По решению Министерства культуры Литературный музей Максима Богдановича в Минскелишится статуса музея — он станет филиалом Государственного музея истории белорусской литературы.
11 декабря представители белорусской общественности провели в Минске пресс-конференцию, на которой высказали свой протест в связи с «оптимизацией» музея поэта.
«Вот сейчас в Киеве проходит Майдан, — напомнил лидер кампании «Говори правду!» поэт Владимир Некляев. — Там идет борьба за власть, одни стараются вытеснить других. Но никто не вытесняет с Майдана Тараса Шевченко, Лесю Украинку, никто не вытесняет с Майдана Украину. У нас этот процесс идет от самого начала прихода к власти Лукашенко. И то, что происходит с музеем Богдановича, — звено в цепочке.
Для меня абсолютно нет никакого вопроса, для чего все это делается. Первая фаза — понижение статуса, вторая — понижение статуса здания. Они перенесли уже памятник Богдановичу, почему бы сейчас не перенести здание. Это попытка захватить имущество, которое принадлежит не Министерству культуры, не городу, а Беларуси и белорусам, нашей истории и литературе».
По мнению Некляева, в Беларуси сегодня культурный, духовный фронт — передовой фронт, нужно бороться, если хотим остаться людьми, если «хотим быть достойными тех наших соседей, которые сегодня стоят на Майдане».
«Если мирные меры ни к чему не приведут, — считает политик, — нужно готовить активное сопротивление — пикеты, манифестации. Нельзя допускать, чтобы нас уничтожили как белорусов, чтобы из нас выдавили наш дух. С Богдановичем они сражаются, потому что Богданович и в 2006-м, и в 2010 году был бы на Площади и сейчас был бы на Майдане».
«Есть информация о том, что музей Богдановича в Гродно уже преобразован в филиал, — сообщил председатель Союза белорусских писателей Борис Петрович. — И похожие сокращения идут по всей стране. Еще месяц назад секретариат принял заявление, в котором назвал это последовательным и планомерным наступлением на белорусскую культуру, и обратился к Министерству культуры с просьбой отозвать свое решение. Никакой реакции не было. Сокращение идет не ради какой-то оптимизации или из-за того, что в государстве тяжелое экономическое положение. За этим стоит что-то более позорное, чем мы можем даже подумать. Идет наступление на белорусскую культуру, идет русификация общества».
Писатель Владимир Орлов заявил, что независимо от того, «следствие ли это бездумности или безответственности руководства Министерства культуры, или за этой ситуацией стоит чье-то стремление захватить престижное здание», в итоге это большой удар по белорусской культуре.
«Речь идет о понижении статуса музея, посвященного гению нашей литературы», — сказал он и, подчеркнув, что у музея Богдановича есть два своих филиала, задался вопросом их судьбы.
«Не хочется думать, но поневоле возникает мысль, что, может быть, именно деятельность музея по популяризации белорусской культуры, литературы и имени Максима Богдановича и есть причина того, что его решили «оптимизировать» и превратить в филиал», — высказал мнение Владимир Орлов.