В литературном журнале «Маладосць» перемены: новым главным редактором стала поэтесса Татьяна Сивец. Ее проекты можно читать — в поэтических сборниках, а их у Татьяны три; слышать — на волнах белорусского радио; видеть — на сцене Театра юного зрителя, где недавно поставлена ее пьеса «Брык i Шуся шукаюць лета». Раиса Боровикова, которая ранее занимала пост главного редактора, оставила преемнице хорошее наследство: журнал имеет своего читателя, оригинальные рубрики и проекты. Теперь свой профессиональный вклад должна внести Татьяна Сивец.
— Получается, ты — самый молодой главный редактор литературного издания в Беларуси?
— Мне на это везет: в 20 лет я стала «самым молодым» на то время членом Союза писателей. Потом — «самым молодым» руководителем литературного объединения «Крокi» в педуниверситете. Возглавляла на пару с поэтом Миколой Шабовичем, а поскольку он — человек солидный, титулованный, то я на его фоне казалась еще более юной... Вот в 28 лет стала главным редактором... Но комплексовать здесь, по–моему, не из–за чего. Наоборот: младой редактор в молодежном журнале — это нормально.
— Как изменится издание?
— Не хочу сказать, что намерена превращать журнал в супермодный проект и гнать сплошной постмодернизм... Часть читателей, которым нужен именно такой актуальный продукт, заметная, но небольшая. Главное требование — разнообразная, но качественная литература. Мы перемен не боимся. Но они не будут резкими, глобальными. Молодой человек должен найти на наших страницах то, что будет отражать его переживания, его проблемы... Конечно, начинать нужно с внешнего вида... И мы разрабатываем новый дизайн. Главная моя идея — на обложке должен быть писатель, лицо нашей литературы. Но основные изменения, конечно, коснутся содержания. Когда говорят о связи литературных поколений, почему–то подразумевают, что старшие должны младших хвалить, чуть ли не на руках носить... Но смысл в другом! Зрелый писатель видит профессиональные недостатки юных и может помочь их преодолеть.
— Каким ты видишь читателя «Маладосцi»?
— У нас две основные целевые аудитории: творческая молодежь и учителя, преподаватели, библиотекари, те, кто пропагандирует литературу. И это хорошо, что читатели разные, прекрасно также, что иногда они возмущаются, пишут письма: «Что вы такое напечатали?» Но если журнал не будет вызывать споров, я буду считать, что он неинтересен.
— Как станет уживаться бумажный журнал с интернетом?
— Некоторые авторы так и говорят — зачем мне нести произведение в «Маладосць», если я выложу его в интернет и завтра же получу сто отзывов? А я считаю, одно другому не мешает. Многих молодых поэтов мы теперь именно благодаря социальным сетям и находим. У «Маладосцi» появился свой блог в Живом журнале
(maladosc.livejournal.com). Там можно узнать новости нашего издания, высказать свое мнение и подискутировать...
— Что из старого сохранится в журнале?
— Классические рубрики, например, «Упершыню ў «Маладосцi», «Сучасная лiтаратура», «Мая прафесiя», «Лiтаратурная спадчына». В разделе «Пазакласнае чытанне» советую обратить внимание на роман–сказку Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Гiмназiя № 13» в переводе на белорусский язык Раисы Андреевны Боровиковой. Уверена, что каждый, кто возьмет в руки наш журнал, найдет там что–то интересное для себя!
— Для серьезного литературного журнала сегодня самый болезненный вопрос — это подписка...
— Это правда. Тем более в свободной продаже номеров нашего журнала не так много. От количества подписчиков зависят наши возможности. Поэтому призываем всех — поддержать молодую белорусскую литературу! Мы даже готовы размещать рекламу, конечно, соответствующую формату издания. Сегодня нужно зарабатывать деньги. Молодые литераторы это особенно хорошо понимают. Ведь им приходится учиться, работать и умудряться параллельно писать стихи, а иногда и романы.
— Насколько можно «прогнуться» перед читателем, чтобы его привлечь?
— Есть некий предел... Ответственность перед теми, кто делал журнал до нас, установив определенную планку... А она очень высока. В свое время здесь печатались все наши классики, работало столько мастеров слова... Если мы будем публиковать «гламурную однодневку», мы предадим память и дело этих людей.