Национальная театральная премия: той ли пробы теперешнее "золото"?. 21.by

Национальная театральная премия: той ли пробы теперешнее "золото"?

10.12.2014 17:34 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На прошлой неделе в Минске вручили III Национальную театральную премию. Подобный конкурс – прекрасная возможность увидеть актуальное состояние белорусского театра, не только столичного, но и регионального. В этом году было несколько безальтернативных конкурсов и раздельное жюри, которое физически не могло увидеть все спектакли, чтобы определить "Лучший современный спектакль". 4 премии из 21 получили региональные театры. TUT.BY узнал у театральных критиков, что стоит поменять в организации следующей премии и мешает ли недостаток финансирования развиваться региональным театрам.


Спектакль "Фрекен Жюли" Могилевского областного драматического театра. Фото: администрация Купаловского театра

Театральное сообщество предлагает различные варианты улучшения премии. Большинство сходится в том, что номинации надо уточнить и ввести приз за лучшую мужскую и женскую роль (в этом году вручалась одна премия – за лучшую актерскую работу. – TUT.BY). Предлагается также оценивать лучшую роль второго плана. Общее недовольство вызвало то, что в номинации "Лучший спектакль музыкального театра" и "Лучший спектакль балета" оценивалось всего по одному спектаклю, которые ожидаемо получили все три премии: за лучший спектакль, актерскую и режиссерскую работу.
 
Сразу несколько критиков обратили внимание на диспропорцию в количестве номинаций за лучшую работу режиссера (в сумме по разным видам театра шесть номинаций. – TUT.BY) и художника-постановщика (всего одна номинация. – TUT.BY), особенно с учетом "все большей визуализации культуры и жизни в целом”. Некоторые критики предлагали оценивать и музыкальное оформление спектаклей театра драмы.
 

Спектакль "Над пропастью во ржи" Брестского академического театра драмы имени ленинского комсомола Беларуси. Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
 
TUT.BY обратился к пяти театральным критикам, искусствоведам и режиссерам, чтобы узнать, как они оценивают итоги премии. Что позволит более эффективно оценить работу театров? Чем приятно или неприятно удивили региональные театры? Во многих пунктах критики сошлись. К примеру, почти единогласно высказались о сильной и интересной программе театра кукол, который "может стать брендом белорусской культуры". Разделение на региональные и столичные театры, по их мнению, в данном случае неуместно хотя бы потому, что премию за "Лучшую режиссерскую работу" в театре кукол получил Алексей Лелявский. Он поставил "Самозванца" в Брестском областном театре кукол и "Ладдзю роспачы" в Белорусском государственном театре кукол.
 
Заместитель главного редактора журнала "Полымя", театральный критик Елена Мальчевская не считает правильным оценивать столичные и региональные спектакли в контексте Национальной театральной премии по отдельности. Но она высказалась в общем о недостатках организации премии. По ее мнению, надо усовершенствовать не только систему номинаций, но и саму процедуру отбора спектаклей: "Отбирать спектакли должна экспертная комиссия (сейчас по положению каждый театр может выдвинуть на соискание премии не больше двух спектаклей), просмотры должны проходить живьем (сейчас номинантов выбирают, отсматривая видеозаписи постановок). Очевидно, что на премии не хватает номинации для драматургов и композиторов, нет номинации для спектаклей малой формы. Существующая система номинаций недооценивает театральных художников и актеров. А изменить ситуацию непросто, потому что все упирается в финансирование".
 

"Театральное искусство в регионах не топчется на месте"

Доктор искусствоведения, профессор Ричард Смольский помимо отсмотра спектаклей вживую, предложил отборочной комиссии самой выдвигать спектакли на ту или иную номинацию: "Можно убрать номинацию за лучшую режиссуру, потому что в драматическом театре номинация за лучший спектакль предполагает лучшую режиссерскую работу. Интересная актерская работа может быть и в спектаклях, не дотягивающих до победы в номинации "Лучший спектакль".
 
Говоря о региональных театрах, Смольский провел аналогию с футбольными лигами из-за разных условий команд: "Условия работы театров в Минске, Слониме и Мозыре отличаются, и это накладывает отпечаток на уровень театра. В процессе работы отборочная комиссия не нашла достойных спектаклей из театров маленьких городов типа Слонима, Пинска. Зато мы не увидели разницы между столичными спектаклями и постановками театров в областных городах. Региональные театры смотрелись на равных, а по некоторым критериям даже превосходили минские".
 
 
Критик особо отметил спектакль "Над пропастью во ржи" Брестского академического театра драмы, оригинальное прочтение драмы Стриндберга "Фрекен Жюли" Могилевским областным драматическим театром (режиссер Саулюс Варнас получил премию за лучшую режиссуру. – TUT.BY). Также он похвалил "две блистательные актерские работы в спектакле "Похороните меня за плинтусом" (Тамара Скворцова и Роман Соловьев, получивший приз за лучшую актерскую работу. – TUT.BY).





Спектакль "Похороните меня за плинтусом" Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа. Фото: администрация Купаловского театра
 
В то же время Смольский сказал, что не заметил резкого скачка, хотя "театральное искусство в регионах не топчется на месте, и региональные театры выглядели более уверенно и самодостаточно, если сравнить с прошлым разом".
 
Из разочарований он назвал спектакль "Похожий на Стинга" Минского областного театра в Молодечно, от которого он ожидал большего: "Это едва ли не единственный спектакль, обращенный к современной проблематике. Я надеялся увидеть более содержательный и эмоциональный спектакль. Но что-то не получилось".
 

"Некоторое теперешнее "золото" было явно не той пробы, а то и вовсе фальшивым"

Музыкальный и театральный критик Надежда Бунцевич подчеркнула важность и нужность Национальной театральной премии, отметив, что с формой ее проведения по-прежнему вопросы. По ее мнению, III Национальная театральная премия была удачнее первых двух, но не по качеству полученных наград ("некоторое теперешнее "золото" было явно не той пробы, а то и вовсе фальшивым"), а по общему уровню отобранных спектаклей ("Совсем уж провальных, как это встречалось раньше, не было"). Критик отметила гораздо большее число современных по эстетике и удачных по ее воплощению постановок, хотя, по ее наблюдениям, многие театры по-прежнему выдвигали "не те" спектакли: вместо самых лучших – просто нужные для руководителей театров, а вовсе не для широкой общественности.
 
По ее мнению, в распределении наград проявился принцип "социального равенства": "Если кто-то уже получил свою долю успеха (к примеру, Гродненский кукольный во главе с Олегом Жюгждой), пусть теперь "отдохнёт". К тому же она заметила, что график показов был составлен так, чтобы не только зрители, но и сами члены жюри не могли посмотреть все, что им предстояло оценить. Это важно потому, что были как отдельные, так и совместные номинации по всем видам театров. За "Современную белорусскую постановку" боролись балет, мюзикл и три драмспектакля. За звание "Лучшего спектакля для детей" соревновались два кукольных и один драмспектакль. "Так что принцип "голосуем не глядя!", судя по всему, приветствовался", – считает Бунцевич, вспомнив и безальтернативные премии.
 
Работа Большого театра была отмечена наибольшим количество "аистов". Хотя Бунцевич заметила, что "и Большой, и Музыкальный театры переживали в недалеком прошлом гораздо более интересные периоды". Она вспомнила балеты Валентина Елизарьева, постановку Вячеслава Цюпы фольк-оперы "Клоп" Владимира Дашкевича, большую фантазию в режиссерской работе Сусанны Цирюк и Анны Моторной.
 

Спектакль "Фрекен Жюли". Фото: администрация Купаловского театра

 


 
Бунцевич обратила внимание, что, несмотря на гораздо худшие социально-бытовые условия, многие региональные театры показали "ошеломляющие постановки, достойные лучших европейских сцен". "Высший пилотаж продемонстрировали оба театра Могилева. Драмспектакль "Фрекен Жюли", где отмечена лучшая режиссерская работа Саулюса Варнаса, буквально дышит импрессионизмом и мистикой. Кукольный "Гамлет" Игоря Казакова – бьет наповал молодежной откровенностью в развенчивании супер-героя. Запомнился интересный рок-н-ролльный ход, фанерные декорации Брестского академического театра драмы в спектакле "Над пропастью во ржи". А Молодечно! Веселым кукольным "Клочкам по закоулочкам" в стиле маппет-шоу противостоял драматический (и драматичный) спектакль "Похожий на Стинга", в котором для столичного показа сгладили, к сожалению, некоторые острые углы". При этом она обратила внимание, что "лучшие актеры" были буквально в каждой постановке.
 

Объединенное жюри и расширенная номинация музыкальных театров  

Комментируя итоги театральной премии, главный редактор журнала "Мастацтва" Людмила Громыко отметила, что положение о Национальной театральной премии совершенствуется каждый год, идет живой поиск концепции.
 
"Я бы объединила жюри театра драмы и кукол и оставила отдельное жюри для музыкального театра. Надо подумать, как расширить сегмент музыкального театра и при этом найти универсальный подход, чтобы был настоящий конкурс. Пока не понятно, за счет чего это можно сделать: добавить ли туда современную хореографию, или найти иную формулировку, чтобы были точки соприкосновения между разными театрами", - рассуждает о безальтернативности премии музыкальных театров в этом году Людмила Громыко.
 
Она также предложила часть номинаций сделать общими для театра драмы и кукол, но часть номинаций оставить разделенными.
 
"На этот раз была собрана сильная программа драматических театров. Она адекватно отразила ситуацию, существующую в сценическом искусстве", – отмечает Людмила Громыко. По ее мнению, деление на столичные и региональные театры достаточно условно: "Именно театры из Бреста, Могилева и Гродно показали спектакли на высоком художественном уровне, и это стало открытием для многих". В целом работу региональных театров критик оценила положительно, выделив спектакли Брестского, Могилевского, Гродненского театров кукол. В драме она отметила спектакли "Над пропастью во ржи" (Брестский академический театр драмы), "Наш городок" (Гродненский областной драматический театр) и "Фрекен Жюли" (Могилевский областной театр драмы): "Актерское и режиссерское искусство там сейчас на хорошем уровне. Есть проблемы в Национальном театре имени Якуба Коласа, но это связано с общим состоянием сценического коллектива, которое невозможно изменить одномоментно. Радует, что наши театры проявляют стремление к глубокому и взыскательному разговору о человеке и сегодняшнем мире, не всегда и не во всем ориентируются на "массовую культуру". Хотя серьезный разговор может происходить именно об их присутствии или неприсутствии на художественном поле".


"Наш городок" Гродненского областного драматического театра. Фото: администрация Купаловского театра




"Молодых должно быть больше": декларативный статус номинации "За режиссерский дебют"

Руководитель Центра экспериментальной режиссуры БГАИ, режиссер–постановщик Татьяна Троянович отметила конструктивные нововведения III Национальной премии. Среди них распределение фестивальной программы на блоки по видам театра (драматический, кукольный и музыкальный). Тем не менее, она считает, что необходимо расширить номинации. "Театр — искусство синтетическое, а, следовательно, коллективное. В работе над спектаклем существует понятие постановочной группы: режиссер-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам, композитор, постановщик сценического движения. Эти люди являются соавторами спектакля. Значит, должны быть и соответствующие номинации. В ряде представленных спектаклей (например, "Оракул?") музыка является структурообразующим элементом, а мы даже не рассматриваем работу композитора".
 
Кроме расширения номинаций за актерскую работу, она предложила также ввести отдельную номинацию "За актерский дебют".
 
Она также обратила внимание на декларативный статус номинации "За режиссерский дебют", так как сегодня чрезвычайно сложно найти претендента на нее (по условиям режиссеру должно быть не более 35 лет. – TUT.BY). В то время как в России и ряде европейских стран есть фестивали дебютных спектаклей, в Беларуси режиссеру негде поставить дипломную работу и нет возможности дебютировать на большой сцене: "Вот и получается, что некоторая часть ярких новаторских идей не находят воплощения, а это неуважение творческого потенциала молодежи".
 
"Если мы хотим, чтобы данная номинация была ежегодной, - продолжает свою мысль Троянович, - необходимо разработать систему отбора спектаклей молодых режиссеров. Отсутствие не только конкуренции, но и претендентов в номинации "За режиссерский дебют" в Национальной премии — это отсутствие "скамейки запасных".
 
Среди региональных спектаклей она также отметила спектакли Могилевского и Брестского театров, связав их прорыв с участием в международной фестивальной жизни: "В спектакле "Над пропастью во ржи" Брестского академического театра, на мой взгляд, ощущается молодежный драйв, намеренно противопоставляемый солидности и основательности, что, в свою очередь, присуще и роману Сэлинджера. Молодость всегда склонна к разрушению стереотипов, что и позволяет говорить о наличии открытого, новаторского творческого процесса".
 
Отдельно Троянович высказалась за расширение состава жюри: "Сейчас работало три состава жюри по 11–13 человек в каждом – это примерно 35 человек. И все участвовали в просмотрах спектаклей! Значит, этот численный состав зарекомендовал себя положительно". Для улучшения работы жюри она предложила добавить еще 15–20 представителей театров и молодежных объединений и объединить жюри: "Молодых должно быть больше. Театр сегодня меняется очень быстро, это ни хорошо, ни плохо, это – данность, и с ней надо считаться, а не оценивать критериями позавчерашней давности. В противном случае, результаты голосования, как и сама премия, девальвируются".
 

Спектакль "Над пропастью во ржи" Брестского академического театра драмы имени ленинского комсомола Беларуси. Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Спектакль "Над пропастью во ржи" Брестского академического театра драмы имени ленинского комсомола Беларуси. Фото: Сергей Балай, TUT.BY
 
 
Теги: Брест, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Общее недовольство вызвало то, что в номинации "Лучший спектакль музыкального театра" и "Лучший спектакль балета" оценивалось всего по одному спектаклю.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика