"Бежит министр информации...": на "Бард-рыбалку" едет автор бестселлеров, бард Александр Левин
10.04.2016 18:36
—
Новости Культуры
|
Московский поэт, бард и музыкант Александр Левин известен далеко за пределами круга любителей песенной поэзии. Внутри этого круга он автор ироничных и тонких поэтических текстов. Левин написал более 200 песен — в основном на свои стихи, а также на стихи Владимира Строчкова, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Юрия Гончарова и других поэтов. Выпустил три книги стихов: «Биомеханика», «Орфей необязательный» и песни «Песни неба и земли» и несколько компакт-дисков с песнями в собственной аранжировке: «Французский кролик», «Заводной зверинец», «Undergrund», «О птицах и рыбах», «Легок, но не легковесен». Вне его — автор популярных на территории бывшего Союза самоучителей работы на компьютере и ряда других книг по компьютерной тематике. Первый учебник Александра Левина «Самоучитель работы на компьютере» увидел свет в 1995 году, выдержал множество переизданий, вылечил тысячи людей от «компьютеробоязни» и, несомненно, помог вырасти целому поколению продвинутых «юзеров». Отзывы на его книги на страницах интернет-магазинов говорят сами за себя: «замечательная литература — написано легко, с юмором», «достаточно уметь читать — с помощью этой книжки быстро во всем разберешься». В последние выходные июля возможность встретиться с музыкантом и автором компьютерных учебников для «чайников и не только» будет у гостей «Мне не нравилось правильно ударять по клавишам!»— Александр, как случилось, что технарь по профессии занялся литературным трудом и музыкой? — Мне еще в дошкольном возрасте музыка нравилась. Иногда меня приводили к тетке в гости и оставляли на целый день один на один с проигрывателем и пластинками. Там была Пятая симфония Бетховена, концерты Вивальди, Бах, Моцарт… Вот и развлекался, как мог… Так что красивые мелодии полюбил с детства. А потом добавились пластинки советских рок-групп, «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», песни «Битлз» — и далее в том же духе. Я по образованию инженер-системотехник, но музыку стал писать лет с четырнадцати, а стихи с двадцати, так что все это со мной всю сознательную жизнь. Сначала меня пытались учить игре на фортепьяно, потом я отказался и стал играть сам (с одиннадцати лет), а там и пошло… — Между детским «не хочу играть на пианино» и собственными музыкальными композициями и аранжировками — огромная пропасть. Что было в промежутке? — Начал учиться игре на фортепьяно во втором-третьем классе, занимался с учительницей. Не нравилось мне поднимать руку вверх и плавно опускать вниз, ударяя по клавише правильным-правильным образом! Никакой музыки в этом не было, одна нудная тренировка. Да еще в третьем классе моя группа продленного дня в кино ходила в то же самое время, когда у меня были занятия с педагогом. Вот и бросил. А потом мама меня научила играть «Цыганочку» — единственное, что сама умела. По этой «Цыганочке» я понял устройство аккордов (как мне потом сообщили, они назывались «тоника», «доминанта», «септаккорд»). Потом сам нашел мажорные аккорды, научился подбирать мелодии и сопровождать их аккомпанементом. Помню, что первой подобранной композицией была песня «Яблочко». Ну и поехало… На фортепиано играл ежедневно, лет до двадцати-двадцати двух подбирал чужое, потом стал придумывать свое. В восьмом классе школьный приятель научил меня нескольким аккордам на гитаре, дальше я уже сам — представляя себе, как устроены аккорды на фортепьяно. — Что представляли собой первые музыкальные сочинения? — Помню, самое первое сочиненное мной произведение оказалось… не моим. Запало в голову что-то чужое, потом вылезло, не представившись… Я гордо сыграл гостям свое сочинение, но одна образованная в музыкальном отношении родственница узнала первоисточник и всем о нем сообщила. Но остановить меня ей не удалось. Продолжал придумывать мелодии и целые композиции, только повнимательнее стал относиться к тому, я ли это придумал или просто ветром надуло… Просто сидел за пианино, играл, что придет в голову, и вдруг понимал, что из-под пальцев вышло что-то такое, чего раньше не было. Иногда получались просто мелодии, иногда целые музыкальные пьесы, а там и песни пошли. Я их сначала пел на таком «как бы английском» языке — не на настоящем английском, а с использованием той кучи малопонятных фраз и их кусков, которые роились у меня в голове после прослушивания «Битлов», «Джетро Талл», «Пинк Флойда» и других популярных рок-групп. А с 20 лет уже стал и русские тексты придумывать. Точнее, наоборот: начал писать стихи и принялся учиться придумывать к ним музыку — так, чтобы не изуродовать, а наоборот усилить музыкой текст. Для «чистого» музыканта, кстати, задача часто невыполнимая или выполнимая с трудом. Пришлось учиться как бы с нуля. — Почему же, увлекаясь музыкой и стихами, вы поступили в технический вуз? — А куда было поступать? В музыкальное училище меня бы никто не взял: я не играл по нотам. Сам мог ноты писать, собственные композиции, иной раз довольно мудреные, записывать умел, а чужое не играл. Да и техники не наработал, потому как неинтересно было. В литинститут было не попасть — блатное место, да и стихи-то я начал писать только на третьем курсе института. С седьмого класса посещал математический кружок при МГУ, даже занял второе место на городской математической олимпиаде. Но к чистой математике не тянуло, интереснее казалось про вычислительные машины. Потому и пошел на факультет ЭВМ в МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения). Там впервые вылез со своими песнями на конкурсе авторской песни (в первый раз даже не с гитарой, а на фортепиано). Что-то завоевал, и меня отправили прямиком в среду поэтов и бардов. Попал в одну теплую компанию, где все друг другу указывали на слабые рифмы, литературные штампы и некорректные заимствования. Вот такая у меня была школа творческого мастерства. Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
«Мы собирались страшно разбогатеть, издавая фантастику. Не вышло»— Почему через несколько лет круто изменили сферу профессиональной деятельности? Какие обстоятельства к этому подтолкнули? — После окончания института (в 1979 году) проработал по специальности 10 лет, дослужился до ведущего инженера. А в перестройку, в 1990 году, по приглашению одного друга ушел в его вновь созданное издательство. Мы собирались страшно разбогатеть, издавая переводы фантастики. Правда, ничего у нас не вышло, не умели мы богатеть. Зато в издательстве освоил персональный компьютер, научился работать с текстами, версткой. Потом издательство кануло известно куда. Перешел в небольшое пресс-агентство, стал редактором отдела культуры, редактировал статьи, правил стиль… А в 94-м по настоятельным советам друзей написал «Самоучитель работы на компьютере», который с большим трудом удалось пристроить в издательство — никто не брал, а он таки выстрелил… Следующие двадцать лет занимался уже написанием самоучителей (пресс-агентство к концу 90-х тоже накрылось, так что книжки стались основным средством заработка). — Сколько всего книг по компьютерам вы написали? — Честно говоря, уже сбился со счета. Дело в том, что некоторые книги многократно переиздавались (до 12−14 раз), причем каждое новое издание требовало серьезной переработки, добавления одного материала, удаления другого… Вышла очередная версия Windows или Office — надо ее добавлять в книжку. А что со старыми делать? Убирать или тоже оставлять, но как-то сократив, объединив?.. Иногда переработки были настолько серьезными, что приходилось менять название книги, чтобы не вводить читателя в заблуждение. — У вас такой широкий диапазон тем: и создание сайтов, и компьютерная графика, и Excel… — Писал о том, что самому было интересно и что я считал полезным. Иногда тему предлагал издатель (как было с книжкой про создание сайтов на системе WordPress), тогда я принимался осваивать новую для себя область компьютерной техники и пытался понять, как правильно и наиболее доступно это все изложить. А это всегда интересный, творческий процесс. Как раз под книжку «Создаем сайт быстро и качественно» разбирался с ВордПрессом, все делал своими руками, о чем в книжке написал, и тут же продемонстрировал читателям, что из этого вышло — на специально созданном учебном сайте. «Эпоха компьютерного ликбеза прошла…»— Вот по вашему собственному сайту сразу видно, что у вас системное образование: главная страничка оформлена как интеллект-карта — наспех набросанная схема на тетрадном листочке в клеточку. Признайтесь, вы это нарочно? — Нет, что вы! Я когда ехал в гости к другу, который, в отличие от меня, умеет рисовать и вызвался сделать мне дизайн сайта, накарябал в блокнотике блок-схему этого сайта, чтобы он лучше понимал, какие там разделы должны быть. Он посмотрел на мои кривые курицелапые изображения и сказал: вот это и возьмем за основу! Отсканировал и поместил на главную страницу… В общем, творчески подошел. — Ваша первая книга-самоучитель вышла в 1995 году. За минувшие двадцать лет пользователи стали умнее, смелее, безусловно, «продвинутее» во многих отношениях. Это как-то повлияло на стиль изложения и на выбор тем для самоучителей? — Эпоха ликбеза, которым я занимался, прошла. Выросло поколение людей, знакомых с компьютерами и смартфонами с раннего детства. Им самоучители не нужны, разве что учебники языков программирования или справочные руководства по сложным информационным системам. Остается еще некоторое количество людей старшего возраста, которые не освоились с компьютерной премудростью. Для них обычные компьютерные книжки сложноваты, обилие деталей и настроек их не радует, а скорее огорчает. В издательстве посчитали, что как раз эта категория читателей обделена самоучителями. Для них я написал несколько книжек из серии «Для людей старшего возраста» — просто, без лишних деталей и ненужных подробностей. Во всех моих книгах указан мой электронный адрес, поэтому есть обратная связь с читателями, и она меня часто радует. Кто-то просит помочь в решении компьютерной проблемы — чем могу, помогаю. Кто-то рассказывает, как в конце 90-х по моей книжке выучился работать на компьютере и сейчас работает айтишником… — Учебники учебниками, но собственное творчество в иерархии ценностей всегда занимает более высокую ступеньку. Сочинение своих стихов и песен — по-прежнему самое главное? — Когда они пишутся — главное. Когда не пишутся — главная проблема. Но управлять процессом невозможно: пишется, когда пишется, а не тогда, когда думаешь: «А не написать ли мне что-нибудь гениальное?». Есть еще семья — жена, дети, пятеро внуков. И это тоже очень-очень важно. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Московский поэт, бард и музыкант Александр Левин известен далеко за пределами круга любителей песенной поэзии. Внутри этого круга он автор ироничных текстов:...
|
|