Расстрел за рисунки гуашью и путешествие на "Титанике". Белоруски от "Домостроя" до Mark Formelle
17.03.2017 11:42
—
Новости Культуры
|
Конфликт между феминистками и Mark Formelle ![]() До начала 20 века образ женщины ассоциировался с гармонией, идеалами материнства и добродетели — то есть приглаженным вариантом «Домостроя». Но на стыке веков что-то сломалось — и полмира узнало, что женщина — это не только муза и молчаливая натурщица, но еще и борец, творец и (как это тривиально!) равноправный человек. Эволюцию в восприятии женщины TUT.BY рассмотрел на примере коллекции Национального художественного музея (НХМ). Приведенные ниже факты, примеры и жизненные истории рассказала Екатерина Изофатова, искусствовед, заведующая отделом современного белорусского искусства НХМ. Ню для женщин — под запретомВ начале 20 века женщина наконец становится творцом-художником, то есть субъектом. А до этого времени ей разрешалось лишь позировать для мужчин или заниматься рукоделием, которое именовалось декоративно-прикладным искусством. Смотреть на обнаженную натуру, а тем более ее изучать, запрещалось. Лишь в конце 19 века к женщинам «снизошли» и позволили писать мужскую плоть. Правда, с оговоркой: ее нужно сильно задрапировать. В анатомический театр женщина могла попасть лишь в качестве экспоната, хотя изучение натуры — важная ступень в становлении художника-профессионала. Неудивительно, что в живопись скоро пришли талантливые женщины. Например, их было немало в витебском авангарде. Наравне с Малевичем и Шагалом в городе на Двине работали Вера Ермолаева, Евгения Магарил, Оксана Богуславская, Нина Коган. Одну из них впоследствии расстреляли за рисунки гуашью… ![]() Вера Михайловна Ермолаева преподавала в Витебском народном художественном училище, после стала ректором Витебского художественно-практического института. Руководила студией кубизма на должности «старший кубист». Была проводником идей Малевича. Внесла огромный вклад в формирование коллекции первого музея современного искусства на территории Беларуси (две работы из этой коллекции есть в Национальном художественном музее — «Женский портрет» Ильи Машкова и «Искусство коммуны» Моисея Кунина). Родители Веры Ермолаевой были потомственными дворянами. Непролетарское происхождение простить ей не смогли. В 1934 году, когда художница жила в Петербурге, ее арестовали за попытку организовать группу антисоветски настроенной интеллигенции. Во время обыска у нее нашли папку с работами, выполненными гуашью. На одной из них был изображен медведь, которого волки в буденновках тащат на суд зверей. Ничего хорошего ожидать не приходилось, ведь у начальника НКВД Ленинграда фамилия была Медведь (по иронии судьбы он тоже был белорусом). Ермолаеву на три года сослали в лагеря под Караганду, в 1937 году расстреляли. В коллекции музея есть и портрет художницы Пальмиры Мрачковской, который в 1914 году написал Яков Кругер. В свое время она субсидировала его школу. На портрете, казалось бы, обычная женщина, но история ее жизни удивительная. ![]() Будучи обеспеченным человеком, Пальмира Мрачковская спонсировала молодые таланты, поддерживала пожилых людей, кормила животных на улице. В 1930-е годы она потеряла свое состояние и оказалась в нужде. Чтобы выжить, ей приходилось принимать конъюнктурные заказы — писать портреты вождей. Есть предположение, что Пальмира Любомировна была пассажиркой легендарного «Титаника». Актриса Стефания Станюта вспоминала, что видела в ее мастерской огромную работу «Гибель «Титаника». Соседи эту информацию подтверждали. Искусство становится жестким, женщина в нем — тожеНа смену авангардному типу культуры, неугодному советской власти, приходит авторитаризм. Обнаженная натура исчезает, только у физкультурников есть шанс раздеться на картине — продемонстрировать свою силу. Женщина получает равные права, идет работать на фабрики и заводы, становится равноправным членом мужского сообщества. Она перестает быть рабыней корсета, но попадает в индустриальный хомут. Отсюда — картины в духе «На текстильной фабрике» Александра Голубкина. В целом, в этот период текстильщица становится центром художественного мира. Почти как в рекламе Mark Formelle, только наоборот! ![]() После войны на женщин смотрят еще более «пронзительно»: на портретах изображают колхозниц, героев социалистического труда. Хотя, скорее, — ордена, которые висят у них на тщательно замаскированной груди. В последующем этот взгляд на женщину смягчится. Художники будут рассказывать о ней не с позиции государственного строительства, а в приватном пространстве. Из публичной сферы их перенесут в бытовую обстановку. Отныне женщину облекут в халат (даже на уроках музыки с учеником), сделают ее хранительницей домашнего очага. Если «объекты» будут помоложе, отличницей и примерной ученицей-студенткой. Интересная история связана с картиной Волкова «Первое сентября». На нем он показывает девочку, которая собирается в школу. Рядом с ней стоит бюст Купалы. Первоначально на его месте висел портрет Сталина, но художник вовремя передумал. ![]() Любопытный факт: женщина, которая живет в деревне или работает на производстве, станет на картине «дородной бабой» лишь во второй половине 20 века. Зато артисток художники не тронули: по-прежнему изображали их мягкими и более женственными. Единственное разрешенное ню можно было увидеть на картинах в духе «В бане». Полуобнаженная натура перекочевала в работы на спортивную тематику. ![]() На стыке 20 и 21 веков художники освобождаются — и начинают творить. В более фривольной, свободной и иногда даже провокационной форме. К примеру, как в скульптуре Павла Шаппо «Педикюр». Хотя главный процесс, как видим, происходит не в художественном мире: его с радостью подхватил маркетинг. Там бы ему и остаться. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Конфликт между феминистками и Mark Formelle полезен хотя бы тем, что многие узнали значение слова "объективация". Хотя явление это не новое. Делать из женщины объект... |
|