Особенности национальной фотоохоты - от фотографа Сергея Плыткевича. 21.by

Особенности национальной фотоохоты - от фотографа Сергея Плыткевича

17.06.2016 11:30 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

20 июня на портале TUT.BY откроется первый этап открытого голосования в рамках фотопроекта "Р9 как переосмысление мобильной фотографии". Пять известных белорусских фотографов, участников проекта, представят свои фотоработы, снятые на камеру смартфона Huawei P9. Подробности уже совсем скоро. Сегодня рады познакомить с Сергеем Плыткевичем, одним из самых известных фотоохотников, работающим в жанре "Природа".


ИМЯ

Сергей Плыткевич

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Фотография в жанре "Природа"

ДОСТИЖЕНИЯ

Работал корреспондентом, политическим обозревателем, заведующим отделом иллюстраций в газетах "Беларускі універсітэт", "Чырвоная змена", "Праца", "Народная газета"

Сотрудничал с белорусской службой "Радыё Свабода" и различными зарубежными СМИ

1994 год - основал с друзьями газету "Туризм и отдых" и долгие годы был ее редактором.

2003 год - создал краеведческое издательство "Рифтур", был его директором.

В настоящее время Сергей Плыткевич является директором Международного фонда поддержки дикой природы "Красный бор", единственной некоммерческой организацией на территории постсоветского пространства, которая имеет свое представительство в Австрийской Республике.

Автор фотоальбомов "Мая Беларусь", "Белорусская экзотыка", "Нечаканая Беларусь", "Дикая жизнь в центре Европы", "Планета Беларусь", "Сердце Беларуси - минщина", "Ад Полацка пачаўся свет" и снимков для многих путеводителей.

- Сергей, расскажите об особенностях жанра "Природа". Мне кажется, это довольно сложное направление в фотографии, учитывая диких "моделей"…

- Жанр "Природа" достаточно многогранен. К нему относится и пейзажная фотография, и фотоохота, и фотоанималистика. В последнее время, правда, слова "фотоохота" не очень популярно, мы даже свой "Белорусский клуб фотоохотников" переименовали в "Клуб фотографов дикой природы". Но в любом случае, каким бы ты направлением не занимался, главным остается то, что съемка производится чаще всего в дикой природе. Понятно, что любой пейзаж - и в городском парке, и в таежных дебрях - сделать гораздо проще, чем сфотографировать диких животных. При пейзажной фотографии требования к технике и опыту фотографа гораздо меньшие, чем при съемке животных. Есть у тебя талант, есть свое видение, то ты спокойно можешь сделать самый неожиданный кадр. Разумеется, очень многое зависит от объекта съемки. В красивых местах - скажем, в той же Исландии или на озере Курганистое в заказнике "Ельня" - любому человеку с камерой в руках удастся сделать шедевр. Потому что этот шедевр создала природа, а человек сумел туда добраться и запечатлеть его на пленку. А вот при съемке диких животных нужна соответствующая техника и знания. Или помощь профессионалов, которые могут эту фотосъемку организовать. Поэтому вам сначала нужно определиться, что вы хотите снимать, а потом уже думать, как это осуществить.



- Как Вам удается снимать такие невероятные кадры из жизни животных?

- Дело опыта и техники. (смеется) Животные - как люди, у каждого из них свой характер и своя манера поведения. Но есть еще кое-что очень важное: их отношение к людям зависит от того, как люди относятся к ним. Например, в Беларуси к серому или любому другому гусю нельзя подойти ближе, чем метров на двести. А в Литве их можно фотографировать из окна автомобиля. В Беларуси косуля чаще всего сразу сорвется с места, как увидит автомобиль, а в Польше, Чехии, Словакии их можно спокойно фотографировать. А все потому, что в нашей стране на этих зверей и птиц ведется интенсивная охота.

Есть в Беларуси и такие места, где животные ведут себя менее настороженно, и их легче всего фотографировать. Например, для фотосъемки лосей надо ехать в Браславский район, а чтобы запечатлеть благородных оленей, лучше всего съездить в охотхозяйство "Красный бор".

Но, правда, в каждом случае нужно знать места и пору года, когда животных и птиц легче фотографировать. Так, лосей и оленей лучше всего фотографировать в сентябре во время гона. А глухарей в апреле во время тока. Но нужно знать, где находится этот ток, на току оборудовать засидку или установить палатку и, чтобы добиться результата, даже переночевать в этой палатке. Сразу скажу, что часто даже при соблюдении всех этих условий результат может быть нулевым. Так как еще есть как состояние погоды - в дождь и ветер те же глухари не токуют, так и миллион всяких случайностей. Рысь, например, зайдет на ток и распугает всех глухарей. Или охотник какой-нибудь окажется рядом…




- Кто из животных или птиц может похвастаться своей фотогеничностью?

- Тут, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Одним нравятся блондинки, другим - брюнетки, но наверняка для всех наиболее желанны те, которые труднее всего даются. (улыбается) Так и с фотоохотой. Если животное легко сфотографировать, то его просто снимаешь и все. А вот если оно недосягаемо, то и привлекает гораздо больше. Среди белорусских животных для меня такой особенной является рысь.

- Сергей, поделитесь, пожалуйста, опытом, как словить в объектив животное в дикой природе?

- Гораздо легче сделать снимок животного не в дикой природе. Те же птицы совершенно по-разному ведут себя где-нибудь на озере и на городском пруду. Поэтому, если есть желание фотографировать диких животных, надо начать с ближайших мест или совместить фотосъемку с возможными поездками. Например, я в Вене сделал свои лучшие снимки серых цаплей и бакланов, а лысуху снял в Поставах. Просто эти птицы уже привыкли к людям и подпускают гораздо ближе. Но в любом случае пытаться снимать диких животных без длиннофокусных объективов бесполезно. Поэтому начинать надо с объектива. Дальше можно пытаться выезжать на природу самому, но лучше постараться присоединиться к тем, у кого уже есть хоть какой-то опыт. Если же определенный опыт уже наработан, то необходимо найти те места, где животных больше всего. В Беларуси такие есть. По каким-то критериям мы гораздо круче и Литвы, и Польши. И к нам даже на фотоохоту приезжают фотографы из этих стран.

- Поддается ли этот жанр фотографии для съемки на мобильный телефон?

- Фотоохота в прямом смысле нет. А вот макросъемка и пейзажная фотосъемка вполне. Честно говоря, я даже был приятно удивлен тем изображением, который давал мой Р9. Самый главный плюс смарфтона в принципе - его удобный размер и возможность мгновенно выйти в интернет. Что до Р9 - в нем, я так понимаю, разработчики рассчитывали на такую целевую аудиторию, как фотографы и продвинутых путешественников, у которых есть постоянное желание фотографировать и делиться увиденным. Мне кажется, это весьма перспективный подход.


- Как фотографировать природные явления на мобильный телефон? Какие настройки камеры смартфона следует учитывать?

- К сожалению, я очень плохой технарь, я умею только нажимать на кнопку фотоаппарата. Разумеется, я знаю азы фотосъемки, прекрасно понимаю, как повлияет изменение диафрагмы на глубину резкости, с какой выдержкой надо снимать во время движения и многие другие детали. Но к новой технике я всегда отношусь настороженно. И новый смартфон - не исключение. До Huawei Р9 я никогда не снимал на телефон. Телефон для меня вообще не существовал как фотоаппарат. После экспедиции в Карелию и Заполярье мое мнение изменилось. Теперь я знаю, что и смартфоном можно делать вполне приличные кадры. Но опять же - с минимальным погружением в технику. Моя задача - увидеть кадр и нажать на кнопку, выбрав при этом ракурс, учтя освещение, скомпоновав кадр. А все остальное делает совершенная техника. Поэтому особых советов я дать не могу. Тому, кто владеет темой, они не нужны.



- Хорошо. В таком случае поделитесь своими правилами фотоохоты

Первое и самое главное правило природного фотографа - не навреди!

Дело в том, что мир дикой природы очень жесток, там постоянно идет борьба за выживание. И вмешательство человека в эту жизнь очень часто приводит к трагическим последствиям. Допустим, вы идете по лугу, обнаружили гнездо какой-то птицы, фотографируете его, а за вами наблюдают вороны или по вашему следу идет лиса. И этому гнезду написан смертный приговор. Еще опаснее фотографировать птиц у гнезд. Конечно, материнский инстинкт заставляет их приблизиться, но это очень опасно. Поэтому такой фотосъемкой лучше не злоупотреблять.

Второе - всегда нужно учитывать особенности поведения животных в разное время года. Я уже говорил, что легче всего фотографировать лосей и оленей во время гона. В принципе, это правило относится и ко всем остальным животным. Например, самых разных птиц во время брачного периода очень легко подозвать их же песней. Сейчас не проблема найти записи голосов разных птиц и включать их при необходимости.

Третье - знание мест, где тех или иных животных больше всего. Иногда бывает проще съездить и сфотографировать их в соседней стране, чем тратить время и деньги в нашей.

Четвертое - в разное время года есть возможность фотографировать разных животных. И эти возможности нужно знать. То есть мы опять возвращаемся к тому, что человек, которому интересна фотоохота, должен или сам изучить все эти премудрости, или пользоваться услугами профессионалов.

Но в любом случае могу сказать, что любая фотоохота гораздо интереснее и сложнее, чем обычная охота. И после нее, в отличие от обычной охоты, остается творческий продукт, которым можно поделиться с миллионами зрителей.

huawei.by

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
20 июня на портале TUT.BY откроется первый этап открытого голосования в рамках фотопроекта "Р9 как переосмысление мобильной фотографии".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика