Рыцарь ушедшего образа. 21.by

Рыцарь ушедшего образа

08.02.2013 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Есть актеры, которые и после своего ухода продолжают жить на кино– и телевизионном экране. Мы вдруг совершенно неожиданно для себя открываем в них какие–то новые грани, видим роли, которые в свое время почему–то пропустили, удивляясь — оказывается, мастер мог еще и так. Вячеслав Тихонов ушел от нас в 2009 году. Сегодня ему исполнилось бы 85 лет. Повод вспомнить великого артиста хорошими словами.


Тихонов один из немногих, кто обладал универсальной фактурой, одинаково убедительно играя князя Болконского, тракториста Матвея Морозова, разведчика Штирлица, мичмана Панина или интеллигентного учителя Мельникова. Сегодня вряд ли кто из признанных и медийных может похвастаться таким калибром ролей. Кому–то работать с полной отдачей не дает самомнение или тяжкая дума о гонораре, мешающая верить происходящему в кадре. Вячеславу Васильевичу довелось творить в славное время, когда «важнейшее из искусств» имело возможность не мельтешить, а всерьез рассуждать о человеке, времени, стране. Символично, что последней его киноролью стала роль Бога в печальной сказке Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Рязанов говорил, что никому другому эту роль доверить бы не смог. Тихонов успел. И эта роль достойно и красиво венчает его и без того насыщенную кинобиографию.


Он никогда не был замечен ни в каком скандале, хотя, казалось бы, на одной тринадцатилетней истории брака с Нонной Мордюковой можно было бы выстроить целую серию мемуаров и откровений. Но даже после развода ни намеком, ни замечанием он не обидел свою Нонну, а она так до конца дней и называла его Славка. И когда говорила, в глазах у нее появлялись слезы. Тайну их встречи и расставания они унесли с собой.


Обласканный наградами и премиями, Тихонов никогда не заискивал перед власть имущими, сохраняя дистанцию, четко веруя, что его главное дело — актерское ремесло. Всенародного Штирлица трудно представить сейчас с бокалом шампанского на каком–нибудь приеме или бегущим наперегонки со словами поздравления к румяному депутату. Не было у него хватки. Не умел он интриговать и завидовать. Эту чистоту и наивность унаследовала и его дочь Анна, ставшая актрисой. Может быть, ей не так повезло с ролями и режиссерами, становление ее карьеры пришлось на безвременье 90–х, но высокую планку отца Аня всегда старалась держать. Посмотрите ее работы в комедии «Агапе» или мелодраме «Милый друг давно забытых лет...». Та же хрупкость и беззащитность во взгляде.


Может быть, и не случайно Анна, воспитанная на кинообразах отца, в конце концов оставила актерскую профессию.


Тихонов оставался требовательным в работе до конца. Режиссер Сергей Урсуляк, чей фильм «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана недавно прошел по TВ, вспоминал, что когда задумывал свою трагикомедию «Сочинение ко Дню Победы», в главных ролях видел только титанов советского кино и театра — Вячеслава Тихонова, Михаила Ульянова и Олега Ефремова. «Без них вся эта история потеряла бы всякий смысл», — говорил режиссер.


Все трое сниматься согласились. Кого–то уговорили дети — ровесники Урсуляка, кого–то коллеги. Наблюдать за всеми тремя во время съемок было чрезвычайно интересно. Наибольший трепет у режиссера вызывало отношение Вячеслава Васильевича к работе. Когда в перерывах два колосса — худруки тогда еще МХАТа им. А.Чехова Ефремов и театра им. Е.Вахтангова Ульянов — спорили в своем вагончике о будущем русского репертуарного театра, Вячеслав Васильевич топтался рядом, не смея в вагончик войти. «Не хочу мешать классикам», — смеялся он. И в душе все равно оставался ребенком. Не капризным, но требовательным. Так за Михаилом Ульяновым давно водилась слава артиста, который прохладно относится ко всем лексическим нюансам текста. Попросту говоря, Ульянов не любил зубрить кинотекст. И однажды на съемках «Сочинения...» Тихонов не выдержал и подошел к режиссеру: «Сережа, а Ульянов текст не учит». Постановщик обещал принять дисциплинарные меры.


Роль в фильме «Сочинение ко Дню Победы» стала одной из последних, где Тихонов высказал всю боль о своем поколении победителей, выброшенных на социальную обочину жизни. Достойны ли они такой судьбы? Нет. И в этом виноваты все мы — вот диагноз фильма.


Сергей Бондарчук, когда пригласил его на роль Болконского, отдал должное актерской фактуре, но ужаснулся его простым рабочим рукам. Таких пальцев у князя из «Войны и мира» быть не могло. «Руки срочно прятать в белые перчатки!» — велел Бондарчук. Таким «белоручкой» его и увидели здесь и за океаном. И американцы, неистово влюбленные в своих актеров, пали к ногам Тихонова и его партнерши Людмилы Савельевой, вручив «Войне и миру» «Оскар» в 1969 году. Этот «Оскар» мог быть, кстати, не единственным: в 1978 году в шорт–лист той же номинации «Лучший фильм на иностранном языке» попала и драма Станислава Ростоцкого «Белый Бим — Черное ухо», но ее обошел Бертран Блие с мелодраматической историей «Приготовьте ваши носовые платки». Эта не лучшая из работ Блие почти забыта. А «Белый Бим...» мы по–прежнему смотрим. И носовые платки во время просмотра этого шедевра по прозе Гавриила Троепольского действительно не помешают.


А был еще наивный архивариус из «Убить дракона» Марка Захарова, директор детского дома Зайцев из щемящего сериала Дмитрия Астрахана «Зал ожидания» и многое другое. Не говоря уже о том, что его Штирлиц, даже раскрашенный, не перестал быть членом наших семей и героем добродушных анекдотов.


Появятся ли когда–нибудь актеры уровня и масштаба Тихонова? Думаю, что нет. Изменилось время, изменились сюжеты. И в этих сюжетах Вячеславу Васильевичу, как и многим его коллегам, уже не было места. И не их это вина...


Факты из жизни Вячеслава Тихонова


В юности актер сделал себе татуировку на руке «Слава», которую ему приходилось скрывать на съемках в течение всей последующей жизни.


В связи с выходом в 2009 году сериала «Исаев» семья Вячеслава Тихонова планировала запатентовать образ Штирлица из сериала «Семнадцать мгновений весны».


Всю жизнь болел за московский футбольный клуб «Спартак».


Бывал у предсказательницы Ванги. Во время одной из встреч Ванга сказала, что в конце жизненного пути актер будет жить отшельником, вдалеке от суеты, а уйдет в декабре. Потом, подумав, добавила: «Где–то в 2000 году».

Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Есть актеры, которые и после своего ухода продолжают жить на кино– и телевизионном экране...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика