С момента выхода на экраны картины «Доживем до понедельника» прошло больше сорока лет, а лучшей формулы счастья до сих пор никто не придумал. Она родилась там, где и положено быть формулам, - в школе. И лучших фильмов за последние десятилетия никто не снял. Говорим «школа» - и вспоминаем «Розыгрыш», «Большую перемену»...
А ведь картины «Доживем до понедельника» могло и не быть. Вернее, могло не быть той ленты, которую мы все знаем и любим, если бы не настойчивость режиссера Станислава Ростоцкого. Как пишет в своей книге «Дожила до понедельника» актриса Ирина Печерникова, сыгравшая роль учительницы английского языка, фильм полгода продержали на полке. «Ростоцкому сказали: это вырезать, это вырезать. Но Станислав Иосифович - крепкий орешек, на компромиссы не пошел, - вспоминает Печерникова. - Только один эпизод переозвучили. Сначала герой Тихонова, учитель истории Илья Мельников, говорил: «Все напишут, что счастье в труде», а в финальной версии стало «Все напишут, как полагается».
…Съемки надо было начинать, а Тихонов наотрез отказывался сниматься. Он был совершенно вымотан работой в «Войне и мире» Сергея Бондарчука: роль Андрея Болконского забрала у актера массу сил. Режиссер уговаривал Вячеслава Васильевича долго. Уговорил. И не прогадал: интеллигентный, умный, совестливый персонаж, воплощенный Тихоновым, стал образцом идеального советского учителя.
Судьбы актеров после успеха фильма сложились по-разному. Ростоцкий снял Вячеслава Тихонова в ленте «Белый Бим Черное Ухо». К тому времени Вячеслав Васильевич уже был для всех советских граждан неподражаемым Штирлицем. А вот актерская судьба Ирины Печерниковой не сложилась: она меняла театры, страны, мужчин, лечилась от алкоголизма… В последнее время Ирина Викторовна практически не снимается, лишь время от времени появляется в сериалах.
С фильма «Розыгрыш», вышедшего в 1977 году, началась режиссерская карьера Владимира Меньшова - будущего автора ленты «Москва слезам не верит». Из плохого сценария, который более трех лет пылился на полках «Мосфильма», Меньшову удалось сделать на удивление очень качественное и душевное кино. Недаром «Розыгрыш» стал самым кассовым «школьным» фильмом за всю историю кинопроката СССР: за год его посмотрели более 33 миллионов зрителей. (Для сравнения: идущая второй в этом списке «Республика ШКИД» привлекла в кинозалы на один миллион зрителей меньше.)
«Розыгрыш» дал путевку в большое кино Дмитрию Харатьяну. Куда меньше повезло Наталье Вавиловой: в 1987 году на съемках очередного фильма актриса упала с лошади и получила травму позвоночника. С тех пор ушла из кино и избегает контактов с прессой. С мужем режиссером Самвелом Гаспаровым живет в доме под Москвой, занимается цветоводством.
Самый чистый, самый красивый фильм про учителей - это, конечно же, четырехсерийная лирическая комедия «Большая перемена», появившаяся на телеэкранах в 1972 году благодаря режиссеру Алексею Кореневу и сценаристу, писателю Георгию Садовникову, который, кстати, сам целый год преподавал историю в школе рабочей молодежи. Так что Нестора Петровича он списал, можно сказать, с себя.
В фильме наставника должен был сыграть к тому времени всенародно любимый после «Иронии судьбы» Андрей Мягков. Но тот поставил условие: чтобы снималась жена Анастасия Вознесенская (она потом была директором рынка в «Гараже» у Эльдара Рязанова). Коренев в своей картине ее не видел, пришлось с Мягковым попрощаться. А вот на роль невесты Нестора режиссер хотел утвердить Наталью Гундареву - очень ему понравился ее взгляд на фотографии. Позвонил. Та откровенно спросила: «А ты задницу мою видел?» Гундарева всегда была полненькой и роли «голубых героинь» никогда не играла...
Георгий Садовников вообще-то был против того, чтобы из его серьезной книги о школе рабочей молодежи «Иду к людям» делали наивную и легкомысленную, как ему казалось, историю об учителе-недотепе. Он-то помнил каждый урок - ничего комичного! Как вошел впервые в класс, как его приняли за ученика, как ругал директор за сочувствие молодым рабочим, которым приходилось после смены садиться за парту… Но сколько серьезных лент выходило о советской школе - почти все забыты. А «Большая перемена» с песенкой «Мы выбираем, нас выбирают…» помнится. Верится, что Нестор Петрович мог ради ученика прыгнуть в реку. (Кононов на самом деле очень плохо плавал, едва не утонул, и Ролану Быкову по-настоящему пришлось спасать коллегу.)
А какие яркие получились в фильме педагоги! Народный артист СССР Михаил Яншин сыграл в фильме, по сути, пару эпизодов. Его профессор Волосюк - это Нестор Северов в старости. Учитель географии (Анастасия Георгиевская) - словно педагог из той старой, дореволюционной эпохи, когда танцевали мазурку. Кстати, эта маленькая роль большой театральной актрисы стала единственной, по которой помнят Георгиевскую. Глаза Людмилы Касаткиной, директора школы, кажется, до сих пор излучают свет… Однако немало в фильме и киноляпов. К Нестору Петровичу подходит учительница физкультуры. Но в вечерних школах не было физкультуры! И учительскую почему-то в фильме назвали «учебной частью»...
…Загадка - почему одни фильмы живут мгновения, а у таких, как «Доживем до понедельника» или «Большая перемена», огромная жизнь. Это больше, чем кино. Оно проявляет, как лакмусовая бумажка, все самое лучшее, что есть в нас.
Алексей ИВАНЮШКО, Светлана ДЕЖКИНА, «МК» |