"Анёлы над горадам". Минчане хотят восстановить старую гравюру Гродно, сделав ее доступной для всех. 21.by

"Анёлы над горадам". Минчане хотят восстановить старую гравюру Гродно, сделав ее доступной для всех

13.04.2018 15:34 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Гравюра Матиаса Цюнта по рисунку Ганса Адельгаузера с изображением Гродно была напечатана 450 лет тому в Нюрнберге. Город на ней изображен детально и очень подробно. На сегодняшнее время в Беларуси нет ни одного ее экземпляра и даже ни одной хорошей копии. Энтузиасты решили это исправить и напечатать старинным способом точную и качественную полноразмерную копию гравюры. Одну из них подарят гродненскому музею, а электронную копию выложат для всеобщего доступа.


В 2008 году одну из копий гравюр выставили на аукционе в Варшаве. Гродненские власти даже делегировали туда директора Гродненского историко-археологического музея. Но сумма в 40 тысяч долларов за оригинал 1568 года оказалась для нас неподъемной. Так изображение и осталось в Польше.

Печать карт и гравюр — хобби, денег практически не приносит

И вот теперь гравюрой, а вернее, созданием ее качественной копии по старинным технологиям решили заняться представители студии Imago совместно с историками и художниками, а деньги на проект собрать на одной из белорусских краудфандинговых площадок.

Гравюра «Vera designatio urbis in Littavia Grodnae» (Настоящее описание города Гродно в Литве) была выполнена Маттиасом Тюнтом в 1568 году по рисунку Ганса Адельгаузера, которую тот сделал в июле 1567 года, когда в Гродно приехали четыре посольства: московское, татарское, турецкое и валашское. На гравюре представлена ​​сцена встречи литовского спикера Воловича с московским посольством. На оборотной стороне помещена текстовая информация о городе. В 1575 г. гравюру города в несколько упрощенном виде воспроизвели Франц Хагенберг и Георг Браун. Они поместили ее в своем «Атласе городов земного мира». Такие гравюры можно купить на аукционах за 300−400 евро, но это все не то. Есть и более поздние варианты, еще менее точные и качественные.

Imago — проект некоммерческий, его создали двое минчан: Илья Андреев, главный по картам, и специалист по издательскому делу Валентина Андреева. Сайт — скорее их хобби, которое денег не приносит.

 — Калі пра грошы, то на гэтым мы не зараблялі і не зарабілі. Пакуль мы працуем больш на імпэце. І тым не менш, ёсць спонсары, якія падтрымліваюць нас фінансава, набываюць створаныя намі рэчы. Студыя Imago — пакуль пераважна віртуальны праект сацыяльнага кірунку. Існуем мы на зарплату з іншай работы і займаемся старадаўняй графікай у вольны час, — говорит Валентина. —  Калі прыходзяць нейкія грошы, скажам, нехта з мецэнатаў купіў факсіміле, мы выдаткоўваем іх на хостынг, на пераклад матэрыялаў сайта на ангельскую мову, марым пра тэхнічную перапрацоўку сайта прафесійным праграмістам. Але мы, вядома, хочам стаць паспяховым камерцыйным праектам — і лічым добрым, калі сацыяльныя ініцыятывы навучаюцца зарабляць грошы, — марым займець нейкую пастаянную майстэрню.

Началось все с Радзивиловской карты ВКЛ, которую в 2009 году выдала «Белкартография». Илья и Валентина увидели издание и решили, что могли бы и сами сделать что-то подобное.

 — Мы купілі на замежных аўкцыёнах сапраўдную антыкварную карту Еўропы 19 стагоддзя. Знайшлі ў інтэрнэце шмат сканаў старых карт. Вывучалі іх паходжанне і змест, а таксама асаблівасці паперы і друку, спрабавалі самі якасна друкаваць паліграфію, афармляць у рамы. З часам назапашваліся веды і выявы, і мы прыйшлі да неабходнасці гэта сістэматызаваць. У 2013 годзе Ілля стаў ствараць сайт imago.by як лічбавы каталог-даведнік старадаўніх карт і гравюр, — говорит Валентина.

Чуть позже к команде присоединился художник-график Дмитрий Шаповалов. Иногда в проекте участвуют и другие люди — на время какой-то конкретной работы. Так, например, кто-то из коллекционеров делится какими-то картами и старинными изображениями, кто-то помогает с переводами, историки поставляют на сайт тематические статьи.


Дмитрий и Илья за работой в мастерской. Фото: из личного архива

 

Карту 1520-х годов печатали на старинном печатном станке

С 2016 года инициативными минчанами было сделано несколько интересных проектов. Например, в 2016 году они попробовали изготовить факсимиле гравюр «Битва под Оршей» и «Грюнвальдская битва». Говорят, все получилось, но немного не так, как планировали.

В 2017 году была сделана полная копия карты венецианского картогрофа Джованни Андреа Вавассоре 1520-х годов. Проект приурочили к 500-летию книгоиздательства в Беларуси.

— Надрукавана было 12 карт, 8 з іх мы перадалі ў найбуйнейшыя дзяржаўныя калекцыі: Нацыянальную бібліятэку, Нацыянальны гістарычны і Нацыянальны мастацкі музеі, адна карта трапіла ў прыватную калекцыю. Друкавалі яе мы ў аўтэнтычных строях, на старадаўнім друкарскім прэсе, на адмысловай паперы ручной адліўкі з адноўленай формы, — говорит Валентина.


Дальше — больше. Перед юбилеем БНР решили перепечатать карту страны. Оказалось, что многие даже не знали, что она была официально издана и использовалась в дипломатических целях.

 — На перавыданне карты БНР у канцы 2017-га года мы сабралі праз краўдфандынг 1914 рублёў, гэтыя грошы пайшлі на друк, афармленне ў рамы і ў падарункавыя тубусы. Па заканчэнні праекта больш за 20 карт мы перадалі ў музеі Беларусі. Глуск, Лагойск, Лёзна, Капыль, Шклоў і многія іншыя гарады цяпер маюць у сваіх музеях карту БНР.


Чтобы напечатать гравюру Цюнта, нужно несколько копий оригинала

И вот сейчас дошли до гродненской гравюры Цюнта. Прежде чем приступить к проекту по данному изображению, команда, к которой присоединился гродненский историк Александр Перегудов, долгое время изучала все особенности ее старинного изготовления, а также… европейское авторское право. Дело в том, что оригинальные копии гравюры есть, например, в Литве, Польше, Швеции. Но отсканированные изображения музеи продают достаточно дорого — около 100 евро за файл. Чтобы реконструировать гравюру надо иметь несколько сканов оригинальных копий — дело в том, что все оригиналы имеют свои потери и непропечатки.


Как может выглядеть сувенирная продукция на крафтовой бумаге. Фото: из личного архива

А еще архивы и музеи, которым принадлежат оригиналы гравюр, заявляют о своем исключительном праве на гравюру и ограничивают использование изображения. Существуют тарифные планы на него — в зависимости от вида и тиража публикации старинных изображений.

 — Калі гаворка вядзецца пра адзінкавае ўзнаўленне гравюры, архівам можна было б заплаціць (або нават дамовіцца на бясплатны дазвол на разавую публікацыю). Але не менш важна, каб гэтая выява была распаўсюджана шырока і свабодна. Важна, каб выяву Гродна друкавалі на кубках, майках, сшытках, бо гэта — наша нацыянальная каштоўнасць. І несправядлівым падаецца, што беларусы мусяць штораз пытацца дазволу на такі друк і аплочваць замежным сховішчам камісію за тое, на што, па праўдзе, і самі маюць не меншыя правы, — говорит Валентина.


Вариант разрисованного фрагмента гравюры. Фото: из личного архива

Когда копии будут куплены, команда проведет их анализ, сравнит их — и с помощью современных компьютерных технологий смоделирует изображение клише, с которого они печатались. Это позволит не только компенисировать какие-то изъяны, но и поможет избежать юридических претензий. Печатная форма будет воссоздана по-новой и «новая старая» гравюра будет отсканирована и размещена в свободном доступе, чтобы каждый желающий мог тиражировать ее бесплатно.

 — Яшчэ адзін асобнік, надрукаваны ўручную, будзе расфарбаваны мастаком у адпаведнасці з традыцыяй расфарбоўкі старадаўніх выяў. Каляровую гравюру мы надрукуем паліграфічным спосабам вялікім накладам у якасці постара, і кожны зможа набыць яго. Для збору сродкаў у красавіку будзе запушчана краўдфандынгавая кампанія «Анёлы над горадам» на пляцоўцы ulej.by. Мы хочам сказаць не толькі гродзенцам, але ўсім беларусам: анёлы, якія трымаюць герб, як і ўся панарама, — яны ўнікальныя, адзіныя ў свеце. Яны толькі нашы, і толькі ад нас залежыць, ці вернуцца яны ў Беларусь, — говорит Валентина.

 

 
Теги: Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Гравюра Гродно Матиаса Цюнта и Ганса Адельгаузера была напечатана 450 лет тому в Нюрнберге. На сегодняшнее время оригинальных гравюр в мире осталось совсем мало. А в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика