Эксперты в Год культуры о том, что нужно этой сфере и чем может помочь Минкульт. 21.by

Эксперты в Год культуры о том, что нужно этой сфере и чем может помочь Минкульт

23.01.2016 08:58 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В ближайшее время Министерство культуры обещало предъявить план мероприятий, посвященных Году культуры. TUT.BY обратился к специалистам в различных сферах культуры и составил альтернативный план инициатив, которые действительно были бы полезны для нашей культуры. Единственным условием для мечтаний о лучшей жизни были небольшие финансовые затраты на проекты от Министерства культуры и государства.

Снять или снизить показатели по планам, ввести льготы для спонсоров по примеру спорта, снизить аренду помещений и дать дорогу молодым — все специалисты, каждый в своей сфере, сходятся в одном, оговаривая нюансы.

По мнению экспертов, в Год культуры им помогло бы осознание особого статуса этой сферы — ведь она приносит дивиденды не сразу, а спустя время, но зато сторицей окупая вклад в нее. Для театра, кино, искусства единогласно просят дать молодым возможность творить свободно, без формирования идеологического заказа, а говорить своим языком о том, что их волнует, о реальности и проблемах общества, пусть даже тогда, когда правду будет неприятно слышать.

Кино: «Фильмы снимают, но через пять лет никто не помнит об их наличии»

Продюсер Юрий Игруша просит обратить внимание на молодое независимое кино, которое могло бы представлять Беларусь за рубежом. Хорошей площадкой для этого, по его мнению, мог бы стать белорусский павильон в Каннах. По его словам, российский павильон большое внимание уделяет поддержке молодого кино, а в нашем павильоне он не видел ни одного нового имени.

Существенной поддержкой для его развития, по мнению Игруши, было бы разделение молодого независимого и зрелого серьезного кино еще на этапе национальных конкурсов кинопроектов.

— Должна быть отдельная секция именно для молодого кино, которое не будет конкурировать со взрослым и с темами, которые выдвигаются в общем конкурсе. Темы для молодежи также должны быть другими. Для молодого кино надо выделить отдельный бюджет.


Кадр из фильма «Граф в апельсинах» молодого режиссера Влады Сеньковой. Фото из группы «Вконтакте»

Игруша считает, что при проведении конкурсов государству стоило бы расширить тематику и заказывать исторические фильмы и кино о деятелях культуры.

Продюсер также убежден, что в Беларуси нужно создать электронную энциклопедию независимого белорусского кино, в которую вошли бы и документальные фильмы:

— Их снимают, они выходят, но через пять лет о них забывают, и их уже невозможно нигде найти и никто уже не помнит о их наличии.

Сценарист Андрей Курейчик также говорит о поддержке независимого кино, в том числе о прокате с информационной поддержкой в государственных СМИ.

— Стимулируя независимое кинопроизводство, министерство ослабило бы нагрузку на белорусского налогоплательщика, а заодно и выполнило свою основную функцию — пропаганду национального искусства.

Среди других мер Курейчик предлагает объявить открытый конкурс сценариев и идей, причем среди школьников старших классов и студентов, чтобы привлечь в профессию новые кадры и не обращаться к специалистам со стороны.

Сценарист также считает, что надо освободить от налогообложения инвестиции в кино, театр и музеи:

— Ведь кроме бизнеса, кино — это еще и вклад в национальное искусство, культурное наследие, культурный слой нации. Облагать его теми же налогами, как продажу сапог или производство стеклопакетов, неправильно.

По мнению Курейчика, «Беларусьфильм» как студия, которая существует на деньги налогоплательщиков, должна предоставлять свои помещения, технику и возможности в аренду на льготных условиях для производителей белорусского независимого кино.

— Глубоко неправильно, что они с молодых ребят готовы брать столько же, сколько с россиян с их сериалами, — убежден Курейчик.

Художники: «Аренда мастерских в 10 раз выше квартирной» и «памятники Быкову и Витовту»

Председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница уже давно борется с завышенной арендной платой за художественные мастерские.

— Год культуры, які абвешчаны ў нашай краіне, можа стацца апошнім годам існавання творчых саюзаў. Узімку мы плацім за майстэрні 5−7 мільёнаў рублёў, за меншыя майстэрні — 3−4 мільёна. Саюз павінен заплаціць велізарную суму за ўсіх мастакоў у адзін дзень, а пасля выцягнуць гэтыя грошы з мастакоў. А, напрыклад, пенсіянеры не могуць заплаціць гэтыя грошы і вінныя нам па тры месяцы, таму што іх пенсія меншая за арэнду. У сакавіку нам могуць выставіць непад’ёмныя сумы, і мы патрапім на штрафы.

По словам Ситницы, в прошлом году отчисления на капитальный ремонт для художников увеличили в 10 раз, а для жильцов оставили прежней. Точно так же отопление в мастерской стоит в 10 раз дороже, чем в квартире в том же здании. Председатель Союза отмечает, что этот вопрос находится в ведении Министерства экономики, которое ссылается на закон о творческих союзах. По статусу их отнесли к бюджетным организациям (куда входят школы, больницы, детские сады — Прим. TUT.BY), но с тех пор все тарифы уравняли, а на бумагах мастерские приравнены к гаражным кооперативам.

Председатель БСХ говорит, что спасла бы Союз оплата мастерских по себестоимости, что все равно было бы в два раза меньше, чем сейчас. «Зараз жа кожны мастак, плацячы за сваё рабочае месца, даплочвае за тры-чатыры кватэры», — комментирует Ситница и добавляет, что в продолжение такой тенденции Союзу скоро не за что будет проводить выставки: «Выстава ў Палацы мастацтв каштуе 200−300 мільёнаў. А мы самі зарабляем на іх».


Открытие отчетной выставки в год 70-летия Академии искусств. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Год культуры, убежден Рыгор Ситница, красивым жестом было бы поставить памятник Витовту в Новогрудке, Василю Быкову, Рыгору Бородулину, мемориальные доски Гавриилу Ващенко, Арлену Кашкуревичу в Минске. «Калі мы хочам быць культурнымі, але не ўшаноўваем гэтых людзей, якія ж мы тады культурныя?».

Музыка: фестиваль джаза и единое налогообложение на все концерты

Фото: TUT.BY

Музыкальный критик Дмитрий Подберезский считает, что в Беларуси не хватает национального фестиваля белорусского джаза.

— У канцы 80-х такі правялі адзін раз, але потым не паўтаралі. А тады ўдзел прыняла 12 каманд. У суседніх краінах такія фествалі даўно праходзяць і даюць магчымасць пазнаёміцца з новымі музыкантамі. Калі ў Мінску практычна ўсё навідавоку, то тое, што адбываецца ў абласных цэнтрах, загадка. І няхай бы праводзіліся яны не кожны год, але рэгулярна.

По мнению, Подберезского это стимулировало бы развитие джаза в стране. Открытый национальный фестиваль предусматривал бы участие и зарубежных исполнителей. «Такі фестіваль трэба праводзіць цягам двух-трох дзён, сумяшчаюцы са сустрэчамі музыкаў і нефармальным граннем. Нешта падобнае адбываецца на фестывалі Jazz Time у Салігорску, але гэты фестываль для выканаўцаў да 18 гадоў».

Фото: Анны Ивановой

Директор концертного агентства «Атом Интертеймент» Андрей Алексеев, которое привозило в Минск Depeche Mode, Linkin Park и другие знаковые группы, а также организовал фестиваль «МОСТ» и Global Gathering, рассказал, что в его сфере можно было бы отменить НДС с билетов на мелкие концерты в клубах.

— Мы должны платить налог с билетов, хотя не имеем никакого отношения к барам и выручке за напитки в этих заведениях. Мы платим аренду и за разрешение на проведение концертов. За билеты на больших площадках типа «Минск-Арены» мы не платим НДС. Я считаю, что для бизнеса правило должно быть одинаковым на всех площадках, чтобы люди спокойно могли заниматься любимым делом и платить налоги.


Выступление группы Depeche Mode в Минске

Театр: осмысление реальности, а не «культурное обслуживание населения»


Фото со страницы Владимира Галака в Facebook

Художественный руководитель Национального центра современных искусств Владимир Галак может сравнить положение дел у нас и за рубежом.

— Мне нравится, что там много малых независимых компаний, работающих в совершенно разных жанрах — от документального театра до аудиовизуального перформанса, а также огромное количество фестивалей — от маленьких междусобойчиков до больших и затратных. Для организации таких фестивалей нужна помощь по размещению приезжих артистов, а также немного рекламы самим мероприятиям. Здесь помогла бы поддержка меценатов, которая значительно бы увеличилась, если бы ввели льготы для спонсоров культуры по аналогии со спортивной деятельностью.

По его словам, такие малые формы благодаря своей мобильности и независимости делают культурный ландшафт ярким и никак не конкурируют с большими государственными театрами.

Владимир убежден, что сейчас опять настает время малых форм, но для их развития недостает небольших помещений для сценической работы.

— Зал на 50 мест, два световых прибора, черный кабинет, звук и проектор — это не потребует много средств и сил. Естественно, для таких мест нужно снижать аренду и стоимость коммунальных услуг. Такие коллективы не надо ставить в зависимость от плана по количеству постановок.


Форум уличных театров в Минске

Владимир считает, что нашему театральному пространству не хватает жанровой синтетичности. Он рад, что в последние 10 лет пошел сдвиг и начали исследовать различные виды театра, но в то же время отмечает, что это пока лишь неуверенные шаги. Чтобы был синтез эксперимента и традиции, по мнению Владимира, нужен заезжий специалист, который организовал бы, например, школу нового цирка. Но чтобы подобные инициативы дали ростки, понадобится лет пять. И еще около пяти лет, чтобы изменилось общественное сознание и появились приверженцы новых театральных жанров.

— Но ожидания и усилия с лихвой окупятся. Театр — это не только богатые декорации и пышные костюмы. Театр может быть везде, и не менее интересным, чем тот, к которому мы привыкли. Нужно просто шире раскрыть глаза.

Фото со страницы Александра Марченко в Fаcebook

Руководитель Центра белорусской драматургии Александр Марченко также отмечает, что у независимых театральных структур меньше контроля и самоцензуры, а во главу угла ставится осмысление реальности, а не «культурное обслуживание населения». Как деятель театра он солидарен с Владимиром Галаком и говорит о недостатке в Минске независимых театральных площадок.

— Министерство культуры могло бы объединить под одной крышей независимые театральные коллективы — выкупить или предоставить уже имеющееся на балансе здание.

Помимо этого Марченко обращает внимание, что средства, которые выделяются театрам на постановки, остались прежними, а цены давно выросли. По его словам, вопросы существования решаемы за счет привлечения спонсорских средств, и Министерство культуры активно подталкивает к этому госструктуры, «при этом забывая снять с театра план по показателям и дать больше свободы в художественных предпочтениях театра».

Галереи: «У Беларусі шмат цікавых людзей, якія застаюцца зусім нябачнымі з боку дзяржавы»

Фото: Виктора Ведень

Галерист Анна Чистосердова считает, что для тех, кто открывает культурный центр или галерею должны быть налоговые льготы. Пока налог галереи ничем не отличается от налога магазина, который продает одежду или продукты. По ее словам, за рубежом государство поддерживает частные инициативы, помогает с помещениями, предоставляя пустующие индустриальные здания.

— Нашу краіну за мяжой найчасцей прадстаўляюць творцы незалежнага культурнага поля. Але гэтыя заслугі застаюцца нябачнымі з боку дзяржавы. Было б здорава, каб у незалежных мастакоў з дзяржаўнымі ўстановамі было агульнае пачуццё важнасці той справы, якой мы ўсе займаемся, і з’явілася магчымасць разам абмяркоўваць гэтыя пытанні. Пакуль дыялогу няма, а было б добра, каб у Год культуры ён пачаўся.

Анна также выразила пожелание уходить от «советского» формата представления белорусского искусства за рубежом.

— Фальклорная культура і традыцыйнае мастацтва, канешне, павінна быць. Але нам не хапае маладых імёнаў, новых поглядаў і ўвагі да сучаснага мастацтва. У Беларусі шмат цікавых людзей, якія застаюцца зусім нябачнымі з боку дзяржавы, — дополняет Анна.

По ее словам, в Европе сегмент культуры финансируется за счет удержанных средств с налога от продажи алкогольной и табачной продукции.

— У нас жа ёсць латэрэі, а шмат у якіх краінах латэрайныя фонды падтрымліваюць культурныя праекты, — называет еще один возможный источник средств для культуры Анна.

Музеи: единый билет на «Ночь музеев» и объединение музейщиков

Фото с сайта kimpress.by

Директор Музея истории белорусской литературы Лидия Макаревич считает, что повысить посещаемость музеев и сформировать национальный бренд из личностей белорусских писателей поможет размещение на билбордах Минска и областных городов социальной рекламы с их портретами и цитатами.

— Так мы дадзім людзям магчымасць адкрыць для сябе Быкава, Багушэвіча, Багдановіча, чые філіялы музеяў у нас ёсць. Гэта была б не толькі рэклама музеяў, але і рэклама саміх пісьменнікаў. Напрыклад, выраз Багушэвіча «Не пакідайце мовы сваёй, каб не ўмерла» на білбордзе, працаваў бы і на Багушэвіча, і на мову, і на нас.

Фото со страницы Лины Медведевой в Facebook

Младший научный сотрудник Литературного музея Петруся Бровки Лина Медведева считает, что для музеев нужно убрать планы по посещаемости и доходам, которые ставит перед ними Министерство культуры. По ее словам, планы музеям только вредят, так как они работают не за прибыль, и у них непроизводительный труд. По ее мнению, гораздо полезнее для музейщиков было бы создание объединения для обмена опытом.

— Есть разделение на крупные и мелкие музеи, и в каждом музее своя политика. Если бы музейщики объединились, они бы не формулировали свои цели как «конкуренцию за посетителей». Есть белорусское отделение Международной организации музейщиков, но оно просто формальное. А надо, чтобы организация занималась обменом опытом и суммированием того, что сейчас творится в музейной сфере. А то недавно был семинар для музейщиков — из 20 человек почти никто не знал друг друга.


Интерьер музея Петруся Бровки

Объединение, по мнению Лины, помогло бы музеям бороться за возможность большего числа сотрудников ездить на научные конференции.

Она также предлагает сделать единые билеты на «Ночь музеев». Это стимулировало бы выбирать не один музей, а ходить по разным, в том числе небольшим.

Уличное искусство: лучше не мешать

Фото: Ольга Шукайло

Координатор проекта Urban Myths Олег Ларичев говорит, что ни на какую помощь от министерства не надеется, и ему «сложно придумать, чем нынешнее Министерство культуры вообще может помочь тем интересным культурным инициативам, которые есть в Беларуси». Однако он согласился помечтать и предложил ввести стипендию уличным художникам. По мнению Олега, для этого можно найти спонсора из коммерческих организаций, но чтобы министерство выступало гарантом и придавало статус инициативе. он также выступает за введение налоговых льгот для спонсоров, которые помогают культуре.

Но самой главной инициативой, которая не потребует никаких финансовых затрат, Олег Ларичев назвал кратко — не мешать.

— То есть фактически продолжать заниматься тем же, чем и теперь. Я не верю в то, что Минкульт может чем-то реально помочь стрит-арту, как и любому альтернативному или современному культурному течению или явлению. Скорее навредить.


Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Единственным условием для мечтаний о лучшей жизни было, чтобы предложения не требовали больших финансовых затрат от Министерства культуры и государства.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика