Времена действительно меняются. А вместе с их сменой происходит вполне конкретная трансформация всей системы интересов и предпочтений людей, эти времена обживающих. И здесь, как говорится, кто не успел — тот опоздал: что в заводском цехе, что в музее.
Но если с заводским цехом при всей сложности поставленных задач, что делать, понятно, то с музеем, как ни удивительно, не все так просто. Сужу по наглядному примеру. Сегодня в образовательных заведениях преподается учебный курс, посвященный Великой Отечественной войне в контексте Второй мировой войны. Полученные знания становятся базой для формирования исторического мировоззрения молодежи. Но только базой, на которой потом должна выстроиться историческая и патриотическая ментальность — результат влияния самых разных общественных, культурных и образовательных факторов. Уверена, роль музеев здесь недооценить нельзя. Однако традиционные, классические методы музейного просвещения и воспитания юношества сегодня все чаще дают сбой. Причем сбой системный. Детишки–то у нас уже совсем другие! Для современного ребенка или молодого человека события Великой Отечественной войны — история давняя. Это время его прадедушки, а кое для кого уже и прапрадедушки. Как для моего поколения — Первая мировая. Не могла я ее воспринимать так же глубоко, как Великую Отечественную из рассказов вполне еще крепких ее участников и очевидцев. Вот что необходимо учитывать сегодня. А не разводить досадливо руками, глядя на юных: вот, мол, они какие...
Проблема «осовременивания» такой традиционалистской структуры, как музейная, актуальна повсюду. Тем более что интерес к истории Второй мировой войны не только сохраняется, но и возрастает. Востребованность достоверных материалов, документов, иных артефактов по теме очень высока. Правда, организаторам музейного дела приходится решительно уходить от смысловой и организационной архаики. Как? Одно из направлений — оцифровка музейных и архивных фондов. В Европе этим занимаются уже достаточно широко. В сторону современных технологий смотрят и наши музеи, в том числе и музей истории Великой Отечественной войны. В его новом комплексе планируется открыть специальное интернет–кафе, которое предоставит посетителям всю информацию по собственным музейным фондам и не только. Сотни тысяч единиц хранения из белорусских музеев и библиотек получат виртуальную прописку. Поэтому опыт европейских коллег здесь как нельзя кстати. Так, в Словакии, небольшой стране, соразмерной с Беларусью, реализуется уникальный национальный проект «Цифровой музей» под патронатом министерства культуры. В режиме 2D, 3D и анимации обрабатываются 183 тысячи экспонатов, на что отведено всего 36 месяцев. И вообще, скоро европейскому культурному и образовательному сообществу будут предложены целые виртуальные музейные экспозиции — 213 замков, три с половиной миллиона объектов!
Второй существенный момент — принцип организации и работы музеев. В европейских странах все чаще они представляют собой не столько вместилища и хранилища исторических ценностей, сколько некие профильные, тематические культурно–образовательные центры. Показателен опыт Польши, где в последние годы развернута целая сеть музеев, связанных с историей польских евреев и Холокоста в годы Второй мировой.
В музейных центрах организуются различные встречи, открываются художественные выставки, здесь концентрируются исследовательские материалы, доступные всем желающим. Подобные модели все больше распространяются в Европе. Конечно, традиционные экспозиции с подлинными историческими раритетами никто не отменял. Они всегда будут величайшей драгоценностью человеческой цивилизации. Но исторических жемчужин остается все меньше и меньше, их хранение превращается в сверхсложную задачу. Спрятать сокровища в недоступные хранилища — тоже не вариант. Выход — по–новому использовать исторические материалы и приобщать их к современности. Прошлое не уходит на покой, оно продолжает трудиться. Потому что только тогда можно говорить о пресловутой нити, связывающей поколения.
Прошлое не уходит на покойОб «осовременивании» музеевВремена действительно меняются. А вместе с их сменой происходит вполне конкретная трансформация всей...