Народный артист СССР, балетмейстер и хореограф с мировым именем Валентин Елизарьев после скандального ухода из Большого театра посвятил себя педагогике. Елизарьев — профессор Белорусской государственной академии музыки. Успехи учеников Елизарьева подтверждают мнение о том, что белорусская хореографическая и балетная школа по-прежнему дает результат.
Так, недавно на VII Международном фестивале-конкурсе сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, который состоялся в Грозном, белорусский дуэт Сергея Микеля и Елены Подольской завоевал Гран-при. Ребята выступали в номинации «Современный танец» с номерами «Амальгама» и «Потерянное и найденное».
В число призеров также вошла студентка Белорусского государственного университета культуры Сабина Мунасыпова.
(слева направо) Сабина Мунасыпова, Елена Подольская, Валентин Елизарьев, Сергей Микель
Всего в конкурсе приняли участие 96 участников из 7 стран. Награду победителям вручал лично глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.
— В этом конкурсе мы участвовали впервые, и принимали нас замечательно: сердечно, по-кавказски с широкой душой, взяли все расходы на себя. Оно, в общем, и понятно, откуда же у ребят-студентов деньги, чтобы ехать в Чечню? — рассказал в интервью Naviny.by наставник белорусской пары Валентин Елизарьев. — Хорошая организация — все закончилось в три дня, работа была с утра до ночи. Этот конкурс — для нас возможность показать свои новые работы. Наши победители — студенты. Сергей Микель учится на четвертом курсе Белорусской государственной академии музыки, Елена Подольская — на втором курсе факультета хореографии Белорусского государственного университета культуры.
— Кто принял решение отправить в Чечню Сергея и Елену?
— Микеля выбрал я, он мой ученик, один из самых перспективных студентов, очень талантливый парень, своего рода самородок. А он уже пригласил в партнерши свою подругу Елену Подольскую. Номера придумал сам Сергей, я выступил только как педагог. А Лена в его авторской работе выступила как иллюстратор — исполнительница его замысла.
«Амальгама» переводится на русский как «соединение», мне показалось это название для танца интересным. Месяца полтора-два мы эти номера готовили. Сам танец может быть поставлен очень быстро, но его нужно отработать, прочувствовать. Поэтому постоянно нужно репетировать, совершенствовать.
— Что в профессиональном плане дает ребятам эта победа?
— Хотя этот конкурс только развивается, набирает обороты и пока еще не очень известен, Гран-при в профессиональном плане прибавит Сергею уверенности в себе. Многие всю жизнь могут протанцевать в тени, а его уже заметили. Ну, и в материальном плане, поддержка для студента. Гран-при — это 100 000 российских рублей.
— Как вы оценивает белорусскую школу балета сегодня?
— Настоящие таланты в балете, к которым прикоснулся Бог, рождаются один на тысячу. Но белорусы очень способны к балету по телу и физическим возможностям, много перспективных ребят. В нашем хореографическом колледже подобралась очень дружная серьезная команда педагогов. Сама школа сейчас у нас весьма достойная. Другое дело, что способные студенты, оканчивая ее, приходят в театр, где никому не нужны, где мало с ними занимаются для раскрытия. Это мое личное впечатление.
— Давайте вспомним ваших учеников?
— Один из первых моих учеников Раду Поклитару очень известен в Европе. Он возглавляет «Киев-модерн балет». Ярко блеснула Наталия Фурман. Владимир Иванов, который долгое время возглавлял балет нашего Музыкального театра. Из студентов могу отметить, кроме Сергея Микеля, перспективных Юлию Мельничук, Константина Героника.
— Вы талантливый педагог и вас наверняка приглашают работать за границей?
— Приглашали в молодости, сейчас мне уже много лет. Да я и не стремлюсь никуда, мне здесь хорошо. Если бы захотел, то уехал бы уже давно. Однажды предлагали годовой контракт в Великобритании — возглавить Национальный английский балет. Я отказался ради Беларуси.
— Не жалеете?
— Иногда жалею. Но не корю себя. Я здесь, в нашем театре, смог реализоваться.
— Как вы живете сейчас, вне Большого театра?
— Любое искусство в истории развивается волнами, и, к сожалению, сейчас на гребне волны — чиновничество и дилетантство. Вот и новая дирекция Театра оперы и балета, которому я отдал 36 лет своей жизни, и Министерство культуры делают вид, что меня не существует. Хоть мне кажется, что какой-то вклад в искусство Беларуси я внес.
— Какой-то?! Белорусский балет стал известен на весь мир благодаря вам…
— Я сам так громко о себе говорить не могу. Как мне живется? Я активно продолжаю работать с молодежью, со студентами.