19 июня народной артистке России Наталье Селезневой исполнилось 65 лет. Она окончила театральное училище имени Щукина. Сыграла более 50 ролей в кино. Всесоюзная известность к актрисе пришла после ролей в фильмах Леонида Гайдая «Операция Ы» и «Иван Васильевич меняет профессию». Старшее поколение знает ее как модницу пани Катарину из «Кабачка «13 стульев». Селезнева — актриса Театра сатиры. Моя встреча с актрисой произошла на Х открытом российском фестивале комедии «Улыбнись, Россия».
— Наталья Игоревна, актрисой вы стали в 6 лет. Каким чудом ребенок не из театральной семьи попал на сцену?
— Я благодарна судьбе, что она преподнесла мне такой подарок. В Театре Советской Армии репетировали пьесу, а героини на главную роль — маленькой девочки — не было. Совершенно случайно меня увидел артист Михаил Майоров: я играла в классики на ступеньках театра «Корш», неподалеку от которого жила, а он выходил из здания со своим приятелем. Посмотрел на меня и сказал: «Вот эта девочка нам нужна!» Так я попала в театр. Спектакль транслировали по телевидению, его посмотрела известная детская писательница Агния Львовна Барто и решила, что я идеально подхожу на роль в фильм по ее сценарию «Алеша Птицын вырабатывает характер». Так в 7 лет я впервые снялась в кино.
— После школы вы не сомневались, куда пойти учиться?
— В школе я училась неважно, технические предметы мне вообще не давались. У меня было две мечты: стать продавщицей в галантерейном магазине на Петровке, где я родилась и выросла, или пойти в театральный институт и стать профессиональной артисткой.
— Не разочаровались, когда поняли, что актерство — это не только цветы, слава, поклонники, но очень тяжелый труд?
— До поступления в Щукинское училище я снялась в нескольких картинах и уже это понимала. Помню, как снималась летом в зимней шубе, шапке и валенках, стоя в душном павильоне. Меня могли поставить в кадр, объявить обеденный перерыв и уйти, забыв обо мне. А когда возвращались, я стояла на том же месте. Только подо мной уже была лужица. А когда надо было снимать сцены со слезами, шла в уголок и настраивала себя так, чтобы в кадре расплакаться. Так что я с детства узнала, насколько актерство тяжелая профессия. Помню, перед премьерой спектакля упала и сломала ногу. И расстраивалась не из-за своего здоровья, а из-за того, что подвела партнеров. Представляете, героиня ходит в коротком красном платье и с гипсом на ноге. Это был такой позор! Как я посмела пойти кататься на санках и не уберечь себя! Режиссеру пришлось выйти на сцену и объявить зрителям, что маленькая актриса сломала ногу. Так что перед поступлением в театральный институт у меня не было никаких иллюзий.
— Как родители отнеслись к вашей ранней славе?
— Я была единственным ребенком в семье, мама меня обожала, но она никогда не говорила: «Не надо, доченька, я все сделаю сама, вдруг ты руку порежешь или платье запачкаешь». Мы жили небогато, и уже в 10 лет мама возложила на меня серьезные обязанности по дому, за что я ей благодарна. Например, выдавала деньги, и я шла в Елисеевский магазин и покупала продукты на три дня. Брала бумагу, карандаш, кругами ходила по магазину, глядя вверх на красивый расписной потолок, а в голове высчитывала: куплю сыр за рубль, масло за 72 копейки, сгущенку за 55 копеек и сама сделаю «Наполеон». Выгодно это или нет?
Раньше в квартирах были дежурства. Несмотря на то, что я уже снималась в кино, мыла лестницы и коридоры. Считаю, что позиция «мы тяжело жили, пусть нашим деткам будет легко» очень неправильная. Если ребенка воспитывать в рафинированном мире, а потом выпустить в жизнь, он не сможет приспособиться к ней. Я благодарна маме за ее строгость. Потом я попала в Театр сатиры к Валентину Плучеку, который тоже меня долго «мордовал». Я прошла школу мамы и школу Плучека в театре, и это были настоящие тесты на выживаемость.
— После съемок фильма «Операция Ы» в 18 лет к вам пришла огромная популярность. Как вы попали на эту роль?
— Будучи еще студенткой, я совершенно не понимала, какая это удача — встреча с таким режиссером, как Леонид Иович Гайдай. Он умел найти к каждому актеру свой, особый подход. Например, в новелле «Наваждение» моей героине нужно было перед совершенно незнакомым человеком, сбросив одежду, остаться в купальнике. По тем временам это было невероятно. Помню, когда впервые встретилась с Гайдаем, окинув меня взглядом, он сказал: «Вам в кадре нужно будет раздеться». Я кивнула. «А как у вас с фигурой? Вроде бы не очень...» — «У меня не очень?» — возмутилась я и мгновенно сбросила с себя сарафан. Гайдай довольно улыбнулся: «Вы утверждены!» Потом он говорил, что я сделала это легко и раскованно, но вместе с тем — «целомудренно», именно так, как ему было нужно...»
В результате роль Лиды принесла мне огромную популярность, а новелла «Наваждение» была удостоена специального приза на кинофестивале в Чехословакии.
— Вторым вашим успехом была роль невероятно модной пани Катарины в «Кабачке «13 стульев». Правда ли, что после каждого очередного выпуска «Кабачка» вся женская половина Советского Союза принималась обсуждать новый наряд вашей героини?
— Роль Катарины не только принесла мне дополнительную популярность, но и сыграла свою отрицательную роль. Режиссеры, видящие во мне лишь пани Катарину, не спешили приглашать в свои картины. Лишь Гайдай продолжал в меня верить. В его комедии «Иван Васильевич меняет профессию» я сыграла жену Шурика, а в комедии «Не может быть!» исполнила роль жены певца. Возвращаясь к «Кабачку», восхищенный зритель был в неведении относительно того, каких нервов стоило мне каждое появление в новом наряде на съемочной площадке. К примеру, за появление в мини-юбке, которую привезла из Парижа подруга, меня наказали денежным штрафом. Кассир так и сказала: «Вы наказаны за слишком короткое платье!»
— Более 40 лет вы счастливы в браке с актером Владимиром Андреевым. А как вы познакомились?
— Мы познакомились во время съемок телесказки «Калиф-аист». Режиссер Виктор Храмов утвердил меня на роль Принцессы, а роль Принца досталась Владимиру Андрееву. У нас была любовь с первого взгляда. И вскоре после съемок мы расписались, хотя свадьбы как таковой не было.
— В чем секрет вашего долгого брака?
— Мы — актеры, и иногда разговариваем на повышенных тонах. Правда, до ссор дело не доходит — жалеем друг друга. Семейная жизнь требует от людей взаимоуважения, и если его нет, то можно перейти грань дозволенного, а это уже первый шаг к распаду семьи. Наши отношения очень крепкие, построены на большой любви, взаимном понимании, доверии друг к другу. Есть семьи, которые распадаются, когда возникают проблемы. Плучек говорил: «Кто сдрейфил, тот сошел с ринга». А есть союзы, которые становятся крепче от пережитых трудностей. Так и мы с мужем стали одним целым. У меня была очень сложная пятичасовая операция под общим наркозом. Когда я, лежа на каталке, открыла глаза, первое, что увидела, было лицо Андреева...
— Раскройте секрет вашей красоты.
— Я не сделала в жизни ни одной подтяжки, специально не худела, на диетах не сидела. Все мои родные — свидетели, что я не плаваю, не бегаю, единственный мой «тренинг» — это прогулки в лесу. Медленным шагом. Я считаю, что нужно вести правильный образ жизни. На моем лице нет складок от бессонных ночей, связанных с буйными застольями. Не курю, не пью. Единственной ошибкой в своей жизни считаю отсутствие спорта. Хотя у меня были все данные чтобы заниматься легкой атлетикой, баскетболом или теннисом. Из косметики я предпочитаю природные, чтобы средства и очень доверяю натуральным маслам. Лето провожу на даче, там у меня есть любимый уголок, такой нетронутый кусочек природы, где растут березки, земляника, цветут незабудки.
А вообще надо просто очень любить жизнь и людей. «Без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви» для меня все бессмысленно.
— Вы верите в судьбу?
— Я считаю, что судьба предопределена и дается человеку свыше. Если уж суждено сгореть — не утонешь. Конечно, нельзя плыть по течению. Если ты видишь, что живешь с человеком, который тебя не устраивает, что он не соответствует тому образу, который ты для себя выбрал, если человек тебя не любит, тобой не дорожит, если ты в нем разочарован — зачем тянуть лямку? Надо набраться воли, мужества и изменить свою жизнь. Если ты видишь, что тебя не устраивает работа, ее бесперспективность, отношение начальника, то ее тоже надо менять. Человек должен совершать какие-то волевые поступки во имя сохранения собственного «я».
— Вы считаете себя современным человеком?
— В свое время мне очень хотелось освоить машину, и я это сделала. Потому что у меня был маленький ребенок, приходилось возить на дачу продукты, газовые баллоны. Причем денег на машину не было, пришлось продать хороший спальный гарнитур, а потом долго спать на матрацах.
Сегодня век компьютеризации, а у меня нет желания научиться пользоваться Интернетом, узнать, что такое сайты и чаты. Я даже мобильный телефон с трудом освоила.
Наверное, здорово идти в ногу со временем, но у меня это уже не получится.
— Я читал, что вы человек с юмором, любите пошутить.
— Я люблю разыграть своих коллег. Правда, иногда попадаю впросак. Как-то мы с театром были на гастролях. На одном спектакле я незаметно от Державина и Аросевой села под стоящий на сцене стол, накрытый скатертью. Еле уместилась, а еще жара стояла под сорок градусов. Думаю, просижу там минут семь, пока идет номер, и буду щекотать коллег. Но актеры меня заметили и договорились не давать занавес, а Державин еще вынес другой стол, за который и уселся вместе с Аросевой. Так я и просидела час сорок, скрючившись, в своем «подстолье»! Актеры во время действия что есть мочи стучали кулаками по крышке стола, а у меня аж голова звенела! Кто-то даже стакан воды как бы случайно на меня пролил. Вылезти и поползти на четвереньках по сцене я, естественно, не могла. Вот и мучилась из-за своего «розыгрыша».
Второй случай произошел, когда я решила разыграть Михаила Державина. Мы выступали перед нефтяниками. Державин читал длинный монолог. Я решила его отвлечь. Потом Миша рассказывал своим коллегам: «Вдруг замечаю, что мужчины в первых рядах справа вдруг все рты открыли и с квадратными глазами смотрят не на меня, а куда-то в сторону. Я голову повернул — Наташа залезла на лесенку за кулисами и расстегнула кофточку выставив голую грудь стоит и смеется! Я старался не смотреть на нее. Чего не скажешь о мужиках в первых рядах!
Наталья, видимо, решив, что я не вижу ее с правой стороны, перешла на левую и повторила свой трюк. Теперь таращили глаза все сидящие слева». А я была уверена, что, кроме выступающего на сцене, меня никто больше не видит!
Державин тоже частенько разыгрывал меня. Как-то раз позвонил мне домой. Взяла трубку домработница. А он говорит: «Звонят из приемной Брежнева, передайте Селезневой, что сегодня в шесть вечера с ней будет разговаривать генсек, пусть будет на связи. Я весь вечер просидела у аппарата. А ровно в шесть позвонил Миша и поинтересоваться, как дела. Я с ужасом сказала: «Линию не занимай, жду звонка от Брежнева!»
Через час Державин позвонил снова: «Ну что, Брежнев не звонил? Какой обманщик».
Салат «красоты» от Натальи Селезневой:
Мелко нарубить морковь, капусту и свеклу, добавить туда сок половинки грейпфрута или лимона, соль и сахар.