 ДТП, в которых 33 человека погибли и 266 получили травмы. Водители со стажем вождения до года совершили 183 ДТП, в которых смертельные травмы получили 23 человека, ранения — 227.
В общей сложности 30% ДТП совершается по вине водителей со стажем вождения до пяти лет.
В Беларуси на дорогах гибнут чаще, чем в Западной Европе
За пять месяцев 2014 года в Беларуси по вине водителей произошло 1135 ДТП, в которых 172 человека погибли, 1326 получили травмы и ранения.
Каждое пятое ДТП произошло по причине нарушения правил проезда пешеходного перехода, каждое шестое — из-за превышения скорости.
В 137 случаях не соблюдалась очередность проезда перекрестков, в 107 — нарушались правила маневрирования. 78 ДТП произошли по причине выезда на встречную полосу, 27 — из-за нарушений правил обгона.
Смертность от ДТП сильно различается от страны к стране внутри каждого региона, отмечает кандидат экономических наук Екатерина Щербакова в интерент-журнале «Демоскоп». Число погибших от ДТП в африканском регионе почти в 2,5 раза выше, чем в европейском.
Европейский регион ВОЗ характеризуется наибольшими различиями в коэффициентах смертности от ДТП, причем в странах с низким уровнем дохода она почти втрое выше, чем в странах с высоким уровнем дохода.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, число умерших в результате ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составляет от 2,8 в Исландии до 21,9 в Казахстане. Медианное значение — 8,7. В Беларуси этот показатель равен 14. Наша страна входит в десятку стран Европейского региона ВОЗ, где в результате ДТП люди гибнут чаще всего.
В нашей стране дела обстоят значительно хуже, чем в развитых европейских странах, но лучше, чем в России, Кыргызстане, Казахстане. Россия входит в первую пятерку стран с самыми высокими показателями смертности от ДТП в регионе — более 18 погибших на 100 тысяч человек.
Число умерших в результате ДТП в расчете на 1000 зарегистрированных транспортных средств составляет в регионе от 0,03 в Исландии до 3,5 в Таджикистане. В Беларуси — 0,4.
По странам Европейского региона ВОЗ, 2010 год
В Евросоюзе самая низкая смертность от транспортных несчастных случаев в Швеции, самая высокая — в Румынии.
Как отмечает Екатерина Щербакова, к сокращению дорожно-транспортного травматизма ведет принятие и эффективное применение законодательства, касающегося важных факторов риска — превышения скорости, управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, использования мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств.
Критически важным для успешного лечения пострадавших в ДТП является время доставки в медицинское учреждение и возможность получения квалифицированной помощи до поступления в больницу. Не менее важным фактором является качество медицинской помощи.
Ужесточение законодательства — шаг к безопасности
Беларусь в последние годы идет по пути усиления мер ответственности за наиболее опасные нарушения правил дорожного движения. В числе последних инициатив, выдвинутых Госавтоинспекцией — ужесточение наказания для «бесправников», игнорирующих запрет на нахождение за рулем.
Предлагается, во-первых, увеличить до 10 базовых величин нижний предел штрафа за подобное нарушение (сегодня — от 5 до 20 базовых). Причем минимальный размер взыскания планируется применять только в случае, если водитель признал свою вину.
Во-вторых, предполагается дополнить КоАП статьей, предусматривающей штраф от 30 до 50 базовых величин за неисполнение постановления о лишении права на управление транспортом.
Необходимость ужесточения наказания для данной категории граждан обусловлена тем, что автолюбители, ранее лишенные прав за вождение в нетрезвом вождении или значительное превышение скорости, провоцируют 10% от общего числа аварий.
В прошлом году по вине «бесправников» произошло 425 ДТП, в которых погибли 80 человек, а еще почти 50 пострадали. Только в нынешнем году сотрудники ГАИ задержали за рулем свыше 30 тысяч лишенных права управления транспортом.
В Администрации президента также находится проект указа президента, предусматривающий ряд иных принципиальных изменений законодательства.
В частности, поскольку процесс подготовки будущих водителей продолжает вызывать серьезные нарекания, предлагается увеличить срок их практического обучения вождению до 50 часов (сегодня 40 часов).
Среди прочих важных инициатив — введение требований по перевозке детей 5-12 лет с обязательным использованием удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту, а также приспособлений, позволяющих пристегнуть маленьких пассажиров с помощью ремней безопасности (бустеров, подушек, специальных сидений). При этом допускается, что данные нормы не будут действовать лишь в случае, если рост ребенка превышает 150 см, а также в автомобилях такси.
Специалисты также считают необходимым запретить перевозку малышей в автокреслах, закрепленных против движения транспорта на передних сидениях, оборудованных подушками безопасности.
ГАИ призывает использовать детское автомобильное кресло и на заднем сиденье, потому что это значительно увеличивает безопасность ребенка. Нередки случаи, когда дети оставались живы в тяжелых ДТП благодаря тому, что находились в специальных креслах.
Так, за 5 месяцев 2014 года в салонах авто погибли 3 и получили травмы 52 ребенка-пассажира. Только в двух случаях дети находились в специальных автокреслах и получили незначительные повреждения. Во всех остальных случаях их перевозили непристегнутыми и без детских удерживающих устройств.
В странах Евросоюза перевозка ребенка в машине без детского кресла не допускается категорически. В этой связи нередки случаи, когда белорусские автомобили не пропускают на территорию ЕС — их еще на границе разворачивают польские и литовские пограничники.
Безусловно, только ограничениями и ужесточением санкций снижения травматизма и смертности не добьешься. Важно, чтобы инициативы не наткнулась на непонимание и получили одобрение общественности, а водители и пешеходы поддержали их на практике.