Когда «Песняры» отметили 30-летие, их песни потихоньку начали брать в свой репертуар артисты белорусской эстрады. Прочему это происходит? Композиторы не пишут новых песен или артисты думают, что «песняровский» хит — гарантия успеха на сцене?
В рамках празднования 1148-летия со дня образования Полоцка радиостанция «Европа Плюс Полоцк-2010» проводила 5-й региональный фестиваль-конкурс молодых исполнителей эстрадной песни. Условием участия в конкурсе было исполнение песни из репертуара «Песняров».
Не скрою, закрался некоторый скептицизм: подумаешь, региональный конкурс самодеятельных артистов. Но как они старались! Публика помогала конкурсантам, подпевая все песни. Редко увидишь, чтобы люди в зале знали слова каких-то новых «форматных» песен. А здесь бабушка и внучка подпевали «Слуцких ткачых», тинейджеры пританцовывали под «Белявую-чарнявую», а юные барышни кричали «Браво» за исполнение «Княжны».
Жаль, что заседание жюри не транслировали, хотя такая техническая возможность, наверное, была. Всем молодым артистам, и самодеятельным и профессиональным, пожелала бы участвовать в конкурсах с таким жюри. Уважительное, серьезное и абсолютно честное обсуждение исполнительского мастерства конкурсантов. Все по-настоящему.
В результате диплом первой степени присудили Дарье Ахламенок из Верхнедвинска, исполнявшую песню Олега Аверина «Ночка темная», второй — Евгению Осипову из Новополоцка («Зачарованная» Игоря Лученка - Геннадия Буравкина) третьей — Анастасии Усенко из Полоцка («Па-над белым пухам вішняў» Игоря Паливоды - Максима Богдановича).
Вечером на открытой площадке выступали местные артисты и гости — «Белорусские песняры». Музыканты не первый раз в Полоцке, прекрасно знают его историю и интересуются днем сегодняшним древнего города.
Много лет назад один полоцкий юноша услышал гастролировавших в городе «Песняров», и песни на белорусском языке настолько запали ему в душу, зародили интерес к истории своей страны, что он стал писателем и историком. Юношу звали Владимир Арлов. Возглавлявший нынче жюри регионального конкурса Владислав Мисевич тоже помнит те гастроли. Тогда суточные составляли 1 рубль 80 копеек. Слова райдер никто не знал, и артисты сами покупали на ужин хлеб, щековину (потому что дешево) и рябиновый сок. А теперь музыканты ужинали в уютном кафе с хорошей кухней, как всегда юморили и изящно острословили, обсуждали шансы Беларуси на «Евровидении» (и не ошиблись).
Во время концерта «Белорусских песняров» ничуть не удивило, что «Ручники» публика пела вместе с артистами — ее ведь написал полочанин Петренко. А вот когда зрители успели разучить новую песню Олега Аверина «Очи темно-синие» осталось загадкой. Но подпевали и пританцовывали очень активно.
Событие районного масштаба — конкурс песен из репертуара «Песняров», напомнило о давно интересующей теме: почему так много перепевов? Причем не по случаю участия в юбилейном концерте, а в постоянном репертуаре профессиональных исполнителей. Может, композиторы и поэты не пишут новых песен?
«Новые песни есть. Но никто в них не нуждается, не заказывает, — говорит композитор Дмитрий Долгалев, автор не одного десятка замечательных песен, к тому же экс-«песняр». — А объясняется все просто: никто не хочет платить, а некоторые даже отказываются от чужой песни, предлагаемой бесплатно. Сейчас каждый коллектив имеет своего автора и чужому просто перекроют все пути.
Знаете, в чем мудрость Мулявина? Будучи прекрасным мелодистом, аранжировщиком, он держал двери открытыми для других композиторов, как работавших в коллективе, так и со стороны. Поэтому там звучали песни Игоря Лученка, Юрия Семеняко, Игоря Паливоды, Олега Молчана, Александры Пахмутовой. Каким бы гениальным не был композитор, невозможно, чтобы коллектив продержался на потенциале одного автора.
Есть коллективы, исполнители, готовые взять в репертуар новую песню, но при условии: отдайте бесплатно. Но я профессиональный композитор, окончил консерваторию и хочу зарабатывать исключительно музыкой. Это — нормально. Есть исполнители, которые рады бы заплатить, да нечем.
Все начинающие композиторы проходят такой период, когда отдают песни бесплатно. И находятся «князьки», которые не берут песню даже на таких условиях, потому что «чужая», а сами-то написать на том же уровне или лучше не могут. Это признак нашей местечковости».
До недавнего времени Министерство культуры покупало песни только у членов Союза композиторов. Теперь это ограничение снято. Но есть лимит: четыре песни от одного композитора в течение года.
«У меня написано 250 песен. Из них не продано 160, — продолжает Долгалев. — Можно 40 лет ничего не писать… Я пока не знаю, во сколько будет оценен композиторский труд и можно ли прожить год за четыре проданные песни. Кроме того, что надо кормить семью, а у меня трое детей, так и профессия требует расходов: необходимо слушать новую музыку, читать книги, покупать расходные материалы, иметь выход в интернет».
Обидно и досадно, что в очередной раз наша страна потратила большие деньги, причем в основном на гонорар композитору из соседней страны, а желаемого результата на «Евровидении» так и не получила.
«Беда в том, что решения принимают непрофессионалы в музыке, — уверен Дмитрий Долгалев. — За 30 лет в профессии знаю всех по именам и в лицо. Но когда объявляли состав отборочной комиссии по определению кандидата на «Евровидение», я услышал две знакомые фамилии — Анатолий Ярмоленко и Валерий Гребенко. Категорически не понимаю, почему на «Евровидение» надо ехать с песней на английском языке. Белорусская земля щедра на таланты, и у нас есть авторитеты в музыке, к примеру, Владимир Ткаченко, Михаил Финберг, Ядвига Поплавская, но их почему-то не приглашают в комиссии, не спрашивают их мнения».
Дмитрий Долгалев сетует, что забывают композиторов, музыкантов старшего поколения. По радио не услышишь песни Евгения Глебова, к слову, педагога Дмитрия Долгалева, не востребованы записи оркестра Бориса Райского, не транслируют песни Игоря Паливоды, Юрия Богаткевича.
По мнению Долгалева, в нашей стране немало достойных композиторов и всем исполнителям хватит новых песен. «Из хорошо известных композиторов — Олег Аверин и Александр Катиков, выросшие в «Песнярах», — называет имена Дмитрий. — Что касается Олега Молчана, то его песняровский период творчества уже вошел в музыкальную историю Беларуси. Из менее известных в силу своей скромности, но талантливых композиторов отмечу Сергея Толкунова, Федора Жиляка, Руслана Платкова».
И замечательных поэтов у нас немало: классиков и современников. Так что есть надежда услышать что-то новое. И пусть песенная классика тоже звучит по радио, телевидению и в концертах.
***
Главным музыкальным событием года в Беларуси считается фестиваль «Славянский базар». А кто же авторы песен-победителей? К Гран-при и призовым местам прилагается денежная премия, которая вручается исполнителю. Композиторов и поэтов поощрять, увы, почему-то не принято.