Со 2 октября по 30 октября в Национальном художественном музее Республики Беларусь будет работать выставка одной картины. Это произведение итальянского живописца Париса Бордоне «Мадонна с младенцем, святым Энрико из Уппсалы и святым Антонио Падуанским» из коллекции Музея провинции Бари «К. Джаквинто» (Италия).
Парис Бордоне (1500, Тревизо — 1571, Венеция) — итальянский художник венецианской школы, представитель маньеризма. С 1516 по 1518 Бордоне год работал в bottega — мастерской Тициана. Джорджо Вазари — историк итальянского искусства, благодаря которому известно большинство фактов о жизни художника, сообщает, что в 1538 году Парис Бордоне поступил на службу к французскому королю Франциску I в Фонтенбло, где писал портреты короля и придворных. В 1540 году художник переехал в Аугсбург, где работал над росписями дворца Фуггеров (не сохранились).
Бордоне работал также в Тревизо, Виченце, Креме, Генуе и Турине. Его многочисленные портреты, среди которых особенно удачными считаются женские, отличаются пышностью и богатством колорита. Бордоне был автором и произведений на исторические и религиозные сюжеты. Художник исполнил ряд важных фресковых циклов в Венеции, Тревизо и Виченце, до наших дней не дошедших.
Среди популярных и характерных для творчества живописцев мотивов — изображение Мадонны с младенцем и святыми, известный как «Sacra Conversazione» («Святое собеседование»). Именно этот сюжет и представлен в композиции «Мадонна с младенцем, святым Энрико из Уппсалы и святым Антонио Падуанским» из коллекции Музея провинции Бари.
Картина Париса Бордоне изображает Мадонну с младенцем Иисусом, сидящую на мраморном ступенчатом троне (подобном на стилобат храма). Справа предстоит в епископском одеянии святой Энрико Уппсальский, слева — в одежде Францисканского ордена — святой Антоний Падуанский. Традиционно для Бордоне — изображение сцены на фоне холмистого пейзажа, освещенного теплым золотистым светом.
Хотя отсутствие даты создания картины становилось объектом многочисленных споров искусствоведов, несомненно, что произведение написано после 1536 года: современная историография относит ее к первой половине XVI века из-за утрированных поз персонажей, а также из-за сильной иконографической и стилистической связи с другими произведениями художника, написанными им в тот же период.
Картина «Мадонна с младенцем, святым Энрико из Уппсалы и святым Антонио Падуанским» является шедевром зрелого Бордоне — одного из самых утонченных представителей венецианской живописи XVI века.
Выставка организована при содействии посольства Италии в Беларуси в рамках мероприятий «Итальянское Возрождение в Беларуси».