В ритмах реквиема

13.07.2012 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В спектакле «Листопад. Андерсен» нашлось дело для тех, кто давно уже не играл ничего нового

Совсем недавно общественность Минска возмущалась по поводу вырубки деревьев в центре города ради элитной застройки. Грустно и приятно было услышать еще живые отзвуки этой истории в новом спектакле театра имени Янки Купалы.

Мое поколение катало детские коляски с младенцами в этом парке, потом наши дети бегали по его дорожкам в школу, подрастая, гоняли футбольный мяч и удили рыбу в Свислочи. Мы все из окружающих домов перезнакомились. Парк отстоять не удалось. Теперь там развернулась стройка. Наши почти ручные белочки куда-то ушли.

Спектакль «Листопад. Андерсен» как сказка для взрослых рассказывает детсадовским детям шесть историй из творчества датского сказочника, объединив их с фактами из жизни наших современников. Работа режиссера Николая Пинигина имела целью вывести на сцену практически всех актеров старшего поколения. В двух составах спектакля их четырнадцать человек. Нашлось дело для тех, кто давно уже не играл ничего нового, а они все сплошь народные и заслуженные.

Немолодые люди одного поколения приходят посидеть на уцелевших парковых скамейках, покормить орешками белок, повспоминать и заодно объединить усилия против вырубки парка. Естественно, возможная гражданская акция сорвалась. Зато удалось пообщаться с детьми и вместо равнодушной, крикливой воспитательницы дать ребятишкам дозу знаний и позитивного настроя. Такое маленькое моралите. Скромное обаяние списанных за ненужностью стариков. Очень забавное представление в фарсовом духе для молодых артистов. Они одновременно изображают сегодняшних продвинутых детей и персонажей сказок Ганса Христиана Андерсена. Играют, как в капустнике, не углубляясь, а представляя. Вот вам император, вот голый король, соловей, солдатик, балерина, пастушка. Возможно, для детской аудитории зрителей этого вполне достаточно.

Драматург Елена Попова написала интересную по замыслу пьесу с узнаваемыми сегодняшними реалиями, точными набросками человеческих биографий, своим умением противостоять злу, избегая насилия. Актеры старшего поколения с благодарностью приняли даже этот скромный материал, хотя играть им, по существу, нечего. Весь спектакль они сидят в полутьме сцены и только разок, только на минутку выходят на ее середину, чтобы доложить свою короткую историю. Постановщик разрешает им именно доложить. Просто рассказать про себя, избегая нюансов. Ничего не играть. Актеры старшего поколения так не привыкли. В меру своих дарований они хотят успеть за недолгие секунды привлечь к себе внимание.

Спектакль оставляет горькое и обидное ощущение реквиема. По уходящей жизни целого поколения тех, кто жил при советском строе. По Купаловскому театру, который жил по другим законам и теперь уже так жить не может. По разрушенному дому театра, где остались только стены и рядом возводят новые конструкции. Сентиментальный сюжет пьесы перекликается с драматическими ситуациями нашей жизни.

Неброская сценография Бориса Герлована приправлена потрясающими костюмами Елены Игруши. Фоном служат огромные экраны со статичными и движущимися рисунками, изображенными детской рукой. Присутствуют компьютерная графика и анимация.

Купаловский театр, находящийся в странствиях по театральным площадкам города, лишенный своего дома, желает использовать новейшие технологии и продолжать удивлять актерским мастерством. Это ему удается. Думается и о другой стороне этой свежей премьеры.

В дуэтах молодых и старых есть уважительность, терпеливость, но нет настоящего понимания и душевного контакта. Словно идут они по параллельным дорожкам и нигде не пересекаются. Молодые все время куда-то торопятся и убегают. Пожилые не спешат, постоянно присаживаются. В финале сбиваются в странную, потерянную во времени стайку, не знающую, как жить дальше. Возможно, это спектакль о том, как социум раскалывает личности на две половинки, которые никогда не соединятся. Возможно, дети никогда не станут кормить белок орехами, а съедят их сами. Возможно, ностальгические воспоминания взрослых о прошлой жизни никому не нужны и ничему не научат. Новые «предлагаемые обстоятельства» не оставляют надежды. Даже весело и занимательно. Интеллект отдыхает.

На снимке: сцена из спектакля.

Фото: www.kupalauski.by

 
 
 

РЕКЛАМА