Искусство в Беларуси все чаще продвигает идеи защиты природы и экологичного обращения с отходами. Ранее Naviny.by рассказывали о направлении трэш-арт и работах минской художницы Татьяны Гомзы, которая создает игрушки из мусора. Недавно экологичное искусство стало развиваться и в Гродно, где художница Юлия Ковш создает портреты с помощью резиновой крошки, получаемой при переработке шин.
Проблема утилизации изношенных шин стоит остро во всем мире — автомобилей с каждым годом становится все больше, а покрышки «живут», в среднем, три-четыре года. Наиболее экологичным способом утилизации считается переработка шин в резиновую крошку и последующее вторичное использование при производстве новых покрышек и других резинотехнических изделий. В Беларуси изношенные шины и отходы резинокордного производства чаще всего подвергаются захоронению или сжиганию на цементных заводах в качестве топлива — оба этих процесса вредны для окружающей среды. Однако есть в стране и предприятия, которые занимаются переработкой такого рода отходов, а теперь ненужные шины приобщили еще и к искусству.
Юлия Ковш работает с резиновой крошкой совсем недавно, а ее первая работа была представлена публике в мае этого года. До этого творчество художницы никак не было связано с эко-артом. Работать с шинной крошкой она начала после того, как использовать этот материал для поделок ей предложил знакомый, работающий в Научно-производственной группе «Экологическая альтернатива». Осваивать технику пришлось самостоятельно, т.к. поиски какой-либо информации в интернете результатов не дали, рассказала Naviny.by художница.
По словам Юлии, работать с резиновой крошкой удобнее, чем, например, с песком, поскольку гранулы дают возможность создавать оттенки, однако такое творчество имеет мало общего с традиционным рисованием. По словам Юлии Ковш, для создания таких рисунков она сперва создает набросок, после чего наносит на линии клей ПВА и посыпает крошкой. Для создания более мягких оттенков гранулы можно растушевать. В создании картин старинного балкона и лютеранской кирхи в Гродно художница использовала и шинную крошку, и пастель.
Среди работ Юлии есть несколько «резиновых» портретов — американского певца Майкла Джексона, основателя компании Apple Стива Джобса, белорусского поэта Янки Купалы. Недавно художница представила публике портрет новорожденного британского принца Джорджа Александра Луи — сына принца Уильяма и его жены Кейт Миддлтон.
На картине новорожденный принц изображен уже взрослым. Художница наделила его чертами как матери, так и отца. Нос юному принцу «достался» от Кейт Миддлтон, подбородок — от принца Уильяма, рассказала Юлия. Предполагается, что картина будет подарена принцу на 25-летие 22 июля 2028 года.
По словам художницы, для портретов она выбирает известных личностей, которые «интересны всем». К примеру, члены британской королевской семьи занимаются благотворительностью, «творят важные дела в истории». «Может, это был способ предопределить судьбу и новорожденного принца, который в будущем, возможно, будет участвовать в решении экологических проблем», — полагает Юлия Ковш.
Майкл Джексон тоже занимался благотворительностью, а в 1992 году основал Мировой благотворительный фонд, который решал в том числе и экологические проблемы.
Стив Джобс, правда, если и занимался благотворительностью, то тайком и нигде эту деятельность не афишировал.
Работая с шинной крошкой, Юлия надеется, что ее творчество поможет людям задуматься об экологических проблемах. «Мы не просто выбрасываем материал, который потом засоряет природу, а используем его в творчестве и даем людям возможность осознать свою ответственность за сохранение природы», — говорит она.
В будущем художница надеется устроить выставку картин, нарисованных резиновой крошкой, а также провести аукцион и перечислить полученные от продажи работ средства благотворительным организациям. В дальних планах — проведение уроков или мастер-классов для детей по работе с шинной крошкой. Ну а в ближайшее время Юлия Ковш планирует нарисовать портреты мексиканской художницы Фриды Кало и «кого-нибудь из Beatles».