"Мастерская художника". Владимир Вольнов. Два дня рождения, икона с "ожогами" и деньги из кубышки. 21.by

"Мастерская художника". Владимир Вольнов. Два дня рождения, икона с "ожогами" и деньги из кубышки

03.02.2015 19:42 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Витебск - город художников, неофициальная культурная столица страны. Именно здесь рождаются многие тенденции в изобразительном искусстве. Но мало кто вхож в святая святых художника - его мастерскую. А ведь рабочее место может многое открыть в человеке, рассказать о его душе и творчестве. Премьера нового проекта витебской редакции TUT.BY состоялась в мастерской Владимира Вольнова.


Владимир Вольнов в своей мастерской. На подоконнике его скульптурный портрет - подарок витебского скульптора Валерия Могучего.

Владимир Вольнов - член Белорусского союза художников. Постоянный участник областных, республиканских и международных арт-проектов. Произведения художника есть в музее Берлинской стены, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Художественном музее Витебска, общественных и частных коллекциях в Беларуси, России, Германии, Франции, Польши, США, Израиля и других стран.
Мастерская Владимира - на девятом этаже дома № 75 возле Смоленского рынка. Это самое высокое здание в этом районе. Поэтому первым делом художник ведет нас на крышу - отсюда открывается прекрасная панорама Витебска. Жаль только, что день был серый: мало красок на фото.




- В хорошую погоду я иногда здесь работаю, - признается он.

Мастерская. Икона с "ожогами" и угольные самовары 

Мастерскую в этом доме Вольнов и трое его коллег получили в 1991 году. О комфорте художников позаботился тогдашний первый секретарь обкома партии Владимир Григорьев.

Сегодня аренда этого помещения обходится живописцу в 1 млн 200 тысяч рублей в месяц.




В мастерской много света и воздуха. Она довольно просторная - 48 квадратных метров, высота потолков - 5 метров. Со временем художнику стало тесновато, и тогда появился второй уровень. Лестницу наверх Владимир сделал сам.




Мы сидим на втором "этаже", чаевничаем.

- Самовары старые, работают на угольках. 15 минут - и 5 литров закипает! Я обычно кипячу воду на шишках, которые специально собираю в парке Мазурино. Можно затапливать и лучиной, но мне больше шишки нравятся, - рассказывает Владимир и подливает нам чайку.




- Долго обживали мастерскую?


- Многие годы. Наполнял ее дорогими сердцу вещами. Привозил их с Русского Севера, куда ездил в экспедиции еще в советское время. Ходил по деревням в Архангельской области. Чтобы люди не пугались меня, бородатого, признавался: "Я художник". Привозил оттуда утварь, старые документы, книги, иконы и т.д.

На чердаках и в чуланах пылились настоящие раритеты. Выброшенные, забытые, никому не нужные, они были обречены. Но оттертые от грязи, согретые любовью нового хозяина, они продолжают жить.

Над шкафчиком с самоварами - старые иконы. Одной из них - с ликом Спаса Нерукотворного - забили окошко в часовню. А на образ Николая Чудотворца ставили сковородки...

Особенно дороги художнику расписные сундучки и вот эти санки.




- Нашел в одном сарае. Вообще, они не простые, а масленичные. На таких молодежь каталась на Масленицу с горки. Парень сажал девушку к себе на колени, и неслись вниз!


Кубышка с "керенками" и другими старыми деньгами. Они так и хранились, в этом горшочке, в одном из заброшенных домов.

С гордостью художник показывает на витрину. За стеклом - когти медведя и кремневое ружье с расписным ложем, выпущенное в 1889 году. Ненамного "моложе" и зеленая прялка, которая и положила начало собирательству. На ней обозначен год, когда ее изготовили, - 1881-й.




В мастерской - богатая библиотека. Владимир вспоминает одну историю:

- Пятьдесят лет назад, уходя в армию, не сдал в библиотеку книгу "Письма к начинающему художнику". А в прошлом году нашел ее и решил вернуть. Но подумал: а что такое одна книга? И подарил городской библиотеке имени Горького 50 альбомов по искусству - по одному на каждый год своей "просрочки". Может, кому-то они откроют путь в творчество, как и мне когда-то. Ведь приобретаешь, когда даришь.

- Часто засиживаетесь в мастерской допозна?

- Обычно я тут бываю только днем. Нет необходимости здесь ночевать. Но если к выставке готовлюсь, то тогда, конечно, бываю допоздна. А дома я не работаю. Не дай Бог еще и там работать. Это место для отдыха, общения с семьей, чтения.

Жизнь. Дважды рожденный 

У Владимира - две даты рождения. Первую он точно не знает, но предположительно, это был 1940 год. А второе "рождение" произошло 10 июня 1944 года. В этот день его нашли советские солдаты - в окопе на передовой под Городком. На вид пацаненку было годика четыре.

В своей жизни он сменил две фамилии, два имени и два отчества:

- Мать расстреляли в 1943 году - как жену партизана. Нас со старшим братом Аликом определили к бабушке в Городокский район. Она умерла. Что было с нами дальше, неизвестно. Меня подобрали бойцы в окопе. А где Алик, не знаю до сих пор.

Когда меня принимали в комсомол, дали отчество Иванович. А когда получил паспорт, стал Николаевичем. Хотя отца, потом уже узнал, звали Иваном. Солдаты, которые меня нашли, дали фамилию - Вольный. А в детдоме в ней уже изменили окончание. Имя детское мое было Вилик, возможно, это Владислав. В детдоме стал Владимиром.





- До 10 лет я не умел смеяться: повлияли война и сиротская доля. За 14 лет сменил три детдома в разных городах России. А в этих учреждениях - жесткая иерархия. Попадаешь в другой коллектив, и нужно драться. Появлялся сильный покровитель. Но ему мы отдавали свои редкие гостинцы, - вспоминает Владимир.

Однажды меня хотела усыновить семейная пара. А я подумал: "Опять это испытание - драться? Нет уж!". Я не представлял, что такое семья, не понимал, что меня могла ожидать совсем новая жизнь. Тогда эти люди предложили усыновление другому мальчику. И вот они выходят из кабинета. В руках у мальчика подарки. Идут, и все трое смеются. Как же я плакал, когда понял, какое счастье шло ко мне в руки...

После детдома Вольнов поступил в техническое училище в Угличе, потом работал механиком на маслодельном заводе. Отслужил в армии. Окончил Харьковский художественно-промышленный институт, факультет дизайна.

Через областную газету в 1961 году нашел отца. Володя уже был юношей. И отец не мог сказать, сын это или нет - перед уходом в партизаны видел его совсем маленьким.

- Своим меня признал дед. Смотрел-смотрел и говорит: "Ты очень похож на Ивана, своего дядьку. Считаю, что ты - наш, но решай сам: родниться ли тебе с нами. Я подумал: раз принимают, то чего уж... Отец после войны снова женился, так у меня появилась новая семья. Жаль только, что Алика я не нашел...

Один американец как-то сказал про судьбу Вольнова: "Этот сюжет можно продать". Вот только зачастую жизнь - жестокий режиссер...


Художник вспоминает вернисаж, посвященный 1000-летию Витебска.

В Витебск Владимир приехал в 1974-м - в год, когда город праздновал свое тысячелетие.

- Хорошо помню, как это было. На площади Победы художникам отвели место под вернисаж. Мы разместили свои работы в сквере, на каменной стене. Об этом потом писали газеты и журналы.

Творчество. Обитель души

В мастерской - два стола. За одним художник размышляет, за вторым - работает. К мольберту прикреплена записка: "Не стройте маленьких планов. Они не обладают волшебным свойством волновать кровь. Николай Рерих".

В творчестве Владимира Вольнова - много войны, трагедии, боли, раздумий. И много красивого, величаво соборного Витебска. Это главные темы его произведений.

Картину "Возвращение ангела" Владимир написал в 90-е годы в двух вариантах. На первой картине ангел устало бредет по безлюдной улице к храму, а на второй за ним наблюдают люди.

- Это было время духовного подъема, возрождения. Я, как и много кто из витебской интеллигенции, состоял тогда в клубе любителей старины "Узгор'е". Мы были увлечены историей своего города и хотели возродить его культурный облик. Работали на раскопках храмов. Так, от Свято-Покровского собора на улице Ленина вывезли 50 машин мусора...

Нам казалось, что как только в город вернутся его храмы, люди изменятся, станут чище. Но этого не случилось, к сожалению. Сколько теперь храмов в Витебске! А люди пьют, матерятся… Строительство церквей не решает проблемы духовной деградации. Это мучительное дело каждого - каждый день строить храм в своей душе.



На переднем плане - работа "Муза города". "Эта картина появилась за 20 лет до того, как началась реконструкция Успенского собора", - говорит художник.

Художник признается: мастерская - это маленькая обитель его души, а Витебск - большая.

Вольнов трепетно относится не только к старым вещам, но и к старым деревьям, которые хотят спилить, старым домам, которые определяют под снос. Так появилась серия "Стертые черты лица",  посвященная Витебску, которого уже нет. К примеру, там есть работа, где изображены три дома на площади Свободы, снесенные в 1986 году.

Владимир Вольнов известен не только живописью, графикой, коллажами, но и своими глубокими инсталляциями. В композиции входят подлинные предметы, которые художник привез из северных экспедиций, нашел в белорусских деревнях. Это поношенные башмаки, платки, листки из старого молитвослова, письма, фотографии, газетные страницы... 


Инсталляция "Блеф", 1992 год.




- Без необходимых вещей я обойдусь, без ненужных - не могу. Вещь ведь сохраняет тепло рук своих хозяев. А старая обувь - это вообще для меня нечто трепетное. Я просто не смогу перерисовать ощущения, которые она передает. Поэтому решил делать инсталляции, показывать реальные вещи. Вообще, я мечтал стать историком. Наверное, это проявляется в моих композициях, отсюда их документальность, публицистичность, - объясняет художник.


Владимир Вольнов возле своей инсталляции на тему политического конфликта между Россией и Украиной. Выставка "Арт-сезон-2014" в Центре современного искусства.

Войну и Холокост в работах Владимира Вольнова много раз видели немцы. Его выставки проходили в Берлине, Нинбурге, Франкфурте-на-Одере, других городах Германии.

- Дружба с немцами началась после того, как один житель Штутгарта купил три мои работы. Прислал письмо: "Давай устроим твою выставку". Приехал на машине и помог перевезти работы. Потом были мои экспозиции в разных городах Германии. В этой стране я почувствовал, как никогда ранее, что закон и уважение к личности - первооснова демократического общества. И язык искусства понятен всем, а через него и душа каждого народа.  


Поразил крестьянин на одной из работ Вольнова - словно лик с иконы. "У меня спрашивают: "Это Христос?" Нет. Просто человек. Но каким удивительно прекрасным он становится, если в нем соединяется земное и духовное. К тому же крестьянство и христианство - от одного корня", – рассуждает собеседник.




- Вы успешный художник. Довольны собой и тем, что сделали? 

- Только время определит, кто ты. Есть работы, которые выдержали время. Смотришь на них и думаешь: да, вот это было сделано хорошо. А вообще, художник - это не профессия. Это смысл жизни.

Один немецкий критик написал о Вольнове, что он "не делает из своих картин дешевый рынок, а с ними представляет и дарит себя". Обычно люди любят делить, забирать, эгоистично присваивать, а вот отдавать себя другим умеют немногие. Это качество и покоряет в этом художнике и человеке больше всего.

Он рассуждает как романтик, как пророк, как проповедник и как дитя - одновременно:

- В это неспокойное и тяжкое время верится, что там, где ненависть, будет посеяна любовь, где обида - прощение, где раздор - союз, где сомнение - вера, где отчаяние - надежда, где тьма - там свет, где печаль - радость.
 
Теги: Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
У художника Владимира Вольнова - две даты рождения. Он сменил две фамилии, два имени и два отчества. Один американец сказал про его судьбу: "Этот сюжет можно продать".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика