"Бежит министр информации...": на "Бард-рыбалку" едет автор бестселлеров, бард Александр Левин
10.04.2016 18:36
—
Новости Культуры
|
Московский поэт, бард и музыкант Александр Левин известен далеко за пределами круга любителей песенной поэзии. Внутри этого круга он автор ироничных и тонких поэтических текстов. ![]() Левин написал более 200 песен — в основном на свои стихи, а также на стихи Владимира Строчкова, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Юрия Гончарова и других поэтов. Выпустил три книги стихов: «Биомеханика», «Орфей необязательный» и песни «Песни неба и земли» и несколько компакт-дисков с песнями в собственной аранжировке: «Французский кролик», «Заводной зверинец», «Undergrund», «О птицах и рыбах», «Легок, но не легковесен». Вне его — автор популярных на территории бывшего Союза самоучителей работы на компьютере и ряда других книг по компьютерной тематике. Первый учебник Александра Левина «Самоучитель работы на компьютере» увидел свет в 1995 году, выдержал множество переизданий, вылечил тысячи людей от «компьютеробоязни» и, несомненно, помог вырасти целому поколению продвинутых «юзеров». Отзывы на его книги на страницах интернет-магазинов говорят сами за себя: «замечательная литература — написано легко, с юмором», «достаточно уметь читать — с помощью этой книжки быстро во всем разберешься». В последние выходные июля возможность встретиться с музыкантом и автором компьютерных учебников для «чайников и не только» будет у гостей «Мне не нравилось правильно ударять по клавишам!»— Александр, как случилось, что технарь по профессии занялся литературным трудом и музыкой? — Мне еще в дошкольном возрасте музыка нравилась. Иногда меня приводили к тетке в гости и оставляли на целый день один на один с проигрывателем и пластинками. Там была Пятая симфония Бетховена, концерты Вивальди, Бах, Моцарт… Вот и развлекался, как мог… Так что красивые мелодии полюбил с детства. А потом добавились пластинки советских рок-групп, «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», песни «Битлз» — и далее в том же духе. Я по образованию инженер-системотехник, но музыку стал писать лет с четырнадцати, а стихи с двадцати, так что все это со мной всю сознательную жизнь. Сначала меня пытались учить игре на фортепьяно, потом я отказался и стал играть сам (с одиннадцати лет), а там и пошло… — Между детским «не хочу играть на пианино» и собственными музыкальными композициями и аранжировками — огромная пропасть. Что было в промежутке? — Начал учиться игре на фортепьяно во втором-третьем классе, занимался с учительницей. Не нравилось мне поднимать руку вверх и плавно опускать вниз, ударяя по клавише правильным-правильным образом! Никакой музыки в этом не было, одна нудная тренировка. Да еще в третьем классе моя группа продленного дня в кино ходила в то же самое время, когда у меня были занятия с педагогом. Вот и бросил. А потом мама меня научила играть «Цыганочку» — единственное, что сама умела. По этой «Цыганочке» я понял устройство аккордов (как мне потом сообщили, они назывались «тоника», «доминанта», «септаккорд»). Потом сам нашел мажорные аккорды, научился подбирать мелодии и сопровождать их аккомпанементом. Помню, что первой подобранной композицией была песня «Яблочко». Ну и поехало… На фортепиано играл ежедневно, лет до двадцати-двадцати двух подбирал чужое, потом стал придумывать свое. В восьмом классе школьный приятель научил меня нескольким аккордам на гитаре, дальше я уже сам — представляя себе, как устроены аккорды на фортепьяно. — Что представляли собой первые музыкальные сочинения? — Помню, самое первое сочиненное мной произведение оказалось… не моим. Запало в голову что-то чужое, потом вылезло, не представившись… Я гордо сыграл гостям свое сочинение, но одна образованная в музыкальном отношении родственница узнала первоисточник и всем о нем сообщила. Но остановить меня ей не удалось. Продолжал придумывать мелодии и целые композиции, только повнимательнее стал относиться к тому, я ли это придумал или просто ветром надуло… Просто сидел за пианино, играл, что придет в голову, и вдруг понимал, что из-под пальцев вышло что-то такое, чего раньше не было. Иногда получались просто мелодии, иногда целые музыкальные пьесы, а там и песни пошли. Я их сначала пел на таком «как бы английском» языке — не на настоящем английском, а с использованием той кучи малопонятных фраз и их кусков, которые роились у меня в голове после прослушивания «Битлов», «Джетро Талл», «Пинк Флойда» и других популярных рок-групп. А с 20 лет уже стал и русские тексты придумывать. Точнее, наоборот: начал писать стихи и принялся учиться придумывать к ним музыку — так, чтобы не изуродовать, а наоборот усилить музыкой текст. Для «чистого» музыканта, кстати, задача часто невыполнимая или выполнимая с трудом. Пришлось учиться как бы с нуля. — Почему же, увлекаясь музыкой и стихами, вы поступили в технический вуз? — А куда было поступать? В музыкальное училище меня бы никто не взял: я не играл по нотам. Сам мог ноты писать, собственные композиции, иной раз довольно мудреные, записывать умел, а чужое не играл. Да и техники не наработал, потому как неинтересно было. В литинститут было не попасть — блатное место, да и стихи-то я начал писать только на третьем курсе института. С седьмого класса посещал математический кружок при МГУ, даже занял второе место на городской математической олимпиаде. Но к чистой математике не тянуло, интереснее казалось про вычислительные машины. Потому и пошел на факультет ЭВМ в МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения). Там впервые вылез со своими песнями на конкурсе авторской песни (в первый раз даже не с гитарой, а на фортепиано). Что-то завоевал, и меня отправили прямиком в среду поэтов и бардов. Попал в одну теплую компанию, где все друг другу указывали на слабые рифмы, литературные штампы и некорректные заимствования. Вот такая у меня была школа творческого мастерства. Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
![]() «Мы собирались страшно разбогатеть, издавая фантастику. Не вышло»— Почему через несколько лет круто изменили сферу профессиональной деятельности? Какие обстоятельства к этому подтолкнули? — После окончания института (в 1979 году) проработал по специальности 10 лет, дослужился до ведущего инженера. А в перестройку, в 1990 году, по приглашению одного друга ушел в его вновь созданное издательство. Мы собирались страшно разбогатеть, издавая переводы фантастики. Правда, ничего у нас не вышло, не умели мы богатеть. Зато в издательстве освоил персональный компьютер, научился работать с текстами, версткой. Потом издательство кануло известно куда. Перешел в небольшое пресс-агентство, стал редактором отдела культуры, редактировал статьи, правил стиль… А в 94-м по настоятельным советам друзей написал «Самоучитель работы на компьютере», который с большим трудом удалось пристроить в издательство — никто не брал, а он таки выстрелил… Следующие двадцать лет занимался уже написанием самоучителей (пресс-агентство к концу 90-х тоже накрылось, так что книжки стались основным средством заработка). — Сколько всего книг по компьютерам вы написали? — Честно говоря, уже сбился со счета. Дело в том, что некоторые книги многократно переиздавались (до 12−14 раз), причем каждое новое издание требовало серьезной переработки, добавления одного материала, удаления другого… Вышла очередная версия Windows или Office — надо ее добавлять в книжку. А что со старыми делать? Убирать или тоже оставлять, но как-то сократив, объединив?.. Иногда переработки были настолько серьезными, что приходилось менять название книги, чтобы не вводить читателя в заблуждение. — У вас такой широкий диапазон тем: и создание сайтов, и компьютерная графика, и Excel… — Писал о том, что самому было интересно и что я считал полезным. Иногда тему предлагал издатель (как было с книжкой про создание сайтов на системе WordPress), тогда я принимался осваивать новую для себя область компьютерной техники и пытался понять, как правильно и наиболее доступно это все изложить. А это всегда интересный, творческий процесс. Как раз под книжку «Создаем сайт быстро и качественно» разбирался с ВордПрессом, все делал своими руками, о чем в книжке написал, и тут же продемонстрировал читателям, что из этого вышло — на специально созданном учебном сайте. «Эпоха компьютерного ликбеза прошла…»— Вот по вашему собственному сайту сразу видно, что у вас системное образование: главная страничка оформлена как интеллект-карта — наспех набросанная схема на тетрадном листочке в клеточку. Признайтесь, вы это нарочно? — Нет, что вы! Я когда ехал в гости к другу, который, в отличие от меня, умеет рисовать и вызвался сделать мне дизайн сайта, накарябал в блокнотике блок-схему этого сайта, чтобы он лучше понимал, какие там разделы должны быть. Он посмотрел на мои кривые курицелапые изображения и сказал: вот это и возьмем за основу! Отсканировал и поместил на главную страницу… В общем, творчески подошел. — Ваша первая книга-самоучитель вышла в 1995 году. За минувшие двадцать лет пользователи стали умнее, смелее, безусловно, «продвинутее» во многих отношениях. Это как-то повлияло на стиль изложения и на выбор тем для самоучителей? — Эпоха ликбеза, которым я занимался, прошла. Выросло поколение людей, знакомых с компьютерами и смартфонами с раннего детства. Им самоучители не нужны, разве что учебники языков программирования или справочные руководства по сложным информационным системам. Остается еще некоторое количество людей старшего возраста, которые не освоились с компьютерной премудростью. Для них обычные компьютерные книжки сложноваты, обилие деталей и настроек их не радует, а скорее огорчает. В издательстве посчитали, что как раз эта категория читателей обделена самоучителями. Для них я написал несколько книжек из серии «Для людей старшего возраста» — просто, без лишних деталей и ненужных подробностей. Во всех моих книгах указан мой электронный адрес, поэтому есть обратная связь с читателями, и она меня часто радует. Кто-то просит помочь в решении компьютерной проблемы — чем могу, помогаю. Кто-то рассказывает, как в конце 90-х по моей книжке выучился работать на компьютере и сейчас работает айтишником… — Учебники учебниками, но собственное творчество в иерархии ценностей всегда занимает более высокую ступеньку. Сочинение своих стихов и песен — по-прежнему самое главное? — Когда они пишутся — главное. Когда не пишутся — главная проблема. Но управлять процессом невозможно: пишется, когда пишется, а не тогда, когда думаешь: «А не написать ли мне что-нибудь гениальное?». Есть еще семья — жена, дети, пятеро внуков. И это тоже очень-очень важно. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Московский поэт, бард и музыкант Александр Левин известен далеко за пределами круга любителей песенной поэзии. Внутри этого круга он автор ироничных текстов:... |
|