Ночь на кельтском кладбище

28.07.2012 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

МОРОСИТ дождь. Сквозит ветер. Солнце катится за горизонт. Непогода, кажется, уже прогнала из столичного Лошицкого парка всех посетителей. Исключение — влюбленные парочки. Защищаясь от дождя и ветра зонтами, они мерно-романтично «курсируют» по аллейкам парка. Идем по центральной дорожке вглубь. Пустынные аллейки, ухоженные поляны парка, древний сад, заложенный еще в конце позапрошлого столетия… Наконец вот оно — скопление микроавтобусов, грузовичков и фургончиков «Беларусьфильма» — больших и маленьких, людей, снующих, как муравьи, туда-сюда. Парковый квартал оцеплен техникой. Особые приметы — повалившиеся могильные кресты и просевшие надгробия. Это старинное кельтское кладбище — рукотворная декорация, ужасающая и реалистичная. Сегодня она станет частью большого кино…

 

Досье «БН»

Елена ТУРОВА родилась 26 февраля 1965 года в Могилеве, в семье кинорежиссера Виктора Турова и актрисы Светланы Туровой. Режиссер анимационного и игрового кино Национальной киностудии «Беларусьфильм», сценарист, поэтесса, автор текстов многих эстрадных песен.

Елена Викторовна неоднократный лауреат и призер детских кинофестивалей. В фильмографии — анимационные фильмы, социальные ролики, видеофильмы и два полнометражных игровых детских фильма — «Новогодние приключения в июле» (2007 год) и «Рыжик в Зазеркалье» (2010 год).

20.30

Мы на съемочной площадке, «прописавшейся» в Лошицком парке. Уже второй день, а точнее — вторую ночь, здесь идут съемки нового фильма белорусского режиссера Елены Туровой с загадочным названием «Киндер-Вилейское привидение». Понаблюдать за съемкой, постоять за спиной у мастера кино мы напросились. Не мудрено: съемочная площадка — святая святых для кинематографиста, поэтому посторонним вход сюда запрещен.

— Приезжайте, но учтите: будем работать ночь напролет, — коротко завершила телефонный разговор Елена Викторовна, удовлетворив нашу просьбу.

На площадке действительно зевак не оказалось: мерзкая погода распугала прохожих. Когда же наконец дождь закончился, стали донимать комары.

— У меня с собой резиновые сапоги и теплая куртка, — встретила нас возле режиссерской палатки Елена Турова. Главного вдохновителя и руководителя творческого процесса мы нашли как раз у самой главной декорации — кельтского кладбища. — Работать начали в восемь вечера. Пока готовим площадку. Сейчас бутафоры завершают устанавливать кресты, надгробия. Не пугайтесь, они из пенопласта…

— Обвитые лианами и украшенные мхом, они выглядят очень даже реалистично: кажется, весят каждый не одну тонну, — изумляемся мы.

— Это все работа художника-постановщика Игоря Хруцкого, — продолжила Елена Викторовна. У нее в руках раскадровка — это расписанный, а точнее сказать, разрисованный (почти как комикс), по секундам, план съемок. — Сегодня будет сниматься эпизод, как герой — подросток Ваня, который «косит» под гота, — поет на заброшенном кладбище песню собственного сочинения. В финале «номера» на погосте зазвучат аплодисменты. Воистину, слушатели бывают везде!..

Фэнтези, комедия, семейное музыкальное кино — так Елена Турова позиционирует свою картину, сценарий к которой написала сама режиссер. Фильм создан по мотивам новеллы Оскара Уайльда «Кентервильское привидение». Действие его перенесено в наши дни в Беларусь — отсюда и название «Киндер-Вилейское привидение».

— Кентервильское, подумали мы, произносится трудно, поэтому решили придумать название для картины, созвучное с оригиналом, — поясняет Елена Викторовна. — У нас все знают «киндер» по «киндер-сюрпризу» (ассоциация — дети: мы снимаем детское кино) и Вилейское — очень похоже на кентервильское.

По сюжету обанкротившийся продюсер Костя Остров приезжает в старый дом-усадьбу в Вилейском районе, который остался в наследство от бабушки. С этим домом связана нехорошая легенда: там водится призрак. Семейство решает сделать деньги на этом артефакте и придумывает устроить в усадьбе парк аттракционов для детей и взрослых «Киндер-Виль». Призрака раздражает сам факт вмешательства в его владения, и он начинает сражаться с хозяевами дома…

— Обед! Обед! — откуда-то издалека доносится голос из рупора. Навстречу идет человек в камуфляже и берцах. Это, как потом выяснилось, начальник съемочной площадки Эльдар Махмудов.

21.20

— Моя работа на съемках — административная и организационная, — говорит Эльдар. — Сегодня у нас ночная смена: это восемь часов работы. Важно хорошо подготовиться к самим съемкам, чтобы начинать снимать сразу, как стемнеет, не теряя ни одной секунды.

В киноиндустрии начальник площадки уже пятый год: о стадиях и процессе съемок знает не понаслышке — досконально. С Еленой Туровой Эльдар работает впервые. В конце мая съемочная группа была занята в павильонных съемках в Национальной киностудии «Беларусьфильм», в июне снимали эпизоды из «Киндер-Вилейского привидения» в столичном парке развлечений «Дримленд». Сейчас несколько ночных смен в Лошицком парке, а затем на 20 суток съемочная группа едет в командировку в Лидский район. В начале сентября съемки фильма планируют завершить.

— На площадке каждый — будь то осветитель или простой механик — это часть большого, слаженного механизма. Например, сегодня, чтобы снять эпизод, в котором задействован один-единственный актер, работает съемочная группа в сорок человек, — комментирует Эльдар. — И в то же время, когда снимали в «Дримленде» — там только массовки было около полутора сотен детей, да еще и «чемодан» наших. Бывают разные технические неполадки, но кино затягивает моментом, особенно когда работаешь в хорошей команде. Этот случай — подтверждение тому.

Дождавшись механиков, Эльдар дает поручения по площадке, аппаратуре и удаляется, указывая нам на рулот — специальный фургончик, который служит и гримеркой, и костюмерной для актеров.

Заходим внутрь. Там легкой косметической кисточкой взмахивает, будто «шаманит», художник по гриму Наталья Тобольская. Наталья Казимировна завершает образ юноши-гота, роль которого будет исполнять 14-летний минчанин Валентин Глушко. Для подростка эта роль — первая в кино.

— На летних каникулах друзья-одноклассники все разъехались, поэтому, чтобы скучно не было, решил пойти на кастинг «Беларусьфильма». Прошел. Лето интересно проведу, да еще и гонорар обещают, — прозаично рассуждает Валентин.

22.05

Сумерки. Первым на площадке зажигается мощный прожектор — лихтваген, — который питает передвижной электрогенератор, установленный на шасси грузового автомобиля. Затем поочередно включаются остальные осветительные приборы. Становится светло, почти как днем. Что, как и куда должно светить, знает оператор-постановщик Дмитрий Рудь. Его ассистенты специальными приборами измеряют экспозицию. «Выстраивается» план…

А у режиссерской палатки тем временем Валентин Глушко вместе с композитором Владимиром Кондрусевичем поют песню, которую сегодня будут снимать. Это репетиция. Композиция уже записана. Ее исполнил певец из Жодино Евгений Литвинкович.

— В фильме будут звучать шесть моих песен, а также другая музыка, — рассказывает Владимир Кондрусевич. — «Киндер-Вилейское привидение» — это вторая совместная работа с режиссером Еленой Туровой (после детской картины-фэнтези «Рыжик в Зазеркалье»). Режиссер очень тонко чувствует детскую душу, поэтому работать с ней легко. Композитор на съемочной площадке бывает не всегда. А сегодня как раз тот исключительный случай…

К слову, детское кино — любимый жанр для режиссера. Елена Турова к тому же режиссер-аниматор с 20-летним стажем. Но как снять для детей интересно?

— Я пытаюсь воспринимать мир глазами ребенка, — поясняет Елена Турова. — В этом интересами сходимся мы с моей десятилетней дочерью Никой. Вместе смотрим фильмы в жанре комедии, фэнтези, музыкальные фильмы. В «Киндер-Вилейском привидении» у Ники тоже небольшая роль.

В кино дочь Елены Туровой снимается с четырех лет. Дебют состоялся в картине «Новогодние приключения в июле», где она сыграла роль Огонька. Потом Ника успела «отметиться» в российских фильмах и сериалах, «Ералаше», социальных роликах.

— Она фактически растет на съемочной площадке, — говорит мама. И если когда-нибудь скажет, что пойдет в кино, я по крайней мере буду знать, что дочь в курсе, какой это хлеб и чего он стоит. То, что происходит на площадке, — это тяжелая, порой неблагодарная работа. Хотя, знаете, в свое время мой отец пытался отговорить меня идти по его стопам. Но я ж человек упрямый!

22.50

— Можно начинать, мы готовы, — дает условную команду Елене Викторовне оператор-постановщик.

К тому времени вся съемочная группа находится на площадке. Здесь все занятые в процессе службы — от костюмера до осветителя. Кроме них, дежурит бригада «скорой помощи».

— Съемки для нас — это рабочая смена. В таких мероприятия участвовали уже не раз. Особенно когда снимаются каскадеры, — замечают медики.

Выставленный план выводится на специальный монитор (плэйбэк), отображение в нем и увидит зритель. Единственный, кто имеет доступ к такому экрану, — режиссер. Остальные члены съемочной группы только за спиной, из-за плеча главного вдохновителя могут наблюдать за происходящим в кадре.

Елена Викторовна вместе с Валентином Глушко удаляются вглубь декорации. Режиссер показывает актеру, какова должна быть его прогулка по имитированному кладбищу, обращает внимание на детали: в какой руке нести гитару, как снимать капюшон куртки, смотреть в камеру.

— Надо понимать, что мы имеем дело не с профессиональными актерами, а с детьми, — замечает Елена Викторовна. — Да, есть способности, но нужно объяснить и рассказать ребенку, что от него требует режиссер.

Первая проходка Валика, вторая, третья…

— Съемки! Тишина! Начали! — вот они — заветные слова из уст режиссера. Перед камерой ассистент выносит «хлопушку», на которой обозначены название фильма, компания-производитель (киностудия), имя режиссера и оператора, номер кадра и номер дубля. Вся команда, в том числе и мы, с замиранием сердца наблюдает за тем, как герой идет по кладбищу и у одного из надгробий останавливается.

— Стоп! — выкрикивает из-за плэйбэка Елена Викторовна. Ей что-то не нравится в кадре. Она идет к оператору-постановщику, объясняет, с какой скоростью должна, на ее взгляд, двигаться камера. Валика в это время еще раз «марафетят» гримеры, костюмер поправляет костюм, ассистенты напоминают юному актеру текст. Видно, что мальчик тоже волнуется.

— Мотор! Камера! Начали! — снова и снова распоряжается Елена Викторовна.

01.10

— Снято! — заветные слова доносятся из режиссерской палатки. Все с облегчением вздохнули. Наконец-то! Но Елена Викторовна командует пройтись актеру еще разок. Это еще один дубль, так, на всякий случай.

К слову, в мире кинематографа есть торжественный ритуал: после того как первая сцена успешно записана, режиссер разбивает о штатив камеры тарелку, на которой расписалась съемочная группа. Примета такая: если блюдце не разбилось, значит, фильм будет провальным, а если раскололось — успех гарантирован. Тарелка с надписью: «Киндер-Вилейское привидение» разлетелась на мелкие кусочки! И каждый из присутствующих взял себе маленький осколок. На удачу.

На площадке снова оживление. Меняют декорацию, местоположение камеры, свет. Снова все напоминает большой муравейник. Кажется, движения хаотичны, но каждый занимается своим делом: съемочное время очень дорого. И вместе с тем присутствующие радуются, что очередная сцена снята, шутят.

— Кстати, мы сохраним в картине юмор Уайльда, тонкий, в чем-то достаточно скептичный, в чем-то — циничный, — обращает внимание Елена Турова. — У нас будет анимационный герой — Кот. Его хозяин — владелец дома-усадьбы, призрак. Кот постоянно комментирует поведение своего хозяина. Как будет выглядеть персонаж, уже известно — на эскизах он есть. Голос кота тоже будет записываться в ближайшие дни. Другое дело — анимировать его и вживить в отснятый материал. Но это можно сделать только после первоначального монтажа. Много работы будет и с главным персонажем — привидением. Сначала сцены снимаются без участия актера, затем снимаем его в гриме и на различных приспособлениях. Затем сделаем так, чтобы актер был не просто в гриме, а имел своеобразную призрачную фактуру — прозрачный, мерцающий, монохромный.

Так же, как и в предыдущих картинах Елены Туровой, в «Киндер-Вилейском приведении» будет много спецэффектов и компьютерной графики. Бюджет фильма — восемьсот тысяч долларов. Проект финансирует Министерство культуры.

...Съемочная группа готовится снимать вторую сцену. Только-только режиссер начинает репетицию, как на всей съемочной площадке гаснет свет. Кромешную темноту рассекает луч лихтвагена.

— Вот и технические неполадки, — с досадой восклицает Елена Турова. — Слава Богу, дождя пока нет.

— А если начнется? — любопытствую я.

— Спасаем приборы, технику, пересиживаем дождь, и потом снова съемки. Каждая минута сейчас на счету. Наше время только до восхода солнца.

Через десять минут на площадке загорается свет.

— Мотор! Камера! Начали! — раздается бодрый голос режиссера…

02.45

Сцену, которую будут наблюдать зрители секунд десять—пятнадцать, снимают полтора часа. Кино, действительно, тяжелая работа. Съемки — это только вершина айсберга.

С сентября начнется студийная работа с фильмом — монтаж, работа над компьютерной графикой, озвучивание, цветокоррекция. На экраны «Киндер-Вилейское привидение» выйдет к лету следующего года.

Дубль, еще дубль. Даже если желаемый кадр удается сразу, всегда делается технический дубль про запас.

Мы, уставшие, замерзшие, но довольные, тихонечко ретировались со съемочной площадки. Кинематографистам оставалось работать еще два часа…

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

 

 
 
 

РЕКЛАМА