Лукашенко грозит Литве отвернуться от ее порта. Но для этого, кажется, придется снова звонить Путину. 21.by

Лукашенко грозит Литве отвернуться от ее порта. Но для этого, кажется, придется снова звонить Путину

28.08.2020 16:15 — Новости о Коронавирусе |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В пятницу Александр Лукашенко пообещал Литве показать, «что такое санкции», и заявил, что поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков из портов Литвы на другие. Это не первая попытка «грузовых войн», и у Литвы в ней немало аргументов.


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — возмутился Лукашенко. Белорусские грузы действительно традиционно формируют около 30% грузооборота Клайпедского порта. В нынешнем году эта доля может вырасти, так как на фоне общего коронавирусного спада и белорусско-российского нефтяного конфликта именно через Клайпеду пошли основные потоки альтернативной нефти. В частности, как пишет Baltnews.lt, в марте в порту обработали 4,5 млн тонн, и этот результат перевалки за месяц стал лучшим за всю историю порта. Рост произошел за счет увеличения перевалки наливных грузов. В первую очередь — «альтернативной», в основном норвежской, нефти для «Нафтана». По приблизительным оценкам, общий объем поставок составил около 400 тыс. тонн сырой нефти.

И Беларусь не намерена отказываться от поставок альтернативной нефти, выполняя требование Лукашенко о диверсификации. «Надо идти к тому, что 30−40% мы будем покупать нефти в Российской Федерации. Процентов 30 мы должны с Балтики завозить и процентов 30 через Украину — проверенный уже путь», — заявлял президент в начале года.

Ближайший и потому оптимальный для Беларуси (особенно если речь идет о дорогой альтернативной нефти) порт — как раз Клайпеда. И это не раз доказывалось во время недавней «грузовой» войны 2017 года. Тогда президент России Владимир Путин предложил обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. Минск даже с учетом предложенной Москвой скидки не готов был использовать ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург.


Беларусь тогда аргументировала свой выбор наличием долгосрочных контрактов с Литвой и Латвией, гораздо раньше России взявшихся модернизировать свое портовое хозяйство.

Есть у Минска и другие аргументы и доводы, большую часть из которых Минск повторяет ни много ни мало с 2005 года. Тогда Беларусь и Россия решили наладить перевалку калийных удобрений через порт Калининграда, однако несмотря на громкие заявления, дело не дошло даже до отправки пробной партии. Причина прозаическая — экономическая неэффективность. На нее же Минск ссылался, отказываясь перекидывать грузы на Усть-Лугу в 2017-м — даже с учетом 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлива и бензина экономика поставок не складывалась.

С учетом разницы в стоимости перевалки нефтепродуктов через российские и прибалтийские терминалы общие транспортно-логистические затраты в российском направлении были значительно выше. БНК тогда также тактично обращала внимание на трудности у основных российских терминалов в приемке белорусских грузов, особенно в зимний период.

Кроме долгосрочных контрактов, а в последние годы сообщалось о таких контрактах с «Беларуськалием», который обеспечивает около 20% от общего объема грузоперевозок по железной дороге в Литве, с «Гродно Азотом», «Белорусской нефтяной компанией», Беларусь в Литве имеет собственную инфраструктуру — в 2013 году «Беларуськалий» купил 30% Biriu kroviniu terminalas в Клайпеде и реализовал серьезную инвестпрограмму — около 100 млн евро, в расчете еще и на мощности «Славкалия». В конце прошлого года литовский бизнесмен Игорь Удовицкий и «Беларуськалий», владельцы Biriu kroviniu terminalas, заявили о намерении расширить бизнес в порту.

Для того чтобы развернуть потоки на другие порты региона, Минску придется или смириться с серьезными финансовыми потерями, или в очередной раз «звонить Путину» — просить Россию о серьезном снижении тарифов.

 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В пятницу Александр Лукашенко пообещал Литве показать, «что такое санкции», и заявил, что поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости о Коронавирусе)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика