В этом году впервые Беларусь участвует в «классическом» конкурсе «Евровидение–2010», где между собой соревнуются не поп–исполнители, а молодые классические музыканты. Нашу страну представит виолончелист Иван Каризна — внук автора Государственного гимна Владимира Каризны. Решение о том, что в Вену на «Евровидение» должен поехать именно Иван, приняло профессиональное жюри под руководством народного артиста Михаила Козинца.
К своим 18 годам Ваня успел выиграть немало международных конкурсов, его привечает в своем оркестре «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков. Сейчас Иван учится на первом курсе Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца.
Между Парижем и Минском мы и перехватили молодое дарование.
— Иван, из 47 участников национального отбора жюри выбрало именно вас. Как думаете, почему?
— Наверное, потому что у меня солидный опыт участия в международных конкурсах. В музыкальных кругах меня хорошо знают.
— А как вы сами узнали о том, что в Беларуси проводится такой конкурс?
— Родители услышали, позвонили в Париж, предложили участвовать. Я подал документы, где описал подробности биографии, свои заслуги. Меня вызвали в Минск на прослушивание... И вот сейчас объявили финалистом.
— Это престижно — участвовать в «Евровидении»?
— Когда–то я услышал от одного своего знакомого музыканта из Бельгии, что раз в два года в Вене проводится такой конкурс. Он в нем участвовал и сказал, что для саморекламы это хорошая площадка. Но с точки зрения профессиональной музыки есть более престижные конкурсы, например, конкурс имени Чайковского или имени Ростроповича.
— Окончив музыкальный колледж в Минске, вы захотели продолжать обучение в Париже. Почему?
— Обучение в Европе наиболее перспективно для классического музыканта, оно дает больше возможностей, концертов, связей. Когда я поступал в парижскую консерваторию, там был огромный конкурс — 90 человек на 4 места. Причем поступали люди со всех концов света. Я поступил туда первым номером... и сейчас учусь, да. Французским языком владею без проблем. Живу в центре Парижа. Люблю гулять у Эйфелевой башни, Нотр–Дама... Но скучаю там без снега. В Беларуси в этом году выдалась на редкость красивая зима. Я обожаю нашу природу.
— Вы уже знаете, что будете играть на конкурсе?
— Соревнование проходит в два этапа: в первый день я буду исполнять соло длиной 15 минут, во второй день предстоит играть с Венским оркестром. Думаю, выберу что–то из Чайковского, Гайдна... Пока обдумываю.
— Вы только что вернулись из Москвы, где играли концерт с оркестром Спивакова в Доме музыки. Как давно вы знакомы с Владимиром Теодоровичем?
— Несколько лет назад меня заметил специалист из его фонда, который помогает молодым музыкантам. С тех пор появилось много вызовов, концертов, выступлений вместе с оркестром и даже дружба со Спиваковым. Его фонд не так давно подарил мне инструмент XIX века известного мастера Бернарделя.
— А сколько он стоит?
— Примерно 100 тысяч евро. Это уже инструмент такого уровня, с которым не стыдно появиться на самых престижных концертных площадках. Я абсолютно счастлив с этой виолончелью, она прекрасно звучит, радует меня и слушателей. Конечно, есть более дорогие инструменты, скажем, Страдивари... Возможно, в будущем...
— Купите себе такой?
— Сам? Вряд ли. Классические музыканты много не зарабатывают. Но, возможно, судьба мне его подарит.
— Мне любопытно, знаете ли вы, как ваш дедушка — Владимир Каризна — писал гимн?
— Ой, нет. У меня было всегда мало свободного времени: я усердно занимался музыкой, с утра до ночи. Дедушкиным творчеством, конечно, интересовался. Но сейчас на память не прочитаю вам ни одного его стихотворения. Понимаете, мой отец — композитор, мама — пианист. В доме всегда были разговоры только о музыке.
— Вы волнуетесь перед «Евровидением»?
— Нет, для меня это обычный концерт: еще раз выйти на сцену и подарить зрителям прекрасную музыку.