"Для профессионала сделать пиалу - три минуты". Гончары - о своем ремесле
04.09.2017 09:06
—
Новости Культуры
|
Глиняные горшки хорошо знакомы нашим бабушкам, глазурованная осовремененная керамика — нам. Но как из неприглядного куска глины появляется искусная и в то же время практичная красота? TUT.BY совместно с — Керамикой я занимаюсь уже два года, — рассказывает нам Вадим Козич, пока едем к его мастерской. Мы находимся рядом с Боровлянами, в деревне Лесковка, где располагается коворкинг для ремесленников. Вадим его основал вместе со своей женой Алесей. Сюда приходят все, кому нужна площадка для работы, и, конечно, здесь трудятся сами учредители. — Хочешь, допустим, открыть производство мебели. Но это же надо купить оборудование, снять помещение, стать индивидуальным предпринимателем — все стоит денег. К нам можно просто прийти, сделать что-то, попробовать продать. Получается? Молодец! Вырастаешь из нашей площадки — и развиваешь свое производство дальше. Идею открыть подобное место в семье Козич вынашивали долго — еще с 2015 года, но полноценный запуск произошел в январе 2017. Получился своеобразный «тренажерный зал» для ремесленников. Стоит недорого — 3 рубля в час. — Правда, в тренажерке беговая дорожка, а у нас — гончарный круг, — шутит Вадим. Он по образованию инженер-механик, закончил автотракторный факультет БНТУ. — У меня и другое высшее есть — только не знаю, куда их девать. Сейчас гончарство — моя основная работа. Раньше я был наполовину завскладом, наполовину начальником производства в небольшой компании. Здесь в принципе тоже этим занимаюсь — совмещаю много разных функций. Конечно, в денежном плане я проигрываю, зато занят любимым делом. Как из куска глины получаются изящные формыЗаходим в коворкинг — и знакомимся с Натальей Корнеевой. Коллега Вадима гончарит уже 10 лет. — Раньше я и на заводе работала, и на рынке. Предпринимателем была — продавала детские игрушки. Потом ушла в декрет — и втянулась в гончарство. Надо было чем-то руки занять после родов, — улыбается Наталья. Сейчас она выполняет заказ для одного бара с улицы Зыбицкой. Задача Натальи — сделать много маленьких пиал. Освободившись от работы над очередным экземпляром, гончар тут же демонстрирует нам, как из куска глины рождается мисочка. — Сначала фиксируем кусок глины нужного размера в центре круга. Для этого нужно пришлепнуть его и, если не уверены в успехе, похлопать по кусочку сверху. На этом этапе уже надо понимать, что вы садитесь делать, ведь из такого «малыша» не получится сгончарить большой кувшин. — Кроме того, глина дает усадку — 16%. Нужно знать, какого размера планируется готовое изделие, и рассчитать, насколько больше его сделать. — Глину мы, конечно, покупаем готовую. Можно ее сделать и самим, если земляную смесь очищать от примесей, процеживать… Но зачем? Это отдельная работа, которой нам ни к чему заниматься, — добавляет Вадим. — Дальше мы центруем нашу будущую миску. Обхватываем руками глину и одной рукой тянем чуть на себя, другой — придавливаем вниз, чтобы не смещать заготовку из центра, — продолжает Наталья. Как только первый этап завершен, переходим к созданию формы. — Теперь начинаем большим пальцем продавливать центр заготовки вниз. Это тоже делается в положении, когда рука охватывает всю глину. Новичку нужно следить, чтобы палец уходил перпендикулярно вниз вместо боков, а еще — чтобы случайно не продырявить будущую посуду. Ближе к концу — вытягивание стенок. Этот этап самый магический: стоит немного зажать их с двух сторон и передать глине импульс вверх, как материал тут же разверзается, оставляя внутри большую полость — собственно, миску. Готово! Остается взять струну, натянуть ее большими пальцами на краю гончарного круга и провести под дном получившейся мисочки. Так мы отделяем заготовку от инструмента. — Все то, что мы сейчас делали, происходит с мокрой глиной. Дальше нужно минимум три дня, чтобы изделие подсохло. Только после этого оно отправляется в печь. Для такой маленькой пиалки мне, профессиональному гончару, понадобится три минуты. Но потом она будет день обвяливаться, после чего пиалу еще надо обточить. Затем маленькое изделие сохнет минимум три дня, но здесь многое играет роль: температура, влажность, — поэтому в план закладывают обычно дней пять. Это уже, считайте, неделя. И только теперь мы ставим пиалу в печку — еще на три дня. На деле сам обжиг займет несколько часов — от 7 до 9. Больше времени тратится на остывание посуды, ведь нужно, чтобы это происходило равномерно. Малейшая погрешность — и весь труд насмарку: пойдут трещины. — Не стоит этого пугаться: 20% брака гончарных изделий — это нормально, — утверждает Вадим. Не учат в школе: как работать с глинойПосле Натальи мы решили и сами попробовать сделать что-нибудь. Гончар предложила простой вариант — небольшую миску. Оказалось, превращение глины в посуду вовсе не чудо! Главное не бояться нажимать на крутящуюся заготовку, чтобы все получилось. Это только кажется, что гончар легко касается глины: чтобы заставить материал поддаваться рукам, нужно приложить достаточно силы. И главное — правильно направлять ее. — Важно научиться «центровать» изделие, — объясняет Наталья. — У всех на это уходит разное количество времени. Кто-то приходит и уже через день может все правильно сделать, а кто-то — месяцами пытается и все без толку. Например, у меня вышло «центровать» глину где-то через неделю после первой попытки. Причем, я так и не поняла, как это получилось. — Тогда мой учитель не особенно помогал, а все ходил и критиковал. А потом в один момент сказал: «Так у тебя ж все нормально уже получается!» — смеется Наталья. — В ближайшем будущем мы планируем открыть обучающие курсы, где можно будет основательно подойти к практике гончарства, — замечает Вадим. — Хотя, — акцентирует Наталья, — научиться можно и на развлекательной программе. Зависит от стремлений человека. Зачем гончар в XXI веке и чем он зарабатывает— Мы делаем лепнину даже для Рублевки, сейчас — тот самый заказ от бара на Зыбицкой, хотим еще посотрудничать с ресторанами, отелями. Самый необычный запрос к нам поступил из хаммама: нам нужно сделать две вазы где-то 70 см в высоту и еще 30 — в ширину. Если вам это ни о чем не говорит, — сразу поясняет Вадим, — то просто скажу — это довольно сложная форма, мы еще пока думаем, как к ней подступиться. Тут же гончар приводит пример. — Вот горшок. Думаете, как он сделан? Признаемся, что не имеем понятия. — Делается, например, сначала верхняя часть, а потом — нижняя. И аккуратно соединяется посередине, где самое широкое место. Иначе есть шанс, что горшочек просто «провалится» до просушки. Хотя Наташа, наверное, со своим опытом может такое с ходу сгончарить, — смеется Вадим. — Есть еще такая услуга — «гончар на свадьбу». Зачем он там нужен? — Обычно специалист помогает молодым соблюсти традицию и вместе сделать первый сосуд для совместной семейной жизни. Под руководством специалиста не может не получиться: нужно просто расслабиться и доверить свои руки гончару, — объясняет Наталья. Правда, такие услуги не самый распространенный вариант заработка. Куда стабильнее — продажа собственных изделий. В коворкинге Вадима на тарелки, миски и кувшины цены варьируются от 20 до 28 BYN. Вадим уверен, что это недорого, тем более покупатели есть. — Я сделал даже специальную «программку» в Excel, которая рассчитывает себестоимость изделия, если ввести исходные данные вроде количества материалов, размера, аренды нашей мастерской и так далее. Понятно, что чем больше сделали, тем цена меньше — та же аренда распределится на все позиции. Наценку устанавливаем 20%. — У нас в стране ремесленники не умеют ценить свой труд, — замечает Наталья. — Часто в стоимость они закладывают только «расходники» — ту же глину. А как же электроэнергия, например? Как будто за нее никто не платит! Я уже не говорю о времени. — Стараемся ловить тренды, — рассказывает Вадим. — Недавно сделали коллекцию бокалов по мотивам «Игры престолов». — Еще мы ездили в Италию на стажировку, — вспоминает Вадим. — И оттуда привезли идею для коллекции посуды. У нас ведь в Беларуси нет традиции росписи по глазури. Мы взяли итальянскую технику и мотивы и сделали целый набор. Сравните стили сами: в наших вышиванках все линии четкие, геометрические, а у них в традиции — плавные. Один мазок — и ничего исправить уже не можешь. Как получилось, так и остается. В вопросе, зачем же все это современному человеку, которому проще зайти в супермаркет и купить стандартную посуду, Вадим непоколебим. — Это то же самое, что с машиной: когда у тебя ее нет, кажется, можно и без нее прожить. Как только она появляется — все, назад дороги нет. Так и с авторской керамикой. Вы только потрогайте ручки этих чашек! — Вадим достает оставшиеся от продажи изделия. — Каждая из них сделана по-своему, и вы получаете от них разные ощущения. Когда вы обхватите кружку пальцами и почувствуете, что она «ваша», эту посуду уже никогда не забудете. «Если заниматься долго, то сохнут руки»— Из-за того, что мы находимся не очень близко к городу, до нас добираются в основном те, кто на машине. Но интересные ребята приезжают! Как делать, так и покупать. К нам за гончарный круг приходит даже мужчина, у которого два своих текстильных завода в Китае. Это правильно: психологи советуют работу с гончарным кругом как способ немного развеяться. В заключении Вадим признается, в чем главный секрет его любви к работе. — Я очень горжусь людьми, которые занимаются созиданием. Пусть для кого-то это хобби, а для кого-то — работа. Главное — не сидеть дома. У меня жена — керамист, сын Федя — тоже со мной. Мы всей семьей в нашем деле. — Да и у меня дочка с трех лет за гончарным кругом! — добавляет Наталья. — Сейчас ей уже 13. Прощаясь, задаем волнующий вопрос: как работа с глиной влияет на чистоплотность и кожу? — Смывается грязь отлично, вы и сами видели, — отвечает Наталья. — Вот только если с глиной работать долго, очень сохнут руки. Наша красная глина, белорусская, очень богата солями — причина в этом.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы узнали, как происходит рождение посуды ручной работы и в чем ее преимущество по сравнению с масс-маркетом. Можно ли заработать в Беларуси на гончарном ремесле? И...
|
|