Естественный отбор. 21.by

Естественный отбор

23.03.2010 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Естественный отбор

Пианистка Татьяна Старченко так мастерски делает сложное доступным, так изящно объединяет разноплановую публику своими концертами классической музыки, что мы долго не размышляли, с кем поговорить о естественности и единомышленниках... Личный словарь

Пианистка Татьяна Старченко, режиссер–постановщик, художественный руководитель, ведущая и автор «Музыкальной гостиной» — одного из самых успешных и «долгоиграющих» проектов Белгосфилармонии, так мастерски делает сложное доступным, так изящно объединяет разноплановую публику своими концертами классической музыки, что мы долго не размышляли, с кем поговорить о естественности и единомышленниках. Да и не только об этом...


Единственная


Бесспорно, «Музыкальная гостиная» — единственная в своем роде. И от осознания этого с каждым годом мне все тревожнее. Ведь очень многое здесь зависит от меня, к сожалению. Если я заболею, заменить меня некем. Концерт придется отменять... Правда, такого у нас за все 10 лет пока еще не было. Я не болею. Хотя специально для укрепления здоровья ничего не делаю. Ну разве что музыкой занимаюсь... Впрочем, по моим наблюдениям музыканты вообще редко болеют.


А может, все дело в генах родителей–спортсменов? К слову, я и сама всю жизнь к спорту неравнодушна. В прошлом году, например, когда Министерство культуры проводило спартакиаду, волейбольная команда нашей филармонии дошла почти до финала. Соревнования проходили в академии искусств, мы ежедневно играли то со сборной Молодежного театра, то с командой Национальной библиотеки, то — музея истории Великой Отечественной войны... А моя директор Алла Николаевна ходила на все игры и все переживала за мои пальцы: мол, сольный концерт на носу, а я так рискую! Наша команда была в основном мужской, за филармонию играли гендиректор, заместитель гендиректора, директора коллективов, начальник охраны, но из музыкантов была я одна. Думаю, я вообще единственная пианистка, которая играет в волейбол...


Между прочим, на доске Почета Костромского музыкального училища среди лучших спортсменов до сих пор висит моя фотография. И когда я поступила в консерваторию, никак не думала, что у меня могут возникнуть проблемы с физкультурой. У классических музыкантов эта тема отнюдь не из важных. Помню, когда Владимир Спиваков отважился сняться для одного из журналов с обнаженным торсом, многих это весьма и весьма удивило — мало кто из нас может похвастаться такой физической формой... Так вот, консерваторские занятия по физкультуре я решила игнорировать, заменив их на занятия в городской сборной по баскетболу. А когда пришло время сдавать зачет, самоуверенно заявила, что сделаю все на «отлично». И действительно, очень быстро пробежала стометровку, кросс, с хорошим результатом прыгнула в длину. Кидаю гранату... А там у нас была такая ограничительная стенка, за которой — болото. И вот моя граната перелетает эту стенку, и я понимаю, что установила рекорд консерватории. Но вместо восторженных восклицаний слышу раздраженный голос Валентины Михайловны, нашего преподавателя: «Старченко, доставай снаряд! С 1947 года у нас эти снаряды никто и никуда не закидывал. Пока не достанешь — зачет не поставлю!» Теперь эта история стала нашим семейным анекдотом...


Ежедневно


Музыкант — наверное, как и хирург, — обязан оттачивать свое мастерство ежедневно... Но, бывает, порой даже очень талантливые дети долго и тяжело привыкают к этим каждодневным упражнениям. Надо их заставлять — особенно когда талант бесспорен. Как говорил выдающийся скрипичный педагог Петр Столярский: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые родители!» Однако у меня все вышло иначе...


Мне было 6 лет, когда моей подружке и соседке по коммунальной квартире купили пианино. До сих пор помню, как оно благоухало деревом и лаком! Не то что нынешние, пахнущие пластмассой... Настоящее пианино! И вот я стою в нашем длинном коридоре и размышляю, как бы объяснить маме, что мне тоже надо купить пианино. Распахиваются двери — и я начинаю с главного: «Мамочка, я так хорошо буду играть!» И мама, которая, будучи маленькой девочкой, за несколько километров ходила в театр в послевоенном Сталинграде, пошла и купила в кредит роскошное пианино. После этого мне не оставалось ничего другого, как держать слово...


Ежедневно, ежечасно я улыбаюсь! Хотя, помню, еще в музыкальном училище меня, бывало, спрашивали: «Неужели ты не понимаешь, что только раздражаешь всех своими постоянными улыбками?» Но я продолжаю культивировать в себе состояние счастья, несмотря ни на что. Хотя проблем у меня, поверьте, ничуть не меньше, чем у других... Кстати, мало кто помнит, что и в христианстве уныние считается одним из самых больших грехов. Человек должен уметь держать себя в руках. Наедине я иногда даже говорю артистам: «Такие лица уже не носят!» Демонстрировать окружающим свое дурное настроение, по–моему, совершенно недопустимо и неприлично.


Еще раз


Залог долгой и счастливой семейной жизни — умение удивлять. Мой папа, например, ко всем домашним праздникам писал шутливые стихи. А теперь и я сочиняю частушки своим близким... Самые первые, кстати, я посвятила мужу — наш тогда еще не очень взрослый сын надел картуз, как у трио «Ярославские ребята», аккомпанировал мне на гитаре, и это было прекрасно! Вернейший способ почувствовать себя счастливым — делать сюрпризы дорогим людям снова и снова. И в музыке это правило работает так же верно.


Почему все 10 лет билеты в нашу «Музыкальную гостиную» раскупаются сразу, как только попадают в продажу? А хотя бы потому, что никто больше не предлагает публике ничего похожего даже на наш первоапрельский концерт «Музыканты шутят». Шутки в формате классической музыки — редкость, потому что легкость таких концертов — только видимость. Ведь мера и вкус — самое сложное на сцене... Но я с удовольствием собираю музыкантов еще и еще раз, чтобы подарить публике нашу любовь. И почувствовать восторг и благодарность в ответ...


Европейский


В Европе давно нет никаких конферансье, нет ведущих, никаких музыковедов, предваряющих выступление музыкантов. Только программка. Европейский концерт — одна лишь музыка, и никаких помощников музыкантам больше не нужно. Для меня это — эталонный концерт.


Но мы идем своим путем... Иногда ведение концерта по старинке меня раздражает, но иногда — выглядит очень убедительно. У нас свои традиции... Есть страны с вековой неязыческой культурой, которая выражается совершенно в другой музыке, архитектуре. Это впитывается исподволь, с воздухом. Недаром же итальянские дизайнеры остаются лучшими на протяжении десятилетий... Однако нашей публике пока еще нужны приманки, нестандартные сюрпризы... Когда нашему сыну было 16 лет, мы решили показать ему Брюссель и Амстердам. Так вот, визит в музей Ван Гога стал для него настоящим потрясением. Причем потрясло его даже не столько искусство, сколько огромное количество людей в музейных залах, особенно молодежи... Через три месяца я повела его в «Третьяковку» на Врубеля. Нигде больше в мире Врубеля нет, и сама «Третьяковка» тогда — только после ремонта... Но впервые в жизни мне стало страшно среди картин. В репродукции Врубеля обычно добавляют синевы, настоящий, он куда более сумрачный и драматичный. И в зале, кроме нас с сыном, не оказалось больше никого! Потом, правда, когда мы спустились к иконам, мой Кирилл оживился — там было довольно шумно и многолюдно. Хотя оказалось, что это в музей израильские туристы заглянули...


При этом у нас великолепная школа живописи, прекрасная школа музыкантов. Мы до сих пор питаем все европейские оркестры и галереи своими талантами. Наше искусство конвертируемо на все 100 процентов! И мои друзья–американцы счастливы, что их дочь занимается балетом у педагога старой советской школы (хотя друзья — отнюдь не наши бывшие соотечественники)... На любом конкурсе классической музыки побеждаем если не мы, то воспитанники выходцев из бывшего Союза. Ну а публика... Пожалуй, она имеет право на свои национальные особенности.


Если бы


Ненавижу сослагательное наклонение... И целиком согласна с утверждением Блока: «Если чего–то хочется — обязательно сбудется. А не сбудется — так и желания не было. А если сбудется, но не то — разочарование только кажущееся, потому что сбылось именно то!» Никогда не стоит жалеть о том, чего ты не сделал. Действие — оно уже само по себе правильно. О сделанном я не жалею никогда. И люди, которые меня окружают, всегда самые лучшие...


К моменту встречи со своим мужем я активно концертировала. Приехала в Минск на гастроли — и тут узнала, что о нашей группе музыкантов решили снять документальный фильм. Представили будущего сценариста... А через месяц, когда я снова приехала в Минск с концертами, мы с ним уже подали заявление... Размышлять, что я оставлю и что приобрету взамен, мне было некогда. Да я и не мучила себя такими вопросами. Потому что к тому времени хорошо знала: вся жизнь человека — внутри него самого. Сильный человек сам формирует свой мир. Мой мир ни в чем не пострадал...


Иногда в интервью меня спрашивают, в какой стране или в каком веке я хотела бы родиться. Только здесь и сейчас!

Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пианистка Татьяна Старченко так мастерски делает сложное доступным, так изящно объединяет разноплановую публику своими концертами классической музыки, что мы долго не размышляли, с кем поговорить о естественности и единомышленниках... Личный словарь
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика