Юрий Энтин о "Бременских музыкантах" и о том, почему "Песняры" не спели в знаменитом мультфильме. 21.by

Юрий Энтин о "Бременских музыкантах" и о том, почему "Песняры" не спели в знаменитом мультфильме

02.07.2016 13:12 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В Минске прошла премьера современного мюзикла «Голубой щенок» по мотивам одноименного мультфильма, музыку и слова к которому специально для белорусского театра написали поэт Юрий Энтин и композитор Геннадий Гладков. На первый спектакль приехал и сам автор, сочинивший «Чунга-Чанга», «Антошка», «Я — Водяной», «Расскажи, Снегурочка, где была», «Лесной олень», «Песенку о лете», «Буратино» и множество других песен, которые знает наизусть несколько поколений детей постсоветских стран. TUT.BY встретился с классиком детской поэзии и узнал, как после поездки в Беларусь Энтин бросил курить и почему голос Мулявина так и не зазвучал в «Бременских музыкантах».


«Я долго думал, чем заменить нехорошее слово, и придумал: „на теле у слона“».

— У меня есть визитная карточка — это «Бременские музыканты». Как бы я ни уверял, что не люблю это произведение, — мне никто не поверит. С него все началось, — рассказывает Юрий Энтин.

Мультфильм был настолько популярным, что спустя два года после премьерного показа тираж выпущенных пластинок достиг 28 миллионов. Энтин вспоминает, как однажды ему на почту пришло письмо. Женщина писала, что поэту не нужно больше ничего сочинять, так как лучше «Бременских музыкантов» он написать ничего не сможет. Поклонница также рекомендовала Юрию Сергеевичу обратиться в правительство, чтобы ему назначили хорошую пенсию и он мог больше не работать.

На саму премьеру первой части мультфильма в московский кинотеатр «Баррикады» автор с супругой не смогли попасть. В зале не было ни одного свободного места, и как Энтин ни пытался доказать, что он автор, ему отказали. Поэт говорит, что был очень зол, но спустя 15 минут начал гордиться, что не попал на премьеру собственной работы.

— Все произошло случайно, и мы с композитором Геннадием Гладковым и Василием Ливановым (актер, кинорежиссер, народный артист РСФСР, кавалер ордена Британской империи за роль Шерлока Холмса. — Прим. TUT.BY) в основном развлекали друг друга. За две недели, наверное, все закончили. И по какой-то невероятной случайности этот сценарий приняли. Художник, не зная музыки, сделал рисунки, которые полуутвердили, но его образы оказались абсолютно не соответствующими рок-н-роллу. Ливанов и Гладков решили сами все нарисовать.


За время учебы Гладков писал музыку во всех жанрах. К тому времени у него уже был балет, опера, вместе с Энтиным они написали несколько сюит для детей. Но когда знаменитые друзья собирались дома, композитор играл рок-н-ролл и хулиганские песни. Тогда уже появились The Beatles, и это не могло не отразиться на «Бременских музыкантах».

— Мы писали свободно. Когда написали, я сочинил такие строки:

Мы авторы отважные,

Раздели братьев Гримм,

За это потиражные

Мы получать хотим.

— В какой-то степени мы почувствовали, что это удача. С другой стороны потиражные были у нас… Я хорошо запомнил этот момент, как раз ушел с работы и на последние деньги мы с женой купили тетрадку, в которой я давал ей обещания, как социалистические обязательства, сколько заработаю. Я там написал какие-то цифры, а за квартал получил гонорар 9 рублей 60 копеек. Сначала «Бременские музыканты» вышли тиражом всего 3000 штук, но уже через два года их допечатали до 28 миллионов.

Через некоторое время Энтину пришло письмо от директора кинотеатра «Баррикады», в котором он просил снять продолжение, так как этого требуют зрители. Режиссер Инесса Ковалевская категорически отказывалась, ссылаясь на то, что ей нечего добавить к первой части.

— Ливанов и Гладков тоже вяло отнеслись к идее, а я думал, что должно быть естественное продолжение. Раз был король, чью дочь выкрали, то должен появиться сыщик. Я написал четыре строчки и прочитал их Ливанову и Гладкову. Я, говорю, придумал начало второй серии. Несется сыщик и поет:

Я гениальный сыщик,

Мне помощь не нужна,

Найду я даже прыщик

На ж. у слона.

Они молчали, потом Ливанов упал на пол и стал долго хохотать. Кстати, затем я долго думал, чем заменить это слово и придумал «на теле у слона».


Планировалось, что в записи песен к «По следам Бременских музыкантов» примут участие «Песняры». Владимир Мулявин даже сделал аранжировки трех песен, а коллектив записал музыку к эпизодам с приездом иностранных артистов. Голосами белорусского ВИА должны были быть исполнены «Мы к вам заехали на час», «Баю-баюшки-баю» и третья песня, которой нет в финальной версии мультфильма.

— Мы делали пародию на популярные в то время группы. Почувствовали, что аранжировки правильные и спели правильно, но в них нет американского. Внутри «Песняров» сидит белорусскость.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Так вместо «Песняров» в мультфильме поет Леонид Бергер, который в то время вместе с Аллой Пугачевой работал в коллективе «Веселые ребята». Но имени артиста нет ни в титрах, ни на пластинке, так как в тот момент он подал документы на эмиграцию в Австралию.

— В первую часть мы вложили какие-то наши социальные воззрения. Вторую делали более легкомысленно. Это была пародия на создавшиеся многочисленные ВИА. Однажды в Ялте на кинофестивале я сидел рядом с Николаем Расторгуевым. Потом мы вышли, стали курить, обсуждать эти фильмы, и заодно я ему рассказал, что написал «Бременские музыканты». Он не знал меня в лицо, не видел никогда, и это произвело на него невероятное впечатление. Он сказал: «Я только благодаря „Бременским“ стал певцом». Я спросил: «А у вас есть там какое-нибудь любимое произведение?» Он говорит: «Да, «Баю-баюшки баю, не ложися на краю. Не могу я спать у стенки, упираются коленки». Я с надеждой спросил: «Вам стихи понравились?» Он ответил: «При чем здесь стихи? Музыка! Я поразился, что у нас в России можно сочинять такую музыку и записывать не хуже, чем в Америке». Он рассказал всей группе, и они устроили банкет в честь меня.

«Голубой щенок» — отчасти биографическое произведение

Через 30 лет творческий союз придумал третью серию. Энтин говорит, что они не планировали соревноваться с собой, а хотели, чтобы это была ностальгия по «Бременским». Новая серия мультфильма не стала такой же популярной, зато в 2007 году в Минске с успехом прошла премьера мюзикла по его мотивам.

В этот раз Юрий Сергеевич приехал в Минск на премьеру мюзикла «Голубой щенок», который поставили белорусские режиссеры Анастасия Гриненко и Дмитрий Якубович в столичном театре Геннадия Гладкова «Территория мюзикла».

— Если меня спросить, какое мое любимое произведение, я отвечу — «Голубой щенок». Отчасти оно биографическое. Когда я его писал — вспоминал себя. Из города Оренбурга, где учился в школе во время войны, переехал в Москву. В те годы в России почему-то антисемитизм был на государственном уровне. В школе это было особенно заметно. Всех похожих детей травили, но со мной было справиться трудно. Помню, какой-то мальчик мне что-то сказал, и я с такой силой дал ему пощечину, что у него весь урок был на щеке отпечаток моей руки. Это было неожиданно, он был сильнее меня.


Поэт рассказывает, что тогда определение «голубой» не имело тот смысл, который в него пытаются вложить сейчас. Энтин подразумевал под ним героя, у которого нет недостатков. Музыку к первой версии написал композитор Давид Тухманов, но когда авторы принесли песни на телевидение, им ответили, что слова замечательные, а музыка неправильная, недетская и выгнали Тухманова. Позже на эту музыку появилась песня «Как прекрасен этот мир».

— Я обиделся и решил отдать его на «Союзмультфильм». Но там по договору нужно было ждать три года. Мы ждали, когда подходило время, я написал новый сценарий и пригласил Гладкова. В результате вышел фильм. Мне и Гладкову он очень не понравился. Мы даже, как последние гады, написали на них «донос», что мы против и хотим, чтобы он был в «диснеевской» манере, а не в непонятной авангардисткой. Но режиссер и художник на нас не обиделись, к тому же они были мои друзья.

Музыку к мюзиклу «Голубой щенок» написал Гладков, который недавно пережил серьезный инсульт. По словам Энтина, у композитора работает только одна рука и был поражен участок мозга, который отвечает за музыку. Об этом ему рассказал известный нейрохирург Александр Коновалов, который наблюдал подобное у Шнитке. Профессор порекомендовал принести в палату Гладкову клавиши, но тогда он к ним даже не притронулся. Позже он сочинил всю музыку одной рукой, а делал аранжировку и переносил ее на ноты любимый ученик композитора заслуженный артист России Андрей Семенов.


Посмотреть премьеру в Минске Юрий Энтин приехал с женой, которая, по его словам, давно никуда не выезжала. После спектакля актерам и поэту, который вышел на сцену, стоя аплодировал весь зал Дворца профсоюзов.





















Композитор рассказывает, что ему нравится атмосфера Минска, и вспоминает, как они вместе с женой в 1980 году в течение месяца жили в Смолевичах.

—  Мне предложили сочинить сценарии для «Беларусьфильма», но через пару дней мы с женой собирались уезжать в отпуск. Я говорю: «Приеду, если вы обеспечите моей жене отдых. Чтобы я работал, а она отдыхала». Мне предложили жить в Смолевичах и дали помещение, где проводились коллегии министерства. Огромный зал, около 200 метров. Сначала непонятно было, как там ночевать. На столе спать что ли? Моя жена — гениальный бытовой дизайнер. Все обращают внимание, что у нас дома невероятно уютно, и она так организовала этот зал, что стало удобно и мило. Мы очень неплохо провели время, я закончил сценарий, а она провела отпуск.

Поэт вспоминает, что здание, в котором они жили, находилось на закрытой территории, постороннему попасть туда было невозможно, зато ягоды и грибы росли практически под ногами. Рассказывает, что его супруга мечтает попасть туда снова.

— Рядом было озеро, в котором можно было купаться, а человек, который пригласил меня писать сценарий, почему-то считал необходимым снабжать нас дичью. Он охотился и привозил нам всяких зверей каждые несколько дней.

Тогда Энтины приезжали в Беларусь на своей машине и регулярно посещали Минск, чтобы прогуляться и закупить заграничные сигареты.

— Жена и сын курят, я курил невероятно много. Была Олимпиада-80, и в это время в Минске продавали заграничные сигареты. Я ими забил весь багажник. Закупили такое количество, что как-то спохватился: высчитал, что это одна треть моих всех заработков и гонораров — жутко много. Тогда я предложил бросить. Я с 80-го не курю, жена три дня не курила, сын — три часа.

«Я не представлял себе, что буду писать и дети будут смеяться»


В одном из интервью автор «Чебурашки» Эдуард Успенский рассказывал, что Энтин никогда не писал специально для детей. Вся его поэзия — для взрослых, но она настолько просто написана, что ее подхватывали дети. Юрий Сергеевич говорит, что это абсолютнейшая правда.

—  95% моих произведений было написано для кино. Мой метод заключался в том, что я сам ставил это кино в голове, когда читал сценарий. Я не представлял себе, что буду писать и дети будут смеяться. Когда встречаюсь с детьми, разговариваю с ними, как со взрослыми, и им это нравится.

Юрий Сергеевич рассказывает, что когда у него спрашивают разрешения исполнить его песни, он практически всегда соглашается и вспоминает случай, когда однажды сначала отказал рок-музыканту. Им оказался Егор Летов, лидер группы «Гражданская оборона».

— Отказал, потому что мне сказали, что они фашисты. Он меня просил, чтобы я послушал, как он спел. «И вообще, не обращайте внимания на разговоры. Мы не фашисты, а неофашисты», — пошутил. Когда я послушал, как он невероятно пронзительно спел «Луч солнца золотого» и даже прожил текст, я ему разрешил.

Одно из последних творческих потрясений поэта — дети из проекта «Голос». Энтин рассказывает, что был ими настолько впечатлен, что обратился к руководству «Первого канала», чтобы на юбилейном концерте в честь его 80-летия выступили участники проекта. Продюсер Макс Фадеев пообещал поставить шоу в Кремле, но ответ затягивался, и когда к поэту обратился телеканал «Россия» с предложением организовать концерт на другой площадке, он согласился.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

— Тогда я не осуществил это, но до сих пор мечтаю. Лучшего исполнения «Прекрасное далеко», чем группы, которую возглавлял Дима Билан, я не слышал. Они внутренне прочувстовали, не случайно зал встал. Кстати, так получилось, что Дима Билан оказался моим учеником. К 30-летию творческой деятельности мой помощник организовал в подмосковье фестивль на лучшее исполнение моих песен, в котором он победил. Тогда он впервые приехал в Москву. Позже на одной из передач, увидев меня, Билан всем объявил, что я его отец. Жена мне говорит: «Я не знала, у тебя столько детей в разных районах».

Российский певец признался Энтину, что «Прекрасное далеко» стала первой песней, которую он исполнил. В школе Билан залез на парту и начал петь. Сначала дети не обращали на него внимания, а в конце начали хлопать. Тогда он понял, что не может жить без аплодисментов, — признался Билан Юрию Сергеевичу.

Несмотря на такое количество песен для мультфильмов, большинство из которых знает наизусть не одно поколение детей, выросших на постсоветском пространстве, с эстрадными артистами Энтин работал нечасто. Периодически такое сотрудничество приводило к неожиданным результатам, «особенно когда на кону ящик коньяка от Геннадия Хазанова», смеется поэт.


— Мы сидели дома у Хазанова, было 2−3 часа ночи, тихонечко выпивали. Когда я немножко выпью, начинаю хвастаться. Я ему говорю: «Смотри, сколько в стране ВИА и все похожи друг на друга. Я могу создать ВИА и сделать их не похожими ни на кого». Хазанов ответил, что верит, что я могу создать, но не верит, что они будут понимать, про что они поют: «В нашей стране понимает только один человек — Алла Пугачева. Она чувствует, где три точки, где запятая». В общем, мы поспорили на ящик коньяка.

Так совпало, что друг Энтина пригласил его в Ташкент, где была группа «Ялла», которая довольно давно существовала и решила разойтись, так как музыканты себя исчерапали и не знали, что им петь дальше. «В основном они пели народные узбекские песни, и они кончились», — шутит поэт. Энтин поехал, и музыканты ему очень понравились. Юрий Сергеевич взялся с ними работать. Вместе они поехали по стране и приехали в город Учкудук.

— Мы были первыми, кто туда добрался, города не было на карте. Там стояли вышки, военные с автоматами и заключенные, которые добывали урановую руду, но к тому моменту она уже там закончилась, хотя этого еще не объявили.

Поэт вспоминает, что город Учкудук, построенный из белого камня, показался ему невероятно красивым, и сравнивает его с Иерусалимом. По словам Энтина, он настолько впечатлил его, что поэт буквально в столовой написал текст песни. В этот день у группы было запланировано три концерта: в 18, 20 и 22 часа. После обеда музыканты пошли отдохнуть.

—  Я разбудил Фаруха Закирова и заставил его сочинить музыку. В 18 часов мы ее уже исполняли. В 22 приехал секретарь обкома партии, и меня провозгласили узбекским поэтом. Там было много заключенных, они плакали и просили нас исполнить песню три раза. «Учкудук» стала лучшей на «Песне года» в 1980 году. «Яллу» знают, как «Учкудук», поэтому в споре я победил, но Хазанов мне пока коньяк не отдал, — улыбается Энтин.

Театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла» создан в 2012 году. В репертуаре театра — спектакли на музыку народного артиста России Геннадия Гладкова «Голубой щенок», «Иохим Лис — детектив с дипломом», «Собака на сене», «12 стульев» и разнообразные концертные номера из бродвейских и офф-бродвейских спектаклей, многие из которых были впервые переведены на русский специально для театра. Среди них — «Вестсайдская история» и «Привет, Бродвей».

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY встретился с классиком детской поэзии и узнал, как после поездки в Беларусь он бросил курить
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика