В Национальном пресс-центре прошла онлайн-трансляция «Твой вопрос Минздраву и Минобразования о ситуации с COVID-19 в Беларуси». На вопросы, которые волнуют студентов и не только, ответили министр здравоохранения Владимир Караник, заместитель главврача минской инфекционной больницы Олег Скрипко и начальник главного управления высшего образования Минобра Сергей Касперович.
Владимир Караник. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Прежде чем начать разговор, Владимир Караник представил Олега Скрипко и Сергея Касперовича. В этот момент к онлайн-трансляции подключилось около 10 тысяч человек. Как пошутил министр, раньше никто из них не видел в себе потенциала собрать стадион.
Министр напомнил, что коронавирусы — вирусы не новые, известны с 1965 года и циркулируют достаточно давно. Многие из них вызывают лишь легкую простуду. Некоторые, например, вирус SARS способен вызвать атипичную пневмонию.
При коронавирусах SARS и MERS источником заражения становится больной человек. COVID-19 от них отличается: человек может заразить других еще до проявления симптомов.
По разным данным, говорит Владимир Караник, от 81 до 85 процентов людей переносят COVID-19 как легкую простуду, от 10 до 14 процентов — нуждаются в медицинской помощи, 5−6 процентов — в интенсивной терапии.
— Это наиболее тяжелая группа пациентов, как правило, более старшие пациенты с сопутствующими заболеваниями.
Публикуем самое интересное из ответов на вопросы.
Почему нет карантина в стране
Как объяснил Владимир Караник, каждая страна выбирает свою стратегию.
— Понимаю, что сейчас наиболее распространенный вопрос касается карантина и ограничения передвижений. (…) Чтобы не принимать ошибочных решений, мы много внимания уделяли изучению рекомендаций ВОЗ, опыта Китая. Мы стараемся работать с научно обоснованным подходом. Сейчас основная задача всех — не допустить перегрузку системы здравоохранения, чтобы количество пациентов не превысило ее возможности оказывать помощь. (…) Мы применяем точечный подход за счет четкого контроля по периметру нашей страны. (…) Все приезжающие проходят измерение температуры тела.
В национальном аэропорту было выявлено больше 250 человек с признаками вирусной инфекции, у большинства из них оказался грипп или риновирусная инфекция.
Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Вторая мера — при выявлении коронавирусной инфекции проходит оценка контактов первого уровня. Это те люди, которые плотнее всего общались с инфицированным человеком: работали с ним в одном кабинете, ездили в одной машине, летели в самолете в радиусе двух метров.
— У тех, кто общался кратковременно, вероятность заражения минимальная, но они берутся под учет. Это позволяет сдерживать распространение вирусной инфекции, не допустить неконтролируемой цепной реакции. На данный момент, мы считаем, нам это удается.
Сейчас под медицинским наблюдением находятся 1200 контактов первого уровня.
— Для чего это делается? При тесном контакте вероятность заражения все-таки существует. Коэффициент передачи — 1 к 2,2 — 2,5. У 41 человека положительный тест был в процессе наблюдения. При таких показателях в течение 18−19 дней это дало бы более 1000 новых случаев, если бы они не были изолированы.
По каждому случаю, говорит министр, санитарно-эпидемиологические службы проводят точечные детальные эпидрасследования. И приводит пример.
— В одном из городов девушка, которая вернулась из-за границы, решила посетить ночной клуб. Когда выяснилось, что ее тест положительный, в течение суток представители УВД проверяли все камеры наблюдения, устанавливали все ее контакты, после чего всех взяли под наблюдение.
— Когда нет санслужбы, не проводятся эпидрасследования или количество пациентов такое, что его провести невозможно, принимаются меры разобщения в виде карантинных мероприятий. Чтобы в долгосрочной перспективе они привели к серьезному снижению заболеваемости, они должны продолжаться 12−13 недель. Мы понимаем, что вряд ли любая страна в мире выдержит 12−13 недель полного паралича, — считает Владимир Караник. — Единственное, чего мы боимся, изучая опыт Италии, чтобы основным источником распространения инфекции не стал медперсонал. Во-вторых, там очень быстро пошло распространение в больницах, где находились люди с сопутствующими патологиями и проблемами со здоровьем. Коронавирусная инфекция, естественно, усугубила их состояние и обусловила такие высокие показатели летальности. Изначально мы приняли решение о разделении потоков пациентов и перепрофилировании больниц, чтобы избежать пересечения пациентов после хирургических вмешательств, с инфарктами, инсультами.
Почему нет карантина в вузах
Сергей Балай, TUT.BY
На данный момент, считает начальник главного управления профессионального образования Минобразования Сергей Касперович, вводить карантин в университетах смысла нет. А тех мер, которые касаются переноса лекций и времени начала занятий, на данный момент достаточно.
Опыт перевода на дистанционное обучение БНТУ, у студента которого обнаружили коронавирус, нельзя назвать позитивным, считает министр здравоохранения. И вот почему.
— Что в итоге получили? Порядка 600 студентов в тот же день уехали по городам и весям. Мы в течение суток передавали информацию в органы здравоохранения, кто из студентов прибыл к ним на территорию, чтобы взять их под контроль. Больше сотни было госпитализировано в разные учреждения с признаками респираторной вирусной инфекции. Ни в одном случае коронавирус не подтвердился.
Что будет с ЦТ в этом году?
Сергей Касперович рассказал, что пока перенос централизованного тестирования на более поздний срок не планируется. Приемные кампании в вузы тоже должны пройти по расписанию.
А вот основные этапы репетиционного тестирования переносятся «преимущественно на май».
Почему Минздрав не говорит, в каких городах выявили коронавирус
— Изначально мы пробовали давать более точную информацию. Но это привело к тому, что многие СМИ и представители блогосферы начинали активно вмешиваться в личную жизнь граждан, пытались выяснять, как работают их предприятия, что происходит в городе. Таким образом они больше сеяли панические настроения. Кроме того, люди стали менее охотно рассказывать о своих контактах, стали позже обращаться к медикам — уже только с клиникой. И это существенно затрудняло наше эпидрасследование, — утверждает Караник.
Почему в Беларуси коронавирус распространяется не так, как в странах Европы?
Фото: Reuters
Владимир Караник ответил, что межведомственная группа была создана еще в январе, и уже тогда принимались нужные противоэпидемиологические меры: когда из Китая возвращались коллективы студентов и работников, их наблюдали, помещали в карантин.
— Хочу заметить, что из Китая ни одного завозного случая у нас не было. В тот же период разрабатывались меры контроля на границах.
Зачем Минздрав открыл благотворительные счета? Чего-то не хватает?
Как выразился министр, «неделю мы держали круговую оборону, когда со всех сторон нам предлагали помочь и перечислить деньги».
Финансирования, подчеркнул Владимир Караник, сейчас хватает в полном объеме. Открыть благотворительный счет было решено для того, чтобы ответить на запрос общества, которое в данный момент хочет консолидироваться, почувствовать сопричастность к борьбе с эпидемией и сказать о том, что мы вместе.
Так есть у женщины из Житковичей коронавирус или нет?
На данный момент, говорит Владимир Караник, у пациентки точно есть пневмония. А вот тесты на коронавирус показывают разные результаты. Минздрав проводит диагностику по трем видам теста: отечественного производства, российскими и теми, которые Беларуси предоставил ВОЗ.
— Есть определенные разночтения в тестах, пока проходит уточняющая диагностика. Но сказать, что есть коронавирус, мы пока не можем. Это второй или третий тест, который дал неоднозначный результат. Сейчас мы разбираемся почему.
Напомним, 58-летняя жительница Житковичей неделю была на больничном с диагнозом ОРВИ и пила антибиотики, но лучше ей не становилось. После одной из консультаций с врачом она упала в обморок. Заболевшая не то что за пределы страны — даже из Житковичей никуда не выезжала.
Стоит ли носить марлевые повязки?
— Марлевая повязка в силу своей структуры не отфильтрует вирус, — говорит заместитель главного врача Минской инфекционной больницы Олег Скрипко. — И в принципе в воздухе его быть не должно. Повязка, которую вы будете носить длительное время, станет влажной, на ней поселятся другие микробы. В таком случае смысла в ней нет. А есть смысл в соблюдении расстояния между друг другом, в личной гигиене.
Можно ли заразиться через книгу? А в столовой? Свидания теперь под запретом?
Фото: Eliott Reyna, unsplash.com
— Если все поверхности в столовой обрабатываются так, как положено, и посуда моется тщательно, то риска заражения нет, — считает Олег Скрипко. — Через книгу в библиотеке теоретически заразиться можно, если вы листаете страницы, а потом облизываете пальцы или трете глаза. На поверхности книги вирус может сохраняться несколько часов, через неповрежденную кожу он не проникает. И со страниц он на вас не прыгнет.
Что теперь будет со свиданиями? По словам Олега Скрипко, свидание ничем не отличается от обычного тесного контакта. Если человек был за границей или считает, что мог контактировать с зараженным, то встречаться с людьми ему не рекомендуется.
При этом Владимир Караник отмечает, что эндорфины, или гормоны радости, которые выделяются у влюбленных людей, в данном случае полезны: они повышают иммунный статус.
— У нас уже есть даже свой опыт по поводу общения. Девушка [зараженного] спокойно прошла этот период, а вот за родителями пришлось понаблюдать. Весна, свидания, положительные эмоции положительно скажутся на состоянии организма и повысят его устойчивость к вирусным атакам.
Запасов для лечения коронавируса достаточно? А аппаратов ИВЛ?
— Нам нужно понимать, что этиотропного лечения, которое воздействует непосредственно на сам вирус, сегодня нет, — говорит министр. — Препараты, которые используются для лечения гриппа, у нас есть в достаточном количестве. Мы их включаем в схему не потому, что надеемся: он окажет мощное терапевтическое действие. А потому, что видим миксты заболеваний, когда у пациента есть и коронавирус, и грипп H1N1 (более известный как свиной. — Прим. TUT.BY). Таких случаев мы видим немало.
Для лечения возможных осложнений, говорит министр, есть резервы антибиотиков.
— Сегодня создан неснижаемый запас, который позволяет удовлетворять нашу потребность.
Как говорит Владимир Караник, в США на 100 тысяч населения приходится 12,9 аппаратов ИВЛ, в Италии — 8,8, в Беларуси — 25 (и 38 — с учетом всего наркозно-дыхательного оборудования).
— Но мы стараемся не доводить ситуацию до того, чтобы нам массово понадобились аппараты ИВЛ.
Почему не закрывают церкви?
Во-первых, говорит Владимир Караник, церковь в Беларуси отделена от государства. Во-вторых, еще месяц назад он подписал письмо в адрес духовенства, в котором попросил избежать целования икон, крестов и других церковных атрибутов.
— В ответ мы получили письма от глав католической и православной церкви, что эту информацию учтут, распространят по всем приходам, что от данных ритуалов в этот период лучше воздержаться. Скоро грядут пасхальные праздники у католиков и православных. Я думаю, что и в Москве, и в Ватикане этот вопрос сейчас обсуждают. Мы со своей стороны будем смотреть, чтобы в этом случае соблюдалась дистанция, а помещения хорошо вентилировались.
Напомним, по данным на 25 марта, число зараженных коронавирусом в Беларуси выросло до 86. На сегодняшний день уже выписаны или готовятся к выписке 29 пациентов. Ранее у них тест на COVID-19 дал положительный результат. В процессе наблюдения и лечения получены отрицательные результаты тестов. Продолжается медицинский контроль и лечение 57 пациентов.
В Национальном пресс-центре прошла онлайн-трансляция «Твой вопрос Минздраву и Минобразования о ситуации с COVID-19 в Беларуси». На вопросы, которые волнуют...