О Международном конкурсе артистов балета и хореографов
Как вы думаете, что нужно городу, чтобы стать мировым мегаполисом? Кроме сильной экономики, глобального политического влияния, хорошей транспортной системы, гостиниц, брэндовых магазинов и надписей на английском языке (потому что на русском уже есть — в местах самых неожиданных, но с вполне предсказуемым содержанием), нужны еще серьезные достижения в области культуры. По крайней мере, так решили в Пекине — китайская столица разработала основательный план и твердо намерена к 2050 году встать в один ряд с такими глобальными мегаполисами, как Нью–Йорк, Лондон и Токио. И если с экономикой и политикой все более–менее понятно и на репутацию Пекина в этих сферах работает вся Поднебесная, культуре городские власти решили уделять особое внимание. В апреле провели первый Пекинский кинофестиваль, который, по мнению специалистов, вышел, как тот блин, — комом. Выводы сделали, уроки почти усвоили, и первый Международный конкурс артистов балета и хореографов прошел с куда более заметным размахом — на самой престижной площадке страны, в Национальном центре сценических искусств. Предварительный отбор начали несколько месяцев назад, по видеоматериалам. В итоге в Пекин приехали 75 конкурсантов из 20 стран мира. Среди них — ведущая солистка нашего Большого театра оперы и балета Екатерина Олейник.
Несмотря на юный возраст, Екатерина — ветеран балетных конкурсов, Пекинский стал для нее девятым. Любовь к соревнованиям она объясняет желанием узнать новое, с одной стороны, и стремлением понять свое место в балетном мире, с другой: «Конкурсы для артистов балета важны, потому что есть возможность посмотреть участников со всего мира, увидеть разные школы, взять мастер–классы у известных педагогов. Потому что, когда находишься в одном театре, в одной труппе, это, конечно, очень интересно, потому что разнообразный репертуар, спектакли — это тоже развитие для артиста. Но именно когда ты едешь на конкурсы, то получаешь как бы взгляд со стороны, можешь узнать свой уровень не только в рамках театра, а в рамках всего мира. Есть возможность посмотреть, например, китайскую школу, европейскую школу, все сравнить и взять лучшее у других».
Кстати, о китайской школе. Валентин Елизарьев, почетный гость пекинского конкурса, говорит: «Тот путь, который русская балетная школа проделала за 200 лет, китайцы прошли за 50». На самых престижных мировых конкурсах — в Москве и американском Джексоне, например, — китайцы занимали первые места. И, как говорит Екатерина Олейник, высокий класс присущ не просто отдельным солистам (выдающиеся танцоры есть в каждой труппе), но всей балетной школе: «На открытии показывали концерт, в котором принимали участие несколько китайских коллективов, их отдача работе, их подготовка просто удивительны. Большие коллективы, 30 — 40 человек, но каждый танцевал, как солист, уровень их мастерства впечатляет». Поэтому тот факт, что все главные премии пекинского конкурса достались китайским артистам, — не удивляет нисколько (хотя родные стены со счетов сбрасывать все же не стоит). Еще немного — и про китайцев будет впору говорить знаменитую фразу о том, что «в области балета они впереди планеты всей». По крайней мере, престижные конкурсы они берут штурмом не только за счет умения (а оно несомненно), но и за счет количества тоже. Екатерина Олейник говорит, что главная тенденция последних конкурсных лет — большие группы участников из Китая и Кореи.
Под стать артистам и публика — подготовленная: в Китае (как в Корее и Японии) балет очень любят и хорошо понимают, здесь знают толк в деталях и разбираются в мелочах. Поэтому слова восхищения из уст азиатских профессионалов дорогого стоят. Рецензии на выступление Екатерины Олейник полны восклицательных знаков, особенно отмечают ее усложненные фуэте. Кенджи Усуи, президент Японской ассоциации балета, говорит по–русски: «Она замечательна, таких много не бывает, — и, переходя на более привычный для него английский: — Это просто прекрасно. Я бываю на балетных конкурсах с 1986 года, но качество, как у нее, — очень редкий случай. Она сейчас — одна из лучших балерин в мире».
А ведь начало конкурса для Екатерины было очень нервным — буквально накануне танцовщик из Казахстана, с которым она готовилась выступать, получил травму. На помощь пришел партнер по театру, заслуженный артист Республики Беларусь Константин Кузнецов. Яркий представитель белорусской балетной школы, он снискал в Пекине восторг не только зрителей, но и коллег по цеху. Каждая поддержка сопровождалась шквалом аплодисментов, а после вариации из «Дон–Кихота» зал дружно скандировал «Браво!». На все это Константин скромно, но с несомненным удовлетворением заметил: «Уважение артистов балета заслуживается на сцене, и вот когда после выхода к тебе подходят твои коллеги и хлопают тебя одобрительно по плечу, — значит, убедил».
Убедила коллег и членов жюри и Екатерина Олейник. Представителей европейской школы, вышедших в финал, можно по пальцам сосчитать, так что специальный приз Национального центра сценических искусств для Екатерины — несомненный успех. Тем более что конкурс — первый, а, значит, каждое имя призера уже вошло в историю. Поэтому я искренне завидую всем тем зрителям, которые в новом сезоне белорусского Большого будут открывать для себя балет и Екатерину. А я буду ждать следующего пекинского конкурса.
Всемирная область балетаО Международном конкурсе артистов балета и хореографовКак вы думаете, что нужно городу, чтобы стать мировым мегаполисом? Кроме сильной...