Молодая художница и дизайнер Анна Бунделева в процессе долгих поисков себя в искусстве и искусства в себе увлеклась коллажем и посвятила ему часть своей жизни, подготовив выставку в галерее «Ў».
Одни думают, что коллаж — это несерьезная художественная техника, ведь многие так или иначе занимались аппликацией, вырезали и клеили, складывали и соединяли изображения и тексты в картинки и имеют начальное представление о коллаже. Другие, наоборот, считают эту технику сложной, ведь создавать из обрезков и отрывков изображений цельные внятные работы — непростая задача.
Мы с Аней встретились и поговорили о том, каково это — делать целое из разного, а еще о том, почему девушка влюблена в Новую Гвинею.
Анна Бунделева — художник, дизайнер. Родилась в Минске 29 ноября 1986 года. Училась в БГУ, Государственном институте управления и социальных технологий на кафедре искусств по специальности «дизайнер». Также училась в художественной студии Константина Мизина, в театральной лаборатории Fortinbras при Белорусском свободном театре. Трижды участвовала в выставках студенческих работ ART-Sessio в Витебске (2006-2008), создавала сценографию спектакля «Зимы не будет» для театра БГУ «На балконе». Иллюстрирует журнал современной белорусской прозы «Макулатура». В декабре 2011 года в галерее La Mora прошла неформальная выставка работ художницы. Осенью 2012 года в галерее современного искусства «Ў» состоялась выставка проекта «UMBU UNGU. Этнаграфічны голад».
Ни один журнал не пострадал
Аня признаётся, что коллаж сам вырос из нее, стал ее сутью и продолжением:
«Я долго искала художественный язык, на котором хочу говорить. Таким языком стала техника коллажа. Нет, я не решила: остановлюсь-ка я на этой технике. Она стала гармоничным и логичным продолжением меня, моего характера. В коллаже есть что-то от холерика, ведь это достаточно хаотичный процесс: ты рвешь, ломаешь, собираешь по кусочкам какую-то определенную форму, историю. Создавать такие разные истории самостоятельно из подручных средств мне очень нравится. Здорово делать много разных планов, играть с пространством, выстраивая бесконечную панораму — получается своеобразное объемное моделирование».
В своих работах Аня использует смешанную технику: и бумагу, и фотографии, и краски. Часто для создания коллажей она распечатывает необходимые картинки на принтере, причем один и тот же лист пропускает через принтер много раз, наслаивая изображения друг на друга.
«Это называется mixed media art. Часто идея сама диктует тебе определенные средства, с помощью которых ты ее выражаешь», — делится девушка. Аня не использует ни газеты, ни журналы для осуществления своих идей. «Ни один журнал не был порезан», — смеется художница.
Бывало так, что для завершения картины изображений в архиве девушки не хватало, тогда на помощи приходил всемогущий интернет: «Иногда понимаешь, что чего-то не достает для завершения, последнего штриха, а в интернете все находится. Обычно же я использую собственные фотографии или работы из архивов клипартов».
Зрители тоже должны получить кайф
Осенью минувшего года Анна Бунделева выставилась со своими работами в малом зале галереи современного искусства «Ў». Это культовое для многих минчан заведение уже не один год является необходимым и желанным местом выставки для многих как молодых, так и зрелых художников.
«Куратор выставок молодых художников в програме «СтАрт» в малом зале галереи Наталья помогла мне с концепцией и организацией проекта. С 25 октября по 15 ноября прошлого года в галерее можно было увидеть выставку, которая называлась «UMBU UNGU. Этнаграфічны голад».
В проекте с интересным названием художница раскрыла яркие этнографические образы далеких стран.
«В этом проекте я обратила внимание на Новую Гвинею. Использовала свои фотографии, сделанные в Крыму, а фото Новой Гвинеи — из личного архива клипарта, поскольку сама там не была… Нам, белорусам, очень не хватает пигмента меланина, моря и теплого климата. Папуасы — древнейшее население острова Новая Гвинея и некоторых районов Индонезии. Тема очень любопытная: их музыка, рисунки, танцы… Огромный интересный пласт, который можно долго и тщательно исследовать».
Посетители выставки реагировали на коллажи о Новой Гвинее по-разному: кто-то пытливо рассматривал и расспрашивал автора работ, а кто-то ловил нужное настроение, вливался в творческий процесс и как в лабиринте пробирался через многослойность работ Анны прямо в саму суть.
«Когда я работала над проектом, я получила много удовольствия. Хочу, чтобы и зрителям передалась та же энергетика», — делится художница.
«Если во время открытия выставки ко мне подходили и задавали вопросы насчет работ, я с удовольствием объясняла. Важно просто направить человека — обрисовать концепцию работ, ввести в контекст, а дальше, если человеку интересно, он сам будет смотреть и делать выводы. Бывают такие формы искусства, которые не всем могут быть понятны сразу. Для этого существуют описания к проекту, концепции, которые готовят кураторы выставок».
«Не помню, чтобы кто-то (из моих родных) меня когда-то упрекнул в том, что я страдаю ерундой, — смеется Аня. — Наверное, я просто своевременно устраивалась на работу».
Сейчас девушка работает дизайнером в доме книги «Азбукварик». В ее обязанности входит подготовка книг к печати: иллюстраторы присылаю картинки для будущей книги, макеты, а Аня их скомпановывает, чистит, делает цвета и оттенки чистыми и яркими.
До этого девушка работала дизайнером в фармацевтической компании. Делала упаковки к лекарствам, верстала инструкции к применению… Проработала там два с половиной года и ушла.
«Мне просто перестала быть интересной моя работа. Дизайн фармацевтической отрасли не идет вперед. Ты не можешь себе позволить применить какие-то новые приемы, нужно все время действовать по заданному алгоритму. Я получила необходимый опыт и поняла, что нужно двигаться дальше», — рассказывает художница.
«Я мечтаю о графике работы фрилансера! Но для того, чтобы иметь свободный стиль работы, но при этом много работать и прилично зарабатывать, нужно иметь хорошую самоорганизацию. У меня с этим сложно: я достаточно неусидчивый человек. Мне нужна такая работа, чтобы и посидеть, и постоять, и походить можно было. Я продолжаю себя искать. Все, чем я занимаюсь, это определенные жизненные и трудовые этапы, которые мне помогают себя реализовать и понять. Почему-то у меня не было раньше времени на то, чтобы заняться собой. Сейчас я знакомлюсь с собой снова».