В кинотеатре "Центральный" нашлось место "странностям" и "гадостям". 21.by

В кинотеатре "Центральный" нашлось место "странностям" и "гадостям"

06.11.2012 13:26 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

92733 На сегодня из той программы, которую освещают минские журналисты, в число неоднозначных картин попали "Самая юная ночь" Олмо Омерзу (Чехия, Словения) и "Студент" Дарежана Омирбаева. Режиссеры приехали в Минск, чтобы познакомить зрителей со своими работами.

Чем запомнилась "Самая юная ночь", или Омерзительный труд Олмо Омерзу

Двое 12-летних мальчишек оказываются в компании женщины (кстати, она - учительница) и двух мужчин, ведущих довольно странный образ жизни. Все началось с того, что взрослые попросили их сгонять за водкой. Пацаны выполнили просьбу и остались "на чай", который перетек в водку. Весь фильм ребята наблюдают за поведением компании, где творится что-то странное: не отыскав сразу нежности, "своего" мужчины (он женат), дама обольщает его друга, а после, как свой ушел, занимается жестким сексом с пришедшим отругать жильцов за громкую музыку полицейским. Потом возвращается "свой", наблюдает за тенями в комнате, обсуждает это со своим другом, которому нравится эта женщина, учит его, мол надо ждать и будешь вознагражден… После ухода полицейского "свой" с воодушевлением продолжает его начатое дело…

Все бы ладно, и публика простила, если бы не дети, которые становятся свидетелями всего этого безумия, пьют водку (одному из мальчуганов становится от нее плохо), пробуют курить. В фильме есть сцена, которая удивила зрителей "Центрального" своей нецензурированной откровенностью - мальчик лежит на обнаженном теле женщине, лаская его. Как объяснил режиссер после просмотра, все это - лишь эротический сон подростка, который находится в фазе взросления. Одна подобная ночь может ускорить этот процесс в несколько раз. Но необходимо ли это?  

Как мне показалось, идея картины заложена в уста представителя безопасности: "Человек не может делать все, что хочет, потому что несет ответственность за других".

Несмотря на то, что многие зрители категорически раскритиковали фильм (да уж, чересчур), мне понравился момент, когда на утро все гости женщины (дело происходило именно в ее доме, она постоянно делала на этом акцент) расходятся и камера останавливается на захлопнувшейся двери, то есть женщина, которая и была основным инициатором блуда (она отправляет детей за водкой, она заигрывает с двумя мужчинами, она соблазняет полицейского и так далее), остается одна со своими изощренными эротическими фантазиями. Режиссер говорит, что главных героев в его "ночи" нет, однако сущность женщины, раскрываемая через всех участников постановки, весьма и весьма понятна.

Важная деталь, которую отметил автор ленты, - история имеет реальную основу. И хоть привыкшие к цензуре белорусские зрители воротили нос, мол, Олмо Омерзу снял, действительно, омерзительный фильм, такова жизнь, а это куда страшнее кинематографических сказок. Конечно, всего этого можно избежать, если вовремя задуматься. В фильме такой посыл дает рассвет нового дня Нового года, когда город еще пуст, а с неба падает чистый и белоснежный снег. Хотя, с другой стороны, снег и пустой город можгут отождествляться также с холодными и пустыми сердцами людей, чтобы достучаться до которых, нужно снимать исключительно резкие фильмы.

Кстати, на родине съемок картину приняли не сразу, произошло это только после того, как она понравилась зрителям Берлинале.

Где же ты "Студент"…?

Фильм "Студент" Дарежана Омирбаева поначалу вызвал у меня улыбку и навеял воспоминания о школе, когда мы делали инсценировки, перекладывая произведения классиков на современный лад. И чем дольше шел этот фильм, тем скучнее было его смотреть.

Действие фильма разворачивается в современном Казахстане, где студент алматинского ВУЗа снимает комнатушку у старушки. Осознание социального неравенства доводит его до преступления. Это осознание преследует главного героя повсюду: в аудиториях университета, где преподаватель учит "выживут лишь сильные", в новостях, даже в зоопередачах по телевизору, где львы нападают на жирафа…

Не знаю, может быть, в Казахстане все по-другому и понятно, но когда уже есть гениальное произведение, когда есть его потрясающая киноверсия, казахстанский Раскольников "не катит" совсем и выглядит слишком наивным. По крайней мере, в рамках крупного фестиваля - точно.

Достоевский не теряет актуальности - это факт. Мысль: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" - так или иначе приходит на ум многим из нас, но, может быть, лучше снять что-то абсолютно новое с намеком на классическую мудрость, чем делать то, что будет возвращать кинозрителя ко всему ранее снятому и давать повод сравнивать не в пользу "новинки"? 

Режиссер картины рассказывает, что фильмы такого жанра сложно идут в прокате и очень благодарен организаторам "Лiстапада" за возможность продемонстрировать свое кино широкой аудитории. Также он говорит, что Казахстан переживает не самые лучшие времена, что тема "твари" актуальна там теперь, как никогда, что деньги правят миром и пора бы вновь задуматься о том, к чему это приводит. Дарежан Омирбаев думает, что в кино не обязательно сниматься профессиональным актерам и вспоминает Мэрилин Монро. Режиссер уверяет, что профессионалы сгодятся в театре, а в кино нужна жизнь - такая, какая есть.  


Тем, кто пытается понять язык такого "странного" кино вместе с автором этой статьи, программный директор фестиваля Игорь Сукманов рекомендует посмотреть фильмы французского режиссера Робера Брессона. Фестиваль продолжается!

Мария Войтович, OPEN.BY 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что будет, если Раскольников переедет в Алматы, а двенадцатилетних мальчишек отправят за водкой? Корреспондент OPEN.BY остановилась на самых противоречивых фильмах...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика