Валентин Елизарьев: тело не лжет
30.10.2012 13:50
—
Новости Культуры
|
30 октября выдающему хореографу, маэстро Валентину Елизарьеву исполняется 65 лет. Это как раз тот возраст, когда приходит время вглядеться в самые глубины своей профессии, увидеть ее границы и новые горизонты. И разглядеть те узлы, которые связывают искусство и жизнь. Говорить об этом с мастером всегда интересно. Особенно таким, который своим рабочим материалом и инструментом сделал человеческое тело. Он общается с нами, зрителями, этим телом и через него доносит до нас новые смыслы…
Кто бы мог подумать лет 20 назад, что балету доступны темы, которые литературу поставили на дабы. А сегодня французский хореограф Жозеф Надж в своем спектакле «Шерри-бренди» перевел на язык пластики прозу Шаламова, чтобы передать правду о «веке-волкодаве». Где границы? Несмотря на мою огромную любовь к человеческому телу, границы есть, и они очерчены природой... Однако я все чаще думаю, что за всю свою огромную практику их не нащупал. Мне только кажется, что все безгранично...
Наше время — время мутаций. Сейчас все жанры переживают слияния, проникновения друг в друга, каждый жанр переживает кризис, переломный момент. И никто не знает, к чему мы придем. А балет, который порой кажется даже консервативным, по-прежнему на пике интереса. Люди хотят балет, хотят красоты, хотят что-то увидеть и пережить. Почему? Что может сказать сегодня балет? Тут, как в медицине, есть такие нужные для организма человека вещества, которые усваиваются только с помощью другого вещества — переносчика. В балете, даже если зритель не совсем понимает условный язык танца и движений, ему помогают музыка, драматургия, костюмы, декорации. И, таким образом, он не может устоять под напором таких мощных союзников, и в памяти своей будет всегда связывать движение и пластику с музыкой и аурой цвета и света… И в то же время публика ждет нового, авангардного.
Зачем нужен в современном мире балет? Чтобы транслировать вечные ценности и новые — непривычные, но говорящие о новом времени. Это ведь только так кажется, что классический балет — нечто неподвижное. Он возник как синтез искусств, потому что в своем младенчестве был всего лишь интермедиями в театральных действах, в операх, а потом, созрев, стал отдельным видом искусства. Искусство, которое очень быстро развивается. Стоит хотя бы посмотреть киносъемки балета в начале XX века. Разница поразительная с тем, что мы видим на современной сцене. Очень многое в классике приспосабливается к новому времени. А двигают балет смелые и талантливые хореографы, которые не боятся нарушить каноны, традиции. Я всегда ищу в новых работах, которые приходится видеть во время балетных конкурсов, фестивалей, гастролей, яркие индивидуальности. Ищу гармонию музыки, хореографии и смысла... Я ищу искусство мысли. Можно ли солгать в пластике? Конечно. Даже один и тот же хореографический текст у одних исполнителей выглядит правдой, у других — ложью. Поэтому здесь вопрос еще и интерпретаторов. Как правило, самый точный текст доносят первые исполнители, на которых и сочиняется этот текст, которые понимают, что они делают, а не просто копируют, которые вживаются в образы и становятся сотворцами.
Человеческое тело ведь, как и наш разговорный язык, постоянно меняется и совершенствуется. Однако у нас по-прежнему остаются две руки, две ноги, голова, визуальный образ... И все-таки даже в коротком периоде жизни человека можно увидеть, как меняется эта пластика, как меняются человеческие манеры. Как в одном обществе ведут себя люди, как в другом. Не надо быть очень наблюдательным, чтобы это заметить. В быту это происходит довольно медленно, на сцене — гораздо быстрее, поскольку действие практически моментально сканируется и обретает новый смысл. Поэтому очень важно, кто это делает. Здесь всегда есть два серьезных критерия: наследственность и мера таланта. В понятие «мера таланта» я включаю и достойное образование, и мышление… Очень люблю умных актеров и хореографов, готовых бороться за творческие принципы. Именно такие люди и двигают искусство вперед. Мы живем в глобальной деревне. Все новое быстро транслируется. В своей области я вижу, как бурно развивается балет в США, в Европе, Корее, Японии, Китае. И как эти течения, дополняя друг друга, обогащают искусство балета в целом. В странах Востока «заболели» классическим балетом, и их результаты очень впечатляют. Там, где Европа прошла путь за 200 лет, они прошли за 50-60. С точки зрения техники там есть выдающиеся мастера. Но что отсутствует сегодня в восточном классическом балете? Одухотворенность, о которой никто лучше Пушкина еще не сказал.
Сегодня на концертной сцене есть много глупостей, которые почему-то называют балетом. Подтанцовки у поп-исполнителей я не считаю балетом. Это просто смешно. Балет — это балетный театр, большая сцена, высокое искусство. Это искусство мысли, прежде всего. С этой точки зрения, история балета выходит на новый уровень развития, где все по-настоящему только начинается. Мне видится в ближайшем будущем более мощный синтез классики, сontemporary dance и модерн-танца. Сплав классической точности и филигранности с волей к свободному самовыражению и раскованностью. Они могут обогащать друг друга. Путь движения в балете — это стремление преодолеть гравитацию. И разве это не современный взгляд на вещи? Чего я жду от балета? Если говорить о белорусском балете — чтобы пришел молодой талантливый человек и продолжил его развивать. Я когда-то пытался это сделать и очень хочу, чтобы это дело продолжилось, чтобы этот новый «герой» рождал самобытные сочинения. Только новые сочинения двигают балет вперед. Балет, который живет переносами, переделками, — это второстепенный балет. На создании своего оригинального растут артисты, растет театр, растет авторитет труппы. Авторитет страны, в конечном счете... А в общем, я верю в это искусство и рад, что способствовал тому, что в Беларуси вот уже более тридцати лет до сих пор невозможно купить билет на балет. Татьяна ТЮРИНА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
30 октября выдающему хореографу, маэстро Валентину Елизарьеву исполняется 65 лет… |
|