А здесь были пластмассовые пальмы: экскурсия по Минску в кинематографе. 21.by

А здесь были пластмассовые пальмы: экскурсия по Минску в кинематографе

19.08.2016 11:08 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Елена Васильева, Sputnik.

Минск для российского режиссера не в меру притягателен: чистый, умытый, без рекламных щитов на проспекте, все здесь сулит уют и развитой социализм. Сталинским ампиром или скромными запросами аренды привлекает Минск кинематографистов? Sputnik разбирался на экскурсии по кинематографическому Минску с кинокритиком Антоном Сидоренко.

Перекрыть проспект Независимости

Бытует поверье, будто зарубежные кинематографисты выбирают Минск съемочной площадкой исключительно из меркантильных соображений. Мол, не травы зеленые, не парки кудрявые привлекают режиссеров и продюсеров, а тот бесспорный факт, что перекрыть проспект Независимости дешевле, чем Тверскую. Отсюда и толпа массовки, шествующая от Дворца Республики к ГУМу в фильме "Стиляги": оказалось, что дешевле пририсовать к белорусскому проспекту Кремль и другие здания, чем перекрыть и вычистить от рекламных бордов московскую улицу.

Если придется смотреть российские сериалы, обратите внимание на сцены, снятые в автомобилях: герои едут по Москве, а в окне мелькает наш проспект Независимости.

А такой молодой

"Когда был подростком, я даже стеснялся, что живу в городе, в котором сохранилось так немного исторических зданий. Самая старая часть Минска построена в середине пятидесятых годов. Но в 90-е кинематографисты поняли, что часть нашего проспекта Независимости очень напоминает сталинскую Москву 30-х гг., и начали организовывать здесь съемки", — вспомнил Сидоренко.

"Абстрактный советский город" в Минске рассмотрел режиссер фильма "Плюмбум, или Опасная игра" Вадим Абдрашитов. В фильме позировали многие здания города — от железнодорожного вокзала до Дома-музея I съезда РСДРП. Некоторое время главный герой Плюмбум, он же — Руслан, достаточно бессистемно бегал по проспекту Независимости, вдоль ГУМа и мимо магазина "Лакомка", пока сюжет не привел главных героев на крышу. Крышу предоставил дом 32 по улице Ульяновской.

"Кстати, финальная сцена на крыше снималась в июне 1986 года. Режиссер после рассказывал, что крыши буквально "фонили" от радиоактивной пыли, и все же группа блуждала по ним в поисках удачной точки съемки. Если говорить о самых знаковых фильмах, снятых в Минске, то это, в первую очередь, "Плюмбум, или Опасная игра", который получил приз на Венецианском кинофестивале", — рассказал Сидоренко.

Кстати, ключевая сцена падения героини Елены Дмитриевой (Соня Орехова) с крыши снималась уже в павильоне — уронить актрису по-настоящему не могли, пришлось выстроить декорации, полностью повторяющие вид минского дома. Оператором был Георгий Рерберг, снявший фильм Андрея Тарковского "Зеркало". Стену дома в павильоне положили горизонтально, искусственно состарили, даже развесили на балкончиках белье, а героиню на специальном вращающемся подъемнике везли вдоль декорации. Оператор ехал рядом на особом кресле.

Почти Голливуд и пальмы на Володарке

В 1884 году в Минске родился Лазарь Меир, более известный как Луис Майер, один из основателей Голливуда, руководитель знаменитой студии Metro-Goldwyn-Mayer и Американской академии кинематографических искусств и наук, инициатор создания премии "Оскар". И хоть в основном голливудские режиссеры предпочитают держаться от Беларуси подальше, домик за Красным костелом, в котором жил Майер — не единственное, что роднит Минск с Голливудом.

В 1998 году Минск перевоплотился в столицу Перу Лиму. На территории следственного изолятора №1 по ул. Володарского снимал свои фильмы голливудский режиссер Менахем Голан. В этом году напротив изолятора выросли пластиковые пальмы.

"В 90-х он был на мели и, решив сэкономить, снял сразу три голливудских фильма в Минске. В одном из них действие происходило в Перу, во время съемок напротив театра Горького стояли пластиковые пальмы", — вспоминал Сидоренко.

В основу сюжета положили реальные события, случившиеся в Лиме в конце 1996 года. Группа боевиков из революционного движения имени Тупака Амару в декабре захватила здание японского посольства в Перу и 126 дней удерживала в здании сотни дипломатов, бизнесменов и высокопоставленных чиновников — одним словом, в фильме торжествует хоть и комичный, но революционный дух. Съемочной группе предоставили доступ к минскому СИЗО, в их распоряжение поступили даже камеры, а вокруг Володарки выросли пальмы. "Либертад!" на фоне СИЗО звучало достаточно провокационно.

Голан перед тем, как приехать в Беларусь, открыл ряд звезд, в том числе Сильвестра Сталлоне, одним словом, изрядно попрактиковался в Голливуде, прежде чем снимать в Беларуси перуанские Анды. Кроме "Лима: Нарушая молчание", еще три художественные картины возникли на "Беларусьфильме" при его участии за год — "Московская связь", "Супермозг", "Луиза и джек-пот". Это почти нереальные сроки для белорусского кино. Всего на счету американца больше 250 фильмов.

Эпизодические роли и роли второго плана

В Минске режиссер Игорь Добролюбов снял свою знаменитую картину для детей "По секрету всему свету". Одной из точек съемки были парк Горького — там Дениска катается на аттракционах, а после бежит мимо цирка.

В картине, бывшей некогда одним из чемпионов проката — "Меня зовут Арлекино" Валерия Рыбарева — можно даже увидеть редкие кадры неформального Минска. В сцене, снятой в Троицком предместье, есть кадры молодежной выставки, где с одной стороны художники выставляют тогда еще полузапрещенные иконы, а в другой стороне резвятся местные неформалы.

Кадр из фильма Меня зовут Арлекино (1988)
Кадр из фильма "Меня зовут Арлекино" (1988)

Очень часто Троицкое предместье в российских фильмах играет Германию и Чехию — русскому взгляду наши виды кажутся из ряда вон европейскими.

Кстати, здание Красного костела в советские годы несколько раз спасало от сноса только то, что здесь с 1947 года располагались съемочные павильоны киностудии "Беларусьфильм". Затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино. Так кино в Беларуси спасло костел. Остается надеяться, что однажды кто-нибудь спасет кино.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Минск для российского режиссера не в меру притягателен: чистый, умытый, без рекламных щитов на проспекте, все здесь сулит уют и развитой социализм. Sputnik вспомнил...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика